ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1634/20 от 09.07.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-1634/2020

64RS0043-01-2020-002359-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года город Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Магазенко Ю.Ф.,

при секретаре Кожевниковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья», заинтересованные лица - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья» (далее – Организация), заинтересованные лица - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что Организация зарегистрирована Министерством юстиции Саратовской области 02.06.1999, Инспекцией МНС России по Волжскому району г. Саратова 17.01.2003 присвоен основной регистрационный , учетный .

Согласно материалам учетного дела, юридический адрес (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) Организации: 410031, <адрес>, руководитель - Кужелко ФИО6, организационная правовая форма Организации - общественная организация, вид национально-культурная автономия.

На основании ст.38 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон), плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление) в 2018 году, распоряжения Управления от 16.08.2018 №01-05-39 о проведении плановой документарной проверки в отношении Организации, в период с 01.10.2018 по 26.10.2018 Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

При проведении проверки установлено, что в ЕГРЮЛ сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Организации и сведения об учредителях Организации отсутствуют, что является нарушением п.п. «п», «д» ч.1 ст.5, п.3 ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, установлено, что Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Учредительной конференцией Организации 29.04.1999 (далее - Устав). Устав Организации не в полной мере соответствует требованиям ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации, а именно п.2.2., п.6.3 Устава Организации не соответствует ст.49, п.4, п.5, ст.50 ГК РФ, ст.24 Федерального закона, так как Устав Организации не содержит полного перечня видов деятельности Организации в том числе видов приносящей доход деятельности Организации.

Устав Организации не соответствует ст.20, ст.28 Закона, ст.1 ст.5 Федерального закона от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», так как в Уставе Организации указано полное наименование Организации, не указывающее на определение этнической общности объединившихся граждан - белорусов («национально-культурная автономия белорусов»), также положения Устава по членству в Организации допускают членство иных общественных объединений, не являющихся местными национально-культурными автономиями, что не соответствует правовому статусу местной национально-культурной автономии. Положения по структуре и компетенции органов управления Организации не в поной мере соответствуют требованиям ч.3 ч.5 ст.8 Закона, п.3 ст.29 Федерального закона, ст.123.7 ГК РФ, поскольку не отражают в полном объеме исключительную компетенцию высшего органа управления и компетенция постоянно действующего руководящего органа организации. Раздел 8 Устава Организации в части определения порядка ликвидации Организации не соответствует порядку ликвидации общественных объединений, установленному в ст.26 Закона.

Организацией нарушена норма ч.2 ст.29 Закона и п.п. «е» п.1 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ, т.к. Организация не внесена соответствующие изменения в сведения об Уставе5 Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Согласно п.4.2 Устава, высшим руководящим органом управления Организации является Конференция членов, заседания которой проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Данными пунктами установлена также исключительная компетенция Конференции.

Согласно п.4.3 Устава Организации в период между заседаниями Конференции постоянно действующим органом управления Организации является Правление.

Вопросы, отнесенные к компетенции Конференции п.4.2 Устава, рассматривались на заседаниях не в полном объеме, а именно, на заседаниях Конференции не рассматривался вопрос утверждения ежегодных, перспективных и целевых программ деятельности Организации.

На проверку не представлены документы, подтверждающие работу Правления Организации в проверяемом периоде.

Таким образом, организацией нарушен п.4.2, п.4.3. Устава. абз.2 ч.1 ст.29 Закона, п.2 ст.14 Федерального закона, так как вопросы, отнесенные к компетенции Конференции, рассматривались на заседаниях не в полном объеме, Правление в проверяемом периоде не собиралось и деятельность свою не осуществляло.

Согласно п.6.3 Устава, источниками формирования имущества являются: вступительные и членские взносы; добровольные пожертвования; поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, зрелищных, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности; иных поступлений не запрещенных действующим законодательством.

Согласно п. 3.16, п. 6.3 Устава, члены Организации обязаны в том числе, своевременно уплачивать членские взносы.

В соответствии с п.2 ст.123.6 ГК РФ участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации п. 4 ст.65.2 ГК РФ, также несет обязанность уплачивать, предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде в Организации не устанавливались и не уплачивались вступительные членские взносы.

Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены п.3.16, п.6.3 Устава, п.2, ст.123.6 ГК РФ, п.2 ст.14 Федерального закона, абз.2 ч.1 ст.29 Закона.

Проверкой установлено, что Организацией в нарушение абз.8 ч.1 ст.29 Закона, за 2009 не был представлен отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, из государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Организация нарушила норму абз. 4 и 8 ч.1 ст.29 Закона, так как ежегодные сведения о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц не были представлены Организацией за 2009 и 2010 годы.

По итогам проведения плановой документарной проверки в адрес Организации было направлено предупреждение №502 от 26.10.2018 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки. Предупреждение в установленный срок Организацией не исполнено, в связи с чем в адрес Организации были вынесены повторные предупреждения №3 от 23.01.2019, №36 от 25.03.2019, №175 от 20.06.2019, №267 от 13.09.2019 о недопустимости нарушения Организацией ст.29 Закона с указанием сроков устранения указанных нарушений законодательства. В установленные в предупреждениях сроки нарушения Организацией. устранены не были.

В связи с изложенным, административный истец просит суд принять решение о признании Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечил, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, письменных возражений относительно заявленных требований не предоставил. При этом суд, с учетом разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» предпринял исчерпывающие меры по извещению административного ответчика.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №8 по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд в соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам о ликвидации в том числе некоммерческой организации регламентирован положениями главы 27 КАС РФ.

Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одновременно, Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Как следует из материалов дела, 02 июня 1999 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица - Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, организация располагается по адресу: <адрес>, 410031 (л.д. 17), лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель - Кужелко ФИО7 (л.д. 17).

В ходе осуществления контроля за деятельностью ответчика Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> установлено, что в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Организации и сведения о её учредителях; Устав организации не содержит полного перечня видов деятельности организации, в том числе видов приносящей доход деятельности Организации; вопросы, отнесенные к компетенции Конференции п.4.2 Устава рассматривались на заседаниях не в полном объеме, а именно не рассматривался вопрос утверждения ежегодных, перспективных и целевых программ деятельности Организации; в нарушение п.3.16, п.6.3 Устава, Организацией не устанавливались и не уплачивались вступительные и членские взносы; в нарушение абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» за 2009 год Организацией не был представлен отчет об объеме об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, из государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании; Организация не представила ежегодные сведения о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц за 2009 и 2010 годы, в нарушение абз.4 и 8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, предупреждения об устранении выявленных нарушений, направленные административным истцом в адрес Организации 26.10.2018, 23.01.2019, 25.03.2019, 20.06.2019, 13.09.2019, были получены, однако в установленный срок не исполнены, доказательств обратного ответчиком не представлено.

На основании вышеизложенного, с учетом норм действующего законодательства суд приходит к выводу, что требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области о ликвидации Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья», подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании приведенных норм закона сведения о Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья» следует исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской региональной общественной организации национально-культурная автономия «Белорусское землячество Поволжья», заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области, о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать Саратовскую региональную общественную организацию национально-культурную автономию «Белорусское землячество Поволжья», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации по Саратовской области 02 июня 1999 года (ОГРН ), прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

Исключить сведения о Саратовской региональной общественной организации национально-культурной автономии «Белорусское землячество Поволжья» (ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме - 09.07.2020.

Председательствующий Ю.Ф. Магазенко