ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1633/19 от 03.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1633/19

55RS0003-01-2019-001842-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Яковлева К.А.

при секретаре судебного заседания Василюк В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2019 года административное дело № 2а-1633/19 по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области к межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Омской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование своих требований административный истец указал, что 21.11.2018 Советским районным судом г. Омска выдан исполнительный лист с предметом исполнения: обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области устранить нарушения требований законодательства, а именно: оборудовать помещения объектов учреждения системами оповещения управления эвакуации людей при пожаре 3-го типа, осуществить огнезащитную обработку (пропитку) деревянных конструкций чердачных помещений объектов учреждения.На основании указанного исполнительного документа от 21.11.2018 МРО по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 07.12.2018 № 34097/18/55007-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся исполнительном документе, с момента получения должникомкопии настоящего постановления. В случае не исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации составляет 50 000 рублей.Исполнительный документ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. В связи с этим судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 04.02.2019 в размере 50 000 рублей.Исполнительный документ не исполнен учреждением в срок в связи со следующим.Учреждением в течение 2018 года направлялись заявки на выделение финансирования для устранения нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности на объектах учреждения в сумме 196 000 рублей для оборудования систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, а также на приобретение огнезащитной пропитки: от 05.06.2018 № 56/ТО/3-15-1238, от 07.06.2018 № 56/ТО/3-15-1252, от 25.09.2018 № 56/ТО/З-15-2132, от 25.10.2018 № 56/ТО/З-15-2434. Денежные средства на указанные выше цели из федерального бюджета не выделялись.В 2019 году ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 80 000 рублей для проведения огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.В настоящее время в учреждении проводится работа по подготовке аукционной документации на вышеуказанный вид услуги.Учреждением заключен договор от 28.12.2018 № 2 на безвозмездное обслуживание оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения.Поскольку ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области является казенным учреждением, расходные обязательства которого в полном объеме финансируются из федерального бюджета, считают, что Учреждение не имело возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Принимались все необходимые меры для своевременного исполнения судебного решения.

Просит освободить ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 04.02.2019 в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области ФИО2 в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил.

Представитель заинтересованного лица - прокуратуры Омской области ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 07.12.2018 судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление в отношении должника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области о возбуждении исполнительного производства № 34097/18/55007-ИП на основании исполнительного листа по делу № 2-2038/2018, выданного Советским районным судом г. Омска, предмет исполнения: обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омскойобласти оборудовать коридоры помещений отрядов № 1, 2 (общежитий № 1, 2 инв. номер 101010004), коридоры помещений отрядов № 3, 4, 5 (общежитие № 2 инв. номер 1010100005), коридоры помещений отрядов № 6, 7, 8 (общежитие № 4 инв. номер 100100007), коридоры помещений отряда № 9, отряда строгих условий отбывания наказаний (общежитие № 1 инв. номер 1010100003) системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 3-го типа, осуществить огнезащитную обработку (пропитку) деревянных конструкций чердачных помещений зданий общежитий отрядов № 1, 2 (общежитий № 1, 2 инв. номер 101010004) и отряда № 9 (общежитие № 1 инв. номер 1010100003), здания ПТУ (инв. номер 1010200018), хлебопекарни (здание столовой-санпропускник инв. номер 1010100018), сценической коробки площадью 59,94 кв.м., расположенной на первом этаже здания КДЦ ИУ (общежитие № 3 клуб инв. номер 1010100006), горючих декораций, занавеса, площадью 44,84 кв.м., расположенной на первом этаже здания КДЦ ИУ. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В связи с неисполнением требований в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.02.2019 с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по указанному исполнительному производству (л.д. 11).

Из материалов дела усматривается, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области неоднократно обращалось в УФСИН России по Омской области с просьбой о выделении денежных средств на обработку огнезащитным составом деревянных конструкций, горючих декораций, занавеса в связи с отсутствием собственных денежных средств (л.д. 6-9).

Согласно справке ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, в 2018 году учреждению денежные средства на приобретение извещателей пожарных третьего типа и огнезащитную пропитку из федерального бюджета не выделялись (л.д. 10).

На основании договора от 28.12.2018 № 2 о безвозмездном обслуживании оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, заключенного между ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области (Заказчик) и ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Омской области (Исполнитель), исполнитель обязуется выполнить обслуживание оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в помещениях заказчика. Услуги по обслуживанию включают в себя:осуществление технического надзора за правильным содержанием и организацией эксплуатации установок заказчика;осуществление плановых регламентных работ (один раз в месяц), необходимых для содержания установок в исправном рабочем состоянии (выполнение осмотра, проверка работоспособности, профилактика узлов и агрегатов) (л.д. 14-16).

Как следует из письма УФСИН России по Омской области от 29.01.2019, для выполнения противопожарных мероприятий ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области выделены денежные средства в размере 80 000 рублей (л.д. 12).

Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

По смыслу закона исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных положений федерального законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и считает возможным освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 34097/18/55007-ИП.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Освободить федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 34097/18/55007-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № 026557391, выданного Советским районным судом города Омска по делу № 2-2038/2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья К.А. Яковлев

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2019