ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1634/2023 от 24.05.2023 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-1634/2023

УИД 51RS0001-01-2023-001073-29

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2023 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при помощнике судьи Копликовой О.И.

с участием законного представителя административного ответчика и заинтересованного лица Дзалбе В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование административных исковых требований указало, что Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области 03.05.2006 зарегистрирована Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области».

В нарушение статей 20, 24, абзаца 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185, постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области» не представила в установленный срок в Управление Минюста России по Мурманской области отчет по форме ОН0003 за 2020 и 2021 годы, а также уведомление о продолжении деятельности, отвечающее требованиям статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за 2020 и 2021 годы, описание в Уставе Общественной организации символики, документы для государственной регистрации нового адреса постоянно действующего исполнительного органа общественной организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, копию протокола уполномоченного органа общественной организации, подтверждающего избрание на новый срок руководителя, поскольку полномочия Дзалбе В.А. истекли 15.05.2018.

Корреспонденция, направленная Управлением в адрес Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области», возвращается за истечением срока ее хранения в почтовом отделении. Уполномоченными лицами общественной организации не обеспечивается получение почтовой корреспонденции.

УФНС России по Мурманской области 05.04.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области», однако в Управление Минюста России по Мурманской области информация об изменении адреса (места нахождения) юридического лица не поступила.

УФНС России по Мурманской области 26.11.2021 исключила из ЕГРЮЛ Общественную организацию «Федерация баскетбола Мурманской области», как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2021 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По решению суда от 16.02.2022 указанная запись в ЕГРЮЛ признана недействительной.

Управлением Минюста России по Мурманской области административному ответчику вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности, составлены протоколы об административных правонарушениях, юридическое лицо привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения.

Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» 16.02.2022 за подписью Дзалбе В.А. в Управление Минюста России по Мурманской области представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимые в учредительные документы некоммерческой организации, по результатам рассмотрения которого установлено, что в отношении Дзалбе В.А. в ЕГРЮЛ внесены ограничения, со сроком окончания которых 19.01.2024 и 08.10.2024, поэтому в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Дзалбе В.А., полномочия которого истекли 15.05.2018, не мог являться членом некоммерческой организации и осуществлять функции лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области».

Представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречили законодательству Российской Федерации, оформлены в ненадлежащем порядке и представлены не полностью.

По результатам рассмотрения представленных документов 05.03.2022 Управлением Минюста России по Мурманской области отказано в принятии решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, однако до настоящего времени документы с устраненными нарушениями для государственной регистрации не представлены.

Управлением Минюста России по Мурманской области в адрес Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» 08.09.2022 направлено информационное письмо с требованием в кратчайший срок представить в Управление отчеты по форме ОН003 за 2020 и 2021 годы, а также уведомление о продолжении деятельности в 2021-2022 годах, протокол высшего органа управления общественной организации, подтверждающий избрание на новый срок руководителя общественного объединения, пакет документов для регистрации новой редакции Устава организации с содержанием описания символики и нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. В случае принятия решения об отказе использования в своей деятельности символики, представить соответствующее решение руководящего органа и акт об уничтожении печати с оттиском новой печати.

Информационное письмо получено уполномоченным органом юридического лица по электронной почте 08.09.2022, однако почтовая корреспонденция вновь вернулась в Управление Минюста России по Мурманской области с отметкой за истечением срока хранения.

Указанные нарушения в деятельности Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» уполномоченными лицами не устранены. Общественным объединением неоднократно нарушены требования законодательства.

Со ссылкой на статью 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» просит суд признать Общественную организацию «Федерация баскетбола Мурманской области» прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Протокольным определением суда от 14.03.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Дзалбе В.А.

Протокольным определением суда от 11.04.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен президент Федерации баскетбола Мурманской области Бодягин А.В.

Представитель административного истца Управления Минюста России по Мурманской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Законный представитель административного ответчика Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» и заинтересованное лицо Бодягин А.В. о времени и месте судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представили.

В судебном заседании заинтересованное лицо Дзалбе В.А. с административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что все требуемые Управлением Минюста России по Мурманской области документы представлены. У юридического лица с февраля 2022 года символика отсутствует, 29.04.2023 проведено собрание, на котором избран председатель Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» и определен новый юридический адрес, имеется договор аренды помещения, являющегося юридическим адресом некоммерческой организации. В настоящее время в Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» занимается 10 000 детей, в году проводится порядка 30 соревнований. 27.04.2023 прошло соревнование «Матч звезд», имеется аккредитация при Российской федерации баскетбола и Министерства спорта Мурманской области, аккредитация не отозвана, в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице восстановлены.

У юридического лица имеется открытый счет в банке. Административный штраф списан судебными приставами-исполнителями. На сайте Министерства спорта имеется регламент деятельности некоммерческой организации. В декабре 2022 года в Управление Минюста России по Мурманской области представлены исправленные требуемые отчеты. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В соответствии с частью 7 статьи 150, статьей 263 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, законного представителя административного ответчика и заинтересованного лица Бодягина А.В.

Выслушав заинтересованное лицо Дзалбе В.А., исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с аб. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон «Об общественных объединениях») уполномоченный орган (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области), принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с аб. 7 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны представлять в уполномоченный орган (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) документы, содержащие информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003 и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с аб. 3 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно аб. 8 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии со статьей 24 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе иметь символику.

Согласно статье 20 Закона «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждена форма ОН0003 представления отчета общественным объединением.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 общественное объединение представляет в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2021 № 50 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2020 год установлен до 15 июля 2021 года.

Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2021 год установлен до 15 июля 2022 года.

Как установлено в судебном заседании, Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области 03.05.2006 зарегистрирована Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области», ОГРН 1065100012020, юридический адрес: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 102, кв. 4.

Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области осуществляет свою деятельность на основании Устава Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области», утвержденного протоколом собрания учредителей № 1 от 14.03.2006.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» основной целью создания общественной организации является развитие и популяризация баскетбола в Мурманской области, пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта, организация досуга детей и молодежи, подготовка высококвалифицированных спортсменов.

В соответствии со ст. 21 Закона «Об общественных объединениях» изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Пакет документов для регистрации новой редакции Устава Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» в Управление Минюста России по Мурманской области не представлен.

Корреспонденция, направляемая Управлением в адрес Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области», возвращается по истечении срока ее хранения в почтовом отделении.

Управлением Минюста России по Мурманской области 22.04.2019 Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» направлено сообщение о необходимости представления документов для регистрации новой редакции Устава, содержащего описание символики.

Управлением Минюста России по Мурманской области 10.08.2020 Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности с требованием в срок до 30.09.2020 представить:

- отчет по форме ОН003 за 2019 год на бумажном носителе,

- копию протокола высшего органа управления общественной организации, подтверждающего полномочия ее руководителя.

Управлением Минюста России по Мурманской области 18.11.2020 Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности с требованием в срок до 21.12.2020 представить:

- копию протокола высшего органа управления общественной организации, подтверждающего полномочия ее руководителя.

Предупреждения юридическому лицу не вручены, возвращены почтовой организацией с отметкой «Истек срок хранения».

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 18.03.2021 по делу № 5-56/2021 Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Управлением в адрес Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» 15.04.2021 вынесено очередное предупреждение о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением своей деятельности с требованием, представить в срок до 13.07.2021:

- копию протокола высшего органа управления общественной организации, подтверждающего полномочия ее руководителя,

- пакет документов для регистрации новой редакции Устава организации с содержанием описания символики, в случае принятия решения об отказе в использования в своей деятельности символики, представить соответствующее решение руководящего органа и акт об уничтожении печати с оттиском новой печати,

- пакет документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Предупреждение юридическому лицу не вручено, возвращено почтовой организацией с отметкой «Истек срок хранения».

Письмом от 18.05.2021 Управление сообщило Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» о необходимости представления:

- в срок до 15.07.2021 отчета по форме ОН003 за 2020 год, а также уведомления о продолжении деятельности в 2021 году,

- протокола высшего органа управления некоммерческой организации, подтверждающего избрание на новый срок руководителя общественного объединения,

- в УФНС России по Мурманской области в кратчайший срок расчета по страховым взносам за 2020 год.

Письмо юридическому лицу не вручено, возвращено почтовой организацией с отметкой «Истек срок хранения».

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 16.08.2021 по делу № 5-633/2021 Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Управлением в адрес Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» 08.09.2021 вынесено очередное предупреждение о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением своей деятельности с требованием, представить в срок до 22.11.2021:

- отчет по форме ОН003 за 2020 год на бумажном носителе,

- информацию (уведомление) о продолжении деятельности в 2021 году на бумажном носителе,

- копию протокола высшего органа управления общественной организации, подтверждающего полномочия ее руководителя,

- пакет документов для регистрации новой редакции Устава организации с содержанием описания символики, в случае принятия решения об отказе в использования в своей деятельности символики, представить соответствующее решение руководящего органа и акт об уничтожении печати с оттиском новой печати,

- пакет документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Предупреждение юридическому лицу не вручено, возвращено почтовой организацией с отметкой «Истек срок хранения».

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 23.12.2021 по делу № 5-904/2021 в отношении Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» производство по делу по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В письме от 05.03.2022 Управление сообщило Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, поскольку в настоящее время Дзалбе В.А. не может являться членом и осуществлять функции лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области». Полномочия Дзалбе В.А. в должности председателя Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» истекли 15.05.2018.

В письме от 08.09.2022 Управление сообщило Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» о необходимости представления в кратчайший срок

- отчетов по форме ОН0003 за 2020 и 2021 годы;

- уведомлений о продолжении деятельности в 2021-2022 годах,

- протокола высшего органа управления общественной организации, подтверждающего избрание на новый срок руководителя общественного объединения,

- пакета документов для регистрации новой редакции Устава организации с содержанием описания символики, в случае принятия решения об отказе в использования в своей деятельности символики, представить соответствующее решение руководящего органа и акт об уничтожении печати с оттиском новой печати,

- пакета документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Письмо юридическому лицу не вручено, возвращено почтовой организацией с отметкой «Истек срок хранения».

Таким образом, в нарушение абзаца 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122, 31.03.2021 № 50, от 30.09.2021 № 185, постановления Правительства РФ 15.04.2006 № 212 Общественная организация «Федерация баскетбола Мурманской области» не представила в установленный срок в Управление Минюста России по Мурманской области отчеты по форме ОН0003 за 2020 и 2021 годы, уведомления о продолжении деятельности в 2021-2022 годах, протокол высшего органа управления общественной организации, подтверждающего избрание на новый срок руководителя общественного объединения, а также пакет документов для регистрации новой редакции Устава организации с содержанием описания символики, в случае принятия решения об отказе в использования в своей деятельности символики, представить соответствующее решение руководящего органа и акт об уничтожении печати с оттиском новой печати и пакет документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается лицами, участвующими в деле, административным ответчиком в Управление Минюста России по Мурманской области в период производства по делу представлены отчет по форме ОН0003 за 2020 и 2021 годы, уведомления о продолжении деятельности в 2021-2022 годах, а также заявление по форме Р13014 с приложениями, Устав Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области», протокол от 03.05.2023 № 1/23.

Согласно протоколу № 1/23 от 03.05.2023 изменено наименование организации на Региональную общественную организацию «Федерация баскетбола Мурманской области», изменен адрес места нахождения единоличного исполнительного органа организации: г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 25, кв. 17, избран председатель правления организации Куц Е.С., утвержден Устав Региональной общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» в новой редакции.

Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» представлены в материалы дела сведения о представлении в УФНС России по Мурманской области отчета по страховым взносам за 2021 год.

Согласно ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Вред, причиняемый охраняемым законом общественным отношениям нарушениями, заключается в подрыве авторитета как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения, в том числе мер административного воздействия.

Пунктом 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 28.06.2012 № 1246-О суды, также связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

Изложенное следует из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, из постановления от 6 декабря 2011 года N 26-П и определения от 10 ноября 2002 года N 270-О. Иное умаляло бы право на судебную защиту, признаваемое статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и противоречило бы требованию реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П, от 3 ноября 1998 года N 25-П, определения от 24 января 2008 года N 33-О-О, от 8 февраля 2011 года N 130-О-О, от 7 июня 2011 года N 767-О-О, от 8 декабря 2011 года N 1629-О-О и др.).

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о предоставлении Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» достаточных доказательств, позволяющих полагать о заинтересованности и намерении продолжать свою деятельность, которая не прекращалась на протяжении 2020, 2021 годов и в настоящее время, является актуальной, значимой.

Так, факт деятельности Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» подтверждается наличием открытого 18.11.2022 расчетного счета в ПАО «Банк ВТБ», согласованием 07.02.2020 Российской Федерацией баскетбола государственной аккредитации Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» по виду спорта «Баскетбол» для получения ее в течение года, подтверждением членства в общероссийской спортивной федерации от 07.02.2020.

В материалы административного дела представлены протокол собрания Федерации баскетбола Мурманской области от 15.05.2021 о подведении итогов первенства Мурманской области по баскетболу сезона 2021 года среди детских и юношеских команд, а также протокол собрания Федерации баскетбола Мурманской области от 04.09.2021 о рассмотрении и утверждении регламента, расписания чемпионата (с разъездами) Мурманской области среди мужчин и женщин, Кубка Мурманской области по баскетболу среди мужчин команд «Финал Четырех», региональных соревнований среди лиц старшей возрастной группы (мужчины, с разъездами), I этапа первенства России, первенства Мурманской области (с разъездами) юноши, девушки 2005, 2008 года рождения – сезон 2021-2022 годы, Матча звезд первенства (с разъездами) Мурманской области, юноши, девушки 2005, 2008 года рождения – сезон 2021-2022 годы, первенств Мурманской области по баскетболу среди девушек и юношей 2006, 2007, 2009 года рождения (февраль-май 2022 года), 2010 года рождения (сентябрь-ноябрь 2022 года), участие сборных команд Мурманской области в зональных этапах первенства России.

В материалы административного дела представлены также регламенты проведения первенства Мурманской области по баскетболу среди юношей и девушек (первый круг сезона 2022-2023 годы) и проведения первенства Мурманской области по баскетболу среди юниоров и юниорок (начало сезона 2021-2022 годы), утвержденные Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области», Министерством спорта Мурманской области, ГОАУ Мурманской области «Центр спортивной подготовки».

Заинтересованное лицо Дзалбе В.А. в судебном заседании пояснил, что Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» заключен договор аренды помещения по адресу: г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 25, кв. 17, сведения о котором внесены в Устав и будут внесены в ЕГРЮЛ, а также, что с февраля 2022 года печать у Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» отсутствует.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение представленные документы о продолжении деятельности Общественной организацией «Федерация баскетбола Мурманской области» и пояснения заинтересованного лица Дзалбе В.А., которые административным истцом не опровергнуты.

Учитывая объем и характер нарушений, которые не являются существенными, их продолжительность, частичное устранение нарушений, продолжение деятельности юридического лица, в настоящее время не имеется достаточных оснований для признания Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Напротив, удовлетворение административных исковых требований не будет соответствовать балансу прав и законных интересов юридического лица и государственного органа, равно как не будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований судебные расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой административный истец освобожден, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Общественной организации «Федерация баскетбола Мурманской области» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Хуторцева