ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1632/20 от 28.12.2020 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1632/20

23RS0012-01-2020-002233-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Горячий Ключ 28 декабря 2020 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Щербаковой А.А.

при секретаре Ульяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО г. Горячий Ключ о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 в судебном порядке оспорил отказ администрации МО г.Горячий Ключ в выдаче разрешения на строительство.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 1600 кв.м. кадастровый №«...», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.

Истец, планируя строительство на данном земельном участке трех индивидуальных жилых домов, обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Горячий Ключ с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

На свое обращение получил ответ о несоответствии параметров планируемых объектов установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 05.08.2020 года №«...», №«...», №«...».

С данным решением администрации МО г.Горячий Ключ истец не согласен, поскольку принадлежащий ему на праве аренды земельный участок расположен в черте населенного пункта, имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1Б), находится между участками с таким же видом разрешенного использования.

Истец считает, что таким решением нарушено его право и законные интересы, поскольку он, имея на праве аренды указанный земельный участок с установленным видом разрешенного использования, не имеет возможности использовать его в соответствии с договором и по его прямому назначению, в связи с отказом в выдаче ему разрешения на строительство.

Административный истец, обратившись в суд с иском, просит признать необоснованными и незаконными данные решения администрации МО г.Горячий Ключ от 05.08.2020 года №«...», №«...», №«...» об отказе в выдаче разрешения на строительство.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на удовлетворении заявленного им иска по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации МО г. Горячий Ключ по доверенности ФИО2 подтвердила, что по договору аренды от 17 ноября 2017 года истцу предоставлен земельный участок из земель несельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, срок действия договора до 17 ноября 2066 года, оплату арендатор ФИО1 вносит регулярно, пояснила, что данный земельный участок имеет установленный вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, однако, согласно Генплана, который был утвержден в 2013 году, указанный земельный участок еще значится в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения, хотя фактически находится в зоне индивидуальной жилой застройки, не отрицала тот факт, что по договору аренды данный земельный участок предоставлен под ИЖС, решение по делу просила принять по усмотрению суда.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

По делу установлено и подтверждено представленными материалами, что истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 1600 кв.м. кадастровый №«...», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.

Истец, в соответствии с п.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ и условиями договора, планируя строительство на данном земельном участке трех индивидуальных жилых домов, обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

На свои обращения получил ответы от 05.08.2020 года №«...», №«...», №«...» о том, что в выдаче разрешения на строительство ему отказано, поскольку в соответствии с Генпланом указанный земельный участок расположен на территории земель сельскохозяйственного использования.

Истец настаивает на том, что отказ необоснован, поскольку принадлежащий ему на праве аренды земельный участок расположен в черте населенного пункта, имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1Б), находится между участками с таким же видом разрешенного использования.

В соответствии с градостроительным регламентом, установленным для данной территориальной зоны, зона предназначена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, а так же минимально разрешенным набором услуг местного значения.

Из чего следует противоречие между ПЗЗ и Генпланом МО г.Горячий Ключ.

Тем более, что истец по указанному договору своевременно и в установленном порядке оплачивал аренду, в результате чего администрация МО г.Горячий Ключ регулярно получала доход, однако, заведомо зная о том, что существуют расхождения в ПЗЗ и Генплане, предоставив данный участок в аренду, не внесла поправок в разрешительные документы, позволяющие арендатору беспрепятственно использовать данное имущество в соответствии с условиями того же самого договора и установленным видом разрешенного использования земельного участка, с учетом того факта, что с расширением границ жилой застройки города земельный участок истца находится в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1Б).

Суд, дав оценку доводам истца, находит их обоснованными.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

В соответствии с правилами, установленными ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

По общему положению о праве на землю, статьей 40 Земельного кодекса РФ закреплены права владельцев земельных участков на использование земельных участков.

В соответствии с ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, владелец земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурнотехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно требований, установленных ч.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В соответствии с ч. 2 данной нормы, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 5 данной нормы, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Из изложенного следует, что градостроительный регламент должен приниматься органом местного самоуправления с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Земельный участок, принадлежащий истцу расположен в черте населенного пункта, имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства и расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Представленная истцом Схема планировочной организации земельного участка от 08 октября 2020 года, подготовленная индивидуальным предпринимателем ФИО5 выполнена в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Суд, анализируя изложенное приходит к выводу о том, что в данном случае, фактическое использование земельного участка, принадлежащего истцу, при принятии ПЗЗ и Генплана МО г.Горячий Ключ учтено не было, кроме того, без учета этого обстоятельства с ним был заключен договор аренды под индивидуальное жилищное строительство, что по существу является нарушением его права на использование, предоставленного ему земельного участка.

Согласно подпункту 1 п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к администрации МО г. Горячий Ключ о признании решения незаконным, удовлетворить.

Признать необоснованным и незаконным:

-уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 05 августа 2020 года №«...», жилого дома, этажность – 1, подземная этажность – 0, площадь застройки 133 кв.м., размерами 11 м. х 11 м. + 3,0 м. х 4,0 м. на расстоянии 41,25м. от <адрес>, на расстоянии 3,0м. от <адрес>, на расстоянии 10,0 м. от тыльной стороны земельного участка, на расстоянии 5,8м. от <адрес>;

-уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 05 августа 2020 года №«...», жилого дома, этажность - 1, подземная этажность - 0, площадь застройки 100 кв.м., размерами 10 м. х 10 м. на расстоянии 23,60м. от <адрес>, на расстоянии 5,25м. от <адрес>А, на расстоянии 33,0м. от тыльной стороны земельного участка, на расстоянии 7,50м. от <адрес>;

-уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 05 августа 2020 года №«...», жилого дома, этажность - 1, подземная этажность - 0, площадь застройки 122 кв.м., размерами 11 м. х 10 м. + 3,0м. х 4,0м., на расстоянии 5,0м. от <адрес>, на расстоянии 4,80м. от <адрес> на расстоянии 52,60 м. от тыльной стороны земельного участка, на расстоянии 7,6 м. от <адрес>,

на земельном участке, площадью 1600 кв.м, кадастровый №«...», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию МО г. Горячий Ключ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца и выдать уведомления о соответствии указанных в уведомлениях о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а именно:

- жилого дома, этажность – 1, подземная этажность – 0, площадь застройки 133 кв.м., размерами 11 м. х 11 м. + 3,0 м. х 4,0 м. на расстоянии 41,25м. от <адрес>, на расстоянии 3,0м. от <адрес>, на расстоянии 10,0 м. от тыльной стороны земельного участка, на расстоянии 5,8м. от <адрес>;

- жилого дома, этажность - 1, подземная этажность - 0, площадь застройки 100 кв.м., размерами 10 м. х 10 м. на расстоянии 23,60м. от <адрес>, на расстоянии 5,25м. от <адрес>, на расстоянии 33,0м. от тыльной стороны земельного участка, на расстоянии 7,50м. от <адрес>;

- жилого дома, этажность - 1, подземная этажность - 0, площадь застройки 122 кв.м., размерами 11 м. х 10 м. + 3,0м. х 4,0м., на расстоянии 5,0м. от <адрес>, на расстоянии 4,80м. от <адрес>, на расстоянии 52,60 м. от тыльной стороны земельного участка, на расстоянии 7,6 м. от <адрес>,

на земельном участке, площадью 1600 кв.м, кадастровый №«...», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес>.

Считать схему планировочной организации земельного участка от 08 октября 2020 года, подготовленную индивидуальным предпринимателем ФИО5 неотъемлемой частью данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий-