ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1635/2016 от 11.03.2016 Мытищинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2016 года Мытищинский городской суд Московской области

в составе судьи Борисик А.Л.,

с участием прокурора Ворониной Ю.А.,

при секретаре Дистановой У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 1635/16 по административному иску ФИО1 к Совету депутатов Мытищинского муниципального района Московской области о признании незаконным решения Совета депутатов Мытищинского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Мытищинского муниципального района о признании незаконным Решения Совета депутатов Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании Совета депутатов Мытищинского муниципального района в Совет депутатов городского округа Мытищи Московской области.

Указанное решение опубликовано в газете «Родники» от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований административный истец указал, что при принятии решения о переименовании Совет депутатов Мытищинского района вышел за рамки своих полномочий, поскольку был не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции Московской областной Думы, и подменять собой законодательный орган государственной власти Московской области.

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Статьей 8 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ был упразднён Мытищинский район.

Статьей 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О границе городского округа Мытищи» признан утратившим силу Закон Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".

В силу п. 3 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае упразднения муниципального образования.

Полномочия Совета депутатов Мытищинского района прекратились одновременно с упразднением Мытищинского района, в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ полномочия Совета депутатов Мытищинского района были прекращены.

Однако, несмотря на прекращение полномочий, Совет депутатов Мытищинского района собрался ДД.ММ.ГГГГ на заседание и принял решение о переименовании себя в Совет депутатов городского округа Мытищи с целью присвоения полномочий представительного органа городского округа Мытищи.

Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района", в результате объединения территории городского поселения Мытищи, городского поселения Пироговский и сельского поселения Федоскинское был создан городской округ Мытищи.

В соответствии с частями 1, 3, 8 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3, городской округ Мытищи является вновь образованным муниципальным образованием.

В силу абзаца 6 части 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Однако Совет депутатов городского округа Мытищи был сформирован не в результате проведения выборов, а путём переименования Совета депутатов Мытищинского района, что не предусмотрено законом.

В результате переименования Совета депутатов Мытищинского района в Совет депутатов городского округа Мытищи ФИО1 был лишен возможности реализовать своё активное и пассивное избирательное право на выборах Совета депутатов городского округа Мытищи.

Таким образом, принятое Советом депутатов Мытищинского района решение о переименовании себя в Совет депутатов городского округа Мытищи противоречит ч. 3 и абзацу 6 ч. 5 ст. 34, п. 3 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 и лишает ФИО1 возможности реализовать своё право избирать и быть избранным в Совет депутатов городского округа Мытищи, гарантированное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ.

На основании изложенного административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании Совета депутатов Мытищинского муниципального района ( л.д. ).

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Мытищинского муниципального района уже не существовало, так как не существовало самого муниципального образования. Совет депутатов городского округа Мытищи образован путем переименования, что не предусмотрено законом.

Поскольку городской округ Мытищи образован путем объединения нескольких поселений, то такое муниципальное образование считается вновь созданным, в связи с чем, в нем должны быть проведены новые выборы ( л.д.

В судебном заседании представитель административного ответчика- Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать и пояснила, что Решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании Совета депутатов Мытищинского муниципального района в Совет депутатов городского округа Мытищи Московской области не противоречит требованиям закона ( л.д.

В судебном заседании прокурор Воронина Ю.В. пояснила, что оспариваемое решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям закона, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется ( л.д.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Мытищинского муниципального района переименован в Совет депутатов городского округа Мытищи Московской области ( л.д. ).

Указанное решение опубликовано в газете «Родники» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Как следует из административного иска, в обоснование заявленных требований административный истец ссылается на превышение Советом депутатов своих полномочий в нарушение ч.3 ст.34 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако, приведенная норма, равно как и п. 3 ч.16 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не могут, по мнению суда, быть положены в основу вывода о незаконности оспариваемого решения.

Так, согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Статьей 1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» установлены наименования представительного органа муниципального образования Московской области:

для муниципального района - Совет депутатов муниципального района;

для городского округа - Совет депутатов городского округа.

Таким образом, законом Московской области установлены общие наименования, применяемые для всех органов местного самоуправления на территории Московской области.

Более того, оспариваемое решение Совета депутатов принималось в отношении Совета депутатов, как юридического лица.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Совет депутатов Мытищинского муниципального района в соответствии с п.2 ст. 21 Устава Мытищинского муниципального района и на основании решения Совета депутатов Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. в ИФНС по г. Мытищи, что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. ).

Таким образом, Совет депутатов Мытищинского муниципального района, как юридическое лицо существует с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица.

Данные нормы распространяются как на правоотношения по принятию решения о наделении представительного органа правами юридического лица, так и на решение о переименовании ранее созданного юридического лица.

В связи с тем, что Устав муниципального образования «Городской округ Мытищи Московской области» на момент рассмотрения настоящего административного иска не прошел государственную регистрацию, представительным органом на законных основаниях принято решение о переименовании юридического лица.

Указанные изменения в наименовании юридического лица в установленном порядке прошли регистрацию в ИФНС России по г. Мытищи, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ( л.д.

В соответствии с ч.1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Как установлено статьей 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Таким образом, по смыслу закона, смена наименования юридического лица не изменяет его правоспособности. При переименовании юридического лица последнее не прекращается и не возникает заново.

Следовательно, выводы административного истца о прекращении полномочий Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области на момент принятия оспариваемого решения не основаны на законе.

Административный истец ФИО1 в обоснование заявленных требований указывает также, что статьей 8 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении <адрес> и <адрес> к категории города областного подчинения <адрес>, отнесении <адрес> и <адрес> к категории поселка городского типа областного подчинения <адрес>, упразднении <адрес> и внесении изменений в Закон <адрес> "Об административно-территориальном устройстве <адрес>" упразднён <адрес>, тогда как в соответствии с законом упразднена административно-территориальная единица <адрес>, а не муниципальное образование, как утверждает административный истец.

Закон Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исходит из правоотношений, регулируемых Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" и определяет административно-территориальное устройство Московской области, его принципы и порядок изменения, компетенцию органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в решении вопросов административно-территориального устройства, а также устанавливает порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства.

В соответствии со ст. 11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» населенные пункты могут быть объединены в единый населенный пункт в случае:

наличия фактического слияния их территорий;

изменения территориальной организации местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ст. 1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления на территории <адрес>», объединены территории <адрес>.

Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории района, наделено статусом городского округа, на объединенной территории организовано местное самоуправление, соответствующее городскому округу.

В результате указанного объединения изменился состав территории Мытищинского муниципального района, что соответствует критериям, установленным Федеральным законом № 131-ФЗ для территории городских округов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Суд находит, что статья 13 Федерального закона № 131-ФЗ не содержит исчерпывающий перечень способов объединения муниципальных образований, а также не содержит запрета на проведение одновременно двух видов преобразования, а именно, объединение муниципальных образований и изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа.

Осуществление преобразования муниципальных образований одновременно двумя способами не противоречит закону и является допустимым, что усматривается также из определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного суд находит, что преобразование муниципальных образований муниципального района путем объединения городского поселения и сельских поселений в одно городское поселение, наделение городского поселения статусом городского округа без изменения границ общей территории муниципального района не противоречит положениям ст. 13 и ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закон № 131-ФЗ, выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципальной района» решен вопрос организации местного самоуправления на существующей территории Мытищинского муниципального района.

Таким образом, преобразование муниципальных образований осуществлено без изменения границ территории Мытищинского муниципального района.

Положениями ст. 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района» урегулирован порядок организации местного самоуправления на преобразованной территории, согласно которому органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Мытищинского муниципального района со дня вступления в силу настоящего закона приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.

Органы местного самоуправления Мытищинского муниципального района - Совет депутатов и глава муниципального района- были избраны на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории Мытищинского муниципального района, сроки полномочий органов муниципальной власти не истекли.

Таким образом, органы местного самоуправления Мытищинского муниципального района осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения городского округа в период до окончания срока, на который они были избраны.

В свою очередь, согласно закону Московской области «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области», срок полномочий главы и Совета депутатов Мытищинского муниципального района составляет 5 лет.

Учитывая, что избрание депутатов Совета депутатов Мытищинского муниципального района текущего созыва состоялось ДД.ММ.ГГГГ, а действующий глава района избран ДД.ММ.ГГГГ, полномочия представительного органа и главы района истекут в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Кроме того, статьями 35, 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, к числу которых изменение организации местного самоуправления не отнесено.

При таких обстоятельствах суд не находит избирательные права административного истца нарушенными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Совету депутатов Мытищинского муниципального района Московской области о признании незаконным Решения Совета депутатов Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании Совета депутатов Мытищинского муниципального района в Совет депутатов городского округа Мытищи Московской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский горсуд в течение месяца.

Судья