ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1635/2021 от 08.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66RS0009-01-2021-002765-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нижний Тагил 08 июля 2021 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

с участием административного истца Мягкова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1635/2021 по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил, незаконным; возложить на административного ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил.

В обоснование административного иска прокурор указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен мониторинг законности нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального городского округа относится организация
мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального,
городского округа.

Положениями п. 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Статьей 20 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также
по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 23 Закона № 174-ФЗ общественная
экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной
регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее
проведении; орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи
заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его
зарегистрировать или отказать в его регистрации.

В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что на территории города Нижний Тагил не принят и не действует
муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной
регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении
общественной экологической экспертизы на территории городского округа.

Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре РФ», в соответствии с которой при установлении в ходе
осуществления своих полномочий необходимости совершенствования
действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные
органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы,
соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о
дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых
актов, Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор направил в
адрес Главы администрации города Нижний Тагил предложение о
принятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок
государственной регистрации заявлений общественных организаций
(объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на
территории городского округа.

Из ответа Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ
следует, что у органов местного самоуправления отсутствует необходимость в
принятии названного правового акта.

Принимая во внимание требования действующего законодательства об
общих принципах организации местного самоуправления и об экологической
экспертизе, непринятие органом местного самоуправления муниципального
правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации
заявлений общественных организаций (объединений) о проведении
общественной экологической экспертизы на территории городского округа
свидетельствует о бездействии администрации города Нижний Тагил.

В судебном заседании прокурор Мягков А.Д. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени ответчиком не принят правовой акт, регламентирующий регистрацию заявлений общественных организаций о проведении экологической экспертизы, что вызывает неопределенность и нарушает права неопределённого круга лиц на получение необходимой и достоверной, полной информации о деятельности органа местного самоуправления.

Представитель административного ответчика администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка извещенных участников не препятствует разрешению административного дела в их отсутствие.

Заслушав административного истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения
населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
принимаются муниципальные право вые акты.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных: услуг»
органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие
муниципальные услуги, среди прочего, обязаны предоставлять государственные
или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется
в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12 Закона №
210-ФЗ).

Исходя из определения муниципальной услуги как деятельности по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется
по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего
муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения,
установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах
предусмотренных Федеральным законом № 210-ФЗ прав органов местного
самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного
значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении
иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей
19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено
федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение
иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления
других муниципальных образований, органов государственной власти и не
исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о
реализации таких прав, разработка и принятие правового акта,
регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений
общественных организаций (объединений) о проведении общественной
экологической экспертизы на территории городского округа является обязанностью органов местного самоуправления города Нижний Тагил.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливает общие
требования и полномочия органов местного самоуправления, не конкретизируя
каким именно органом местного самоуправления рассматривается заявление, в
какой конкретно орган местного самоуправления оно должно быть направлено,
что нарушает права неопределённого круга лиц на получение необходимой и
достоверной, полной информации о деятельности органа местного
самоуправления, которые с соответствующим заявлениям о проведении
общественной экологической экспертизы потенциально могут обратиться.

По смыслу статьи 12 Закона № 210-ФЗ административный регламент
разрабатывается для целей конкретизации порядка рассмотрения заявления
лица, установления ответственности должностных лиц органов местного
самоуправления за ненадлежащее рассмотрение заявления и выполнения
установленной законодательством функции в рамках решения вопроса местного
значения по охране окружающей среды в границах муниципального, городского
округа, то есть оказания муниципальной услуги.

В силу ст. ст. 26, 28, 29 Устава города Нижний Тагил, принятого
решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 № 80 Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения,
предусмотренных статьей 5 настоящего Устава. Глава города
возглавляет администрацию города и исполняет полномочия главы
администрации города. Глава города как высшее
должностное лицо муниципального образования в соответствии с федеральным
законом, устанавливающим общие принципы организации местного
самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом наделяется
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том
числе издает в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Глава города обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и
полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления городского округа
федеральными законами и законами Свердловской области. К полномочиям
администрации города относится организация мероприятий по
охране окружающей среды.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного
значения муниципального городского округа относится организация
мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального,
городского округа.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного
самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Положениями п. 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ определено, что предоставление
государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии
с административными регламентами.

Статьей 20 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе» определено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными
организациями (объединениями), основным направлением деятельности
которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том
числе организация и проведение экологической экспертизы, и" которые
зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 23 Закона № 174-ФЗ общественная
экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной
регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее
проведении; орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи
заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его
зарегистрировать или отказать в его регистрации.

Судом установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен мониторинг законности нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В результате данной проверки было установлено, что административный регламент, содержащий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил, отсутствует. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил в Администрации города Нижний Тагил не разработан, что следует из ответа на предложение прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

Закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (часть 1 статьи 1).

Частью 1 ст. 12 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ также установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В положениях данного закона закреплены понятия муниципальной услуги. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

Учитывая изложенное, а также установленное обстоятельство о том, что регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы осуществляется органом местного самоуправления, суд считает, что данное действие является муниципальной услугой.

Согласно ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Таким образом, разработка порядка предоставления муниципальной услуги по государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил является обязанностью органа местного самоуправления.

Учитывая перечисленные в ст. 23 ФЗ № 174 условия проведения экспертизы, случаи, при которых орган местного самоуправления имеет право отказать в регистрации заявления, принимая во внимание вышеуказанные и иные предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ, а также Уставом муниципального образования полномочия, суд считает, что услуга, по разработке административного регламента предоставления которой заявлено прокурором, является муниципальной услугой, поскольку она связана с деятельностью органа местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.

В силу закона административный ответчик как орган, осуществляющий предоставление муниципальной услуги, обязан предоставлять ее в соответствии с административным регламентом.

Данная обязанность Администрацией города Нижний Тагил не исполнена, что может повлиять на нарушении прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальной услуги и права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы.

В силу п. 1 ст. 11 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Пункт 7 ст. 11 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Как следует из материалов дела, администрацией не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.

Доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено. Исходя из приведенных норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к общественным организациям, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга. При данных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Соответственно, исходя из обстоятельств данного дела надлежит признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с этим суд находит требование прокурора о возложении обязанности разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административные исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории города Нижний Тагил.

Об исполнении решения суда известить Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора и Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 08 июля 2021 года.

<...>

<...>

Судья Ершова Т.Е.