ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1634/2022 от 10.02.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1634/2022 (2а-9425/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 г. г. Красногорск, Московская область

Красногорский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи ФИО4,

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к руководителю Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» ФИО3, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании незаконными бездействия,

установил:

ФИО2 обратился в Красногорский городской суд Московской области с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ главному государственному жилищному инспектору Московской области ФИО3 поступило его письменное заявление (РПО ), в котором он просил ознакомить меня с материалами проверки, на основании которых его заместитель ФИО6 на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ. дал ответ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. По сегодняшний день никакого ответа по существу на данное заявление не получил, в связи с чем до сих пор не могу ознакомиться с материалами проверки, которые касаются лично его, тогда как рассмотрение обращения граждан в соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» составляет 30 дней. Тем самым главным государственным жилищным инспектором Московской области ФИО12. нарушаются его конституционные права, гарантированные ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. главному государственному жилищному инспектору Московской области ФИО3 поступило его письменное заявление (РПО ), в котором он просил ознакомить его с материалами проверки, на сновании которых заместитель ФИО7 на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ написал ответ от ДД.ММ.ГГГГ По сегодняшний день по миновании 70 дней никакого ответа на данное заявление также не получил, в связи с чем до сих пор не может ознакомиться с материалами проверки, которые касаются лично его.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения.

Часть 2 ст.24 Конституции Российской Федерации гарантирует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, ФИО2 для реализации своего конституционного права возможности мотивированного обжалования решений, принятых по его жалобам от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ч.2 ст.24 Конституции РФ имеет право знакомиться со всеми материалами проверок, проведенных по его жалобам.

В связи с не предоставлением руководителем Главного Управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» - Главным государственным инспектором Московской области ФИО3 возможности ФИО2 ознакомиться с материалами проверок, проведенных по жалобам ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 не знает, по каким причинам ему даны неполные ответы; по каким причинам жалобы по существу не разрешены; не может понять, проверить, все ли проверочные мероприятия должностное лицо провёл; собраны ли вообще доказательства и какие доказательства не собраны; какие аргументы и доказательства не исследованы должностным лицом; все ли имеющие значение для законного вынесения решения ключевые моменты выяснены и учтены; не может понять, проводилась ли вообще проверка, если да, то в каком объеме она проводилась, каково качество проверки, из-за чего дан не полный и не по существу ответ; не может указать в жалобах, на что проверяющий не обратил внимание; не может указать, какие доказательства и аргументы проверяющее лицо не учёл при принятии решения и так далее.

Не предоставлением руководителем Главного Управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» - Главным государственным инспектором Московской области ФИО3 возможности ФИО2 ознакомиться с материалами проверок, проведенных по жалобам ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, нарушаются права, свободы и законные интересы ФИО2, гарантированные ч.2 ст.24 Конституции РФ (право знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы) и ст.45 Конституции РФ (право на защиту). Также не предоставлением возможности ознакомиться с материалами проверок ФИО2 созданы препятствия к осуществлению конституционных прав и реализации законных интересов.

Просит признать незаконным не предоставление руководителем Главного Управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» - Главным государственным инспектором Московской области ФИО3ФИО2 ознакомиться с материалами проверок, проведенных по его жалобам от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с административного ответчика в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с подачей настоящего административного искового заявления.

В судебном заседании административный истец иск поддерживает, просит удовлетворить, указал, что по существу его заявления об ознакомлении с материалами по его жалобам не рассмотрены, даны ответы только со ссылками на ЖК РФ, в качестве судебных расходов просит взыскать расходы по оплате госпошлины и почтовых расходов на отправку искового заявления в суд, а также ответчикам на общую сумму 999,88 руб.

Представитель ГУ Госжилинспекции ФИО8 в судебном заседании иск не признала, сославшись на возражения, в которых указано, что оснований для ознакомления с материалами по жалобам ФИО11 не имеется, так как внеплановая проверка в отношении ООО «ХаусМастер24» не проводилась, таким образом, никаких материалов не имеется.

Исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Как следует из ст. 3 Закона № 59-ФЗ правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и иными федеральными законами, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Законом № 59-ФЗ.

На территории Московской области соответствующие гарантии установлены Законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» (далее – Закон № 164/2006-ОЗ).

Порядок рассмотрения обращений граждан в ГУ Госжилинспекции установлен Регламентом рассмотрения обращений граждан, утвержденным приказом руководителя Госжилинспекции МО от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент).

В соответствии со ст. 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).

Исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (п. 4 ст. 5 Закона № 59-ФЗ).

Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия) прав.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Бездействие административных ответчиков, которое обжалует административный истец, носит длящийся характер, следовательно, сроки обращения в суд (ч. 1 ст. 219 КАС РФ) административным истцом соблюдены.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения.

Часть 2 ст.24 Конституции Российской Федерации гарантирует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. 186 Распоряжения Госжилинспекции МО от 12.10.2018 N 330 (ред. от 07.09.2021) "Об утверждении Административного регламента Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области" С момента регистрации обращения, заявитель имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации <данные изъяты>.

Аналогичные требования содержатся в пункте 104.1. Распоряжения Госжилинспекции МО от 03.10.2017 N 238 (ред. от 26.05.2020)

В силу пункта 63. Приказа руководителя Госжилинспекции МО от 21.11.2016 N 168 "Об утверждении Регламента рассмотрения обращений граждан" с момента регистрации обращения заявитель имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>.

Как усматривается из материалов дела, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направил на имя руководителя ГУ Госжилинспекции ФИО3 заявления об ознакомлении с материалами, на основании которых заместитель ФИО6 на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ. дал ответ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ., а также с материалами по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ с ответом от ДД.ММ.ГГГГ

В ГУ Госжилинспекции заявления были зарегистрированы и даны ответы за подписью заместителя руководителя ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, в которых ответы даны не по существу и отсутствуют сведения о рассмотрении заявлений об ознакомлении с материалами по жалобам, а также отсутствуют сведения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявлений об ознакомлении с материалами по жалобам.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в не предоставлении ФИО2 права знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения по жалобам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

В качестве восстановления нарушенного права истца суд считает необходимым обязать Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» ознакомить ФИО2 с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения по жалобам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

В ст. 111 КАС РФ указано, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Судом установлено, что в связи с подачей настоящего иска ФИО2 понесены расходы по оплате госпошлины и почтовые расходы на отправку искового заявления в суд, а также ответчикам на общую сумму 999,88 руб., что подтверждается квитанциями, в связи с чем данные расходы подлежат взысканию с ГУ Госжилинспекции в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к руководителю Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» ФИО3, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании незаконными бездействия -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в не предоставлении ФИО2 права знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения по жалобам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» ознакомить ФИО2 с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения по жалобам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 999,88 руб.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Васильева Е.А.