ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1634/2022 от 02.06.2022 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1634/2022

УИД 33RS0011-01-2022-002434-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ковров 2 июня 2022 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Никифорова К.С.,

при секретаре Алекаевой А.А.,

с участием прокурора Егорова В.В.,

представителя административных ответчиков Овчинниковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковровского городского прокурора к администрации города Коврова и Управлению городского хозяйства администрации города Коврова о возложении обязанности перечислить финансирование и привести снегосвалку на земельном участке с кадастровым в соответствии с требованиями земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования указанной снегосвалки водонепроницаемым покрытием,

установил:

Ковровский городской прокурор обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к администрации города Коврова и Управлению городского хозяйства администрации города Коврова о возложении обязанности перечислить финансирование и привести снегосвалку на земельном участке с кадастровым в соответствии с требованиями земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования указанной снегосвалки водонепроницаемым покрытием.

В обоснование административного иска указано, что 25.01.2022 Ковровской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Владимирской области проведена проверка соблюдения земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией города Коврова. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым , с видом разрешённого использования «коммунальное обслуживание», расположенный по адресу: , примерно в 240 м по направлению на юго-запад от (площадью кв.м), используется для временного складирования снежного покрова.

В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником, балансодержателем данного земельного участка является муниципальное образование город Ковров. По договору от данный земельный участок передан в безвозмездное пользование Управлению городского хозяйства администрации города Коврова (далее - УГХ). В соответствии с пунктами 1.3, 2.1, 3.3.1, 3.3.2 названного договора рассматриваемый участок передан на срок с по для организации площадки приёма и размещения снега в зимний период. Ссудополучатель обязан поддерживать земельный участок в состоянии, пригодном для его использования в соответствии с целевым назначением, и нести все расходы на его содержание, не допуская причинения вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из содержания решения Совета народных депутатов от 22.12.2021 № 267, предмет деятельности УГХ дополнен полномочиями по механизированной уборке дорог и тротуаров (подметание, уборка снега), посыпке дорог и тротуаров песко-соляной смесью, вывозу снега. По информации, представленной администрацией г. Коврова, по заданию УГХ, организацией, эксплуатирующей данный земельный участок для складирования снега, является МКУ «Город».

Городской прокуратурой 25.01.2022 совместно с представителем УГХ в ходе осмотра земельного участка с кадастровым , с видом разрешённого использования «коммунальное обслуживание», расположенный по адресу: , примерно в 240 м по направлению на юго-запад от (площадью кв.м), установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на земельном участке, отведённом под снегосвалку, отсутствовало водонепроницаемое покрытие.

В судебном заседании прокурор Егоров В.В. поддержал заявленные требования.

Представитель административных ответчиков Овчинникова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что земельный участок с кадастровым эксплуатируется под снегосвалку не на всей площади, а на части (примерно кв.м). Сроки выделения денежных средств, организации и проведения работ по обустройству водонепроницаемого покрытия на части земельного участка, эксплуатируемого под снегосвалку, несоразмерны, с учётом финансовых возможностей муниципального образования, необходимости проведения соответствующих конкурсных (контрактных) процедур. Полагала, что срок в 6 месяцев будет объективно достаточным для выполнения заявленных прокурором административных исковых требований.

Заинтересованное лицо МКУ «Город» в судебное заседание не явилось, извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав прокурора, представителя административных ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ названный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Исходя из ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву запрещён.

В силу пункта 8.8. Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утверждённого распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 № ОС-548-р, для улучшения состоянии окружающей природной среды при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах обвалованные снежно-ледяные отложения в населённых пунктах, на мостах, путепроводах, эстакадах и других подобных объектах должны быть утилизированы и складированы на специально отведённых для этой цели площадках-снегосвалках.

Согласно п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

25.01.2022 Ковровской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Владимирской области проведена проверка соблюдения земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией города Коврова. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым , с видом разрешённого использования «коммунальное обслуживание», расположенный по адресу: , примерно в 240 м по направлению на юго-запад от (площадью кв.м), используется для временного складирования снежного покрова.

В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником, балансодержателем данного земельного участка является муниципальное образование город Ковров. По договору от данный земельный участок передан в безвозмездное пользование Управлению городского хозяйства администрации города Коврова (далее - УГХ). В соответствии с пунктами 1.3, 2.1, 3.3.1, 3.3.2 названного договора рассматриваемый участок передан на срок с по для организации площадки приёма и размещения снега в зимний период. Ссудополучатель обязан поддерживать земельный участок в состоянии, пригодном для его использования в соответствии с целевым назначением, и нести все расходы на его содержание, не допуская причинения вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из содержания решения Совета народных депутатов от 22.12.2021 № 267, предмет деятельности УГХ дополнен полномочиями по механизированной уборке дорог и тротуаров (подметание, уборка снега), посыпке дорог и тротуаров песко-соляной смесью, вывозу снега. По информации, представленной администрацией г. Коврова, по заданию УГХ, организацией, эксплуатирующей данный земельный участок для складирования снега, является МКУ «Город».

При этом уполномоченным органом в части организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, охране окружающей среды, в том числе является УГХ (п.п. 3.3 Положения об Управлении городского хозяйства администрации г. Коврова, утвержденного решением Совета народных депутатов от 29.01.2020 № 10).

Городской прокуратурой 25.01.2022 совместно с представителем УГХ в ходе осмотра земельного участка с кадастровым , с видом разрешённого использования «коммунальное обслуживание», расположенный по адресу: , примерно в 240 м по направлению на юго-запад от (площадью кв.м), установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на земельном участке, отведённом под снегосвалку, отсутствовало водонепроницаемое покрытие.

Отсутствие надлежащего обустройства снегоприёмника влечёт за собой угрозу подтопления близлежащих территорий талыми водами, а также приводит к негативному воздействию на окружающую среду, нарушает экологические права неопределённого круга лиц.

При этом из содержания материалов проверки, проведённой городской прокуратурой, в частности, акта от 25.01.2022, следует, что для организации снегосвалки используется часть земельного участка с кадастровым , что соотносится с доводами представителя административных ответчиков на предмет эксплуатации данного земельного участка на ориентировочной площади кв.м для размещения снегосвалки.

Одновременно с этим, принимая во внимание возражения представителя административных ответчиков, суд отмечает, что требования прокурора направлены на обустройство водонепроницаемого покрытия в границах названного земельного участка на площади, необходимой для организации (размещения) снегосвалки. Площадь кв.м представляет собой основную характеристику рассматриваемого земельного участка в целом и указана прокурором в качестве таковой наряду с кадастровым номером, адресной привязкой земельного участка.

Таким образом, организация (размещение) снегосвалки в границах названного земельного участка предполагается на необходимой для этого площади (исходя из количества атмосферных осадков в зимний период времени), величина которой может быть менее общей площади земельного участка.

При указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора, действующего на основании ст. 39 КАС РФ, подлежат удовлетворению.

Определяя срок выделения финансирования и срок проведения необходимых работ, суд принимает во внимание объяснения представителя административных ответчиков и полагает, что данные сроки следует определить в 4 месяца и 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу соответственно, что будет отвечать балансу частно-публичных интересов, принципам разумности и справедливости, исполнимости судебного акта.

От уплаты государственной пошлины суд полагает администрацию города Коврова освободить на основании пункта 2 статьи 33320 Налогового кодекса Российской Федерации, так как административные истцы ее не уплачивали, а прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию города Коврова Владимирской области в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу перечислить финансирование в Управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области для приведения снегосвалки в границах земельного участка с кадастровым , с видом разрешённого использования «коммунальное обслуживание», расположенного по адресу: , примерно в 240 м по направлению на юго-запад от (площадью кв.м), в соответствие с требованиями земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: путём оборудования указанной снегосвалки водонепроницаемым покрытием.

Обязать Управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области в течение 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести снегосвалку в границах земельного участка с кадастровым , с видом разрешённого использования «коммунальное обслуживание», расположенного по адресу: , примерно в 240 м по направлению на юго-запад от (площадью кв.м), в соответствие с требованиями земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: путём оборудования указанной снегосвалки водонепроницаемым покрытием.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья К.С. Никифоров