ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-163/19 от 23.01.2020 Тоджинского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-2/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 января 2020 года с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,

при секретаре судебного заседания Донгак Е. А.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Тувинской Республиканской общественной организации устойчивого развития Тоджинской котловины «Тоджа» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в суд с административным иском к Тувинской Республиканской общественной организации устойчивого развития Тоджинская котловина «Тоджа» (далее – ТРОО «Тоджа») о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что ТРОО «Тоджа» создана на учредительном собрании ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица в этом же году. Руководителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации является директор ФИО1 Административным истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности ТРОО «Тоджа» на предмет соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, её уставным целям. В результате проверки выявлены следующие нарушения действующего законодательства и собственного устава организации. Не предоставила по запросу административного истца решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы, а именно не представлены документы, запрашиваемые в уведомлении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Административным ответчиком не соблюдаются положения своего Устава, не были представлены протоколы общего собрания за проверяемый период, из-за чего периодичность проведения заседаний общего собрания не представилось возможным. Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом является совет, подотчетный общему собранию, совет избирается на 2 года и проводит свои заседания не реже 1 раза в полгода. Сведений об избрании (переизбрании) состава совета на проверку не представлены, как и протоколы совета, из-за чего периодичность проведения заседаний совета не представилось возможным. Из имеющих в учетном деле протокола учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что избран совет в составе ФИО1, М., у которых срок полномочий истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем периодичность проведения заседаний совета не соблюдается. Срок полномочий директора организации истек ДД.ММ.ГГГГ, сведений об избрании (переизбрании) директора на проверку не представлены, соответственно периодичность избрания директора не соблюдается. Срок полномочий ревизионной комиссии организации истек ДД.ММ.ГГГГ, сведений об избрании (переизбрании) ревизора на проверку не представлены, соответственно периодичность избрания ревизора не соблюдается. Символика организации не подлежит государственной регистрации и учету в установленном законодательством порядке, а её описание должно содержаться в уставе организации. В уставе организации отсутствуют вопросы об определении порядка приема в состав членов и исключения из числа её членов, досрочном прекращении полномочий органов организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора, о принятии решений о размере и порядке уплаты её участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Организацией не составлялись сметы доходов и расходов за 2016-2018 годы. Также административным ответчиком не публиковались отчеты об использовании своего имущества за 2016-2018 годы или иным образом не обеспечивалась доступность ознакомления с указанными отчетами. По результатам проверки в адрес организации вынесены письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанные предупреждения получены лично ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ директором организации ФИО1 Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, указанные предупреждения в установленном порядке не обжаловались. Так, административным ответчиком допущены грубые нарушения действующего законодательства, организация фактически не осуществляет свою деятельность. На основании изложенного административный истец просит признать ТРОО «Тоджа» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представители административного истца и заинтересованного лица не явились, будучи надлежащим образом извещенными о его времени и месте, при этом представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия, а представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил, в связи с чем дело рассмотрено без их участия на основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), признав их явку необязательной.

В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск признала, при этом просила не признавать ТРОО «Тоджа» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и поддержала письменное возражение, где указано, что в период с 2008 по 2012 годы организация активно работала, при этом никаких доходов не имели, платили налоги в установленном порядке. Ставился вопрос о закрытии организации, но поступили соответствующие предложения о продолжении деятельности. Запрашиваемые документы на проверку ФИО1 не стала предоставлять, поскольку предполагала начать процедуру закрытия организации. В сентябре 2019 года возникла необходимость противостоять разрушительному проекту Минприроды по расчистке русла реки Тоора-Хем, в ноябре были слушания в рамках ОВОЗ по Голевской горнорудной компании, которая в 10 раз больше по проектной мощности, чем ООО «Лунсин», соответственно могут наступить существенные экологические угрозы. Золотодобывающие компании ведут неприкрытую разрушительную деятельность на природу Тоджи. В настоящее время нашелся спонсор, деятельность организации приводится в порядок. У организации нет банковского счета, нет имущества и документооборота. В июле 2018 года был переизбран новый совет и её директор на 2 года.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Суды в порядке КАС РФ рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра (п. 2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

На основании абзаца 4 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19 КАС РФ).

В соответствии с ч. 4 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, подпункту 74 указанного Положения, функции по регистрации некоммерческих организаций и контролю за их деятельностью осуществляет Министерство юстиции РФ, данные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Минюста России - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва, который уполномочен обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - ФЗ «Об общественных объединениях»), общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Общественные объединения могут создаваться в организационно-правовой форме общественной организации (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Под общественной организацией понимается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 8. ФЗ «Об общественных объединениях»).

В силу ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано, в том числе, соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Согласно п. п. 1.1, 1.6, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Устава, ТРОО «Тоджа» является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым, некоммерческим общественным объединением, созданным для совместной деятельности его членов для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; ТРОО «Тоджа» является юридическим лицом, имеет в собственности имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, вправе выступать истцом и ответчиком в суде, высшим руководящим органом ТРОО «Тоджа» является общее собрание членов организации, в периоды между общими собраниями руководство деятельностью осуществляет выборный коллегиальный орган – Совет, избираемый на 2 года и подотчетный общему собранию, который проводит заседания не реже 1 раза в полгода; на основании решения Совета избирается директор организации, который имеет двухлетний срок полномочий; контрольно-ревизионным органом является ревизионная комиссия, также избираемая на 2 года, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации, её руководящих органов.

В соответствии с п. 6.2 Устава, ТРОО «Тоджа» обязана: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим Уставом; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации, решения руководящих органов ТРОО «Тоджа», а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решение, в ознакомлении с деятельностью ТРОО «Тоджа» в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Тыва.

На основании абзаца 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Из материалов дела видно следующее.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности ТРОО «Тоджа» на предмет соответствия её деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, её уставным целям, о чем начальником Управления вынесено соответствующее распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ.

В тот же день административным истцом в адрес директора ТРОО «Тоджа» направлено уведомление о проведении указанной проверки, где также её обязали предоставить сведения об избрании действующего состава Совета, директора, ревизионной комиссии организации, протоколы и решения общего собрания, Совета, решения, акты ревизии, заключения и иные документы ревизионной комиссии, планы работы, утвержденную структуру, штатное расписание, сметы доходов и расходов, финансовый план, бухгалтерские отчёты, сведения об опубликовании (ином размещении) отчета об использовании своего имущества за 2016-2018 годы и иные документы и сведения за проверяемый период в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенной проверки выявлены следующие нарушения действующего законодательства и собственного устава организации. Директора ТРОО «Тоджа» не предоставила по запросу административного истца решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы. Также не представлены запрашиваемые документы, указанные в уведомлении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Административным ответчиком не соблюдаются положения своего Устава, а именно не были представлены протоколы общего собрания за проверяемый период, из-за чего периодичность проведения заседаний общего собрания не представилось возможным. Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом является совет, подотчетный общему собранию, избираемый на 2 года и проводит свои заседания не реже 1 раза в полгода. Сведений об избрании (переизбрании) состава совета на проверку не представлены, как и протоколы совета, из-за чего периодичность проведения заседаний совета не представилось возможным. Из имеющих в учетном деле протокола учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что избран совет в составе ФИО1, М., у которых срок полномочий истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем периодичность проведения заседаний совета не соблюдается. Срок полномочий директора организации истек ДД.ММ.ГГГГ, сведений об избрании (переизбрании) директора не проверку не представлены, соответственно периодичность избрания директора не соблюдается. Срок полномочий ревизионной комиссии организации истек ДД.ММ.ГГГГ, сведений об избрании (переизбрании) ревизора не проверку не представлены, соответственно периодичность избрания ревизора не соблюдается. Организацией не составлялись сметы доходов и расходов, не публиковались отчеты об использовании своего имущества за 2016-2018 годы, иным образом не обеспечивалась доступность ознакомления с указанными отчетами.

По результатам проверки вынесено предупреждение о нарушении законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, где предлагалось устранить выявленные нарушения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено повторное предупреждение , где предлагалось устранить выявленные нарушения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанные предупреждения получены директором ТРОО «Тоджа» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Выявленные нарушения по настоящее время не устранены, указанные предупреждения в установленном порядке не обжаловались.

Судом установлено, что доводы административного истца о том, что ТРОО «Тоджа» допущены грубые нарушения действующего законодательства, организация фактически не осуществляет свою деятельность, нашли свое подтверждение.

В силу абзаца 11 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, у административного ответчика усматривается бездействие, выраженное в неоднократном непредставлении ТРОО «Тоджа» в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 ФЗ «Об общественных объединениях», а именно неоднократно не предоставили по запросу административного истца решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения и иные сведения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности за 2016-2018 годы в объеме сведений, представляемых в налоговые органы, неоднократном не соблюдении законодательства Российской Федерации и норм, предусмотренных Уставом организации, в частности были нарушения нормы Устава о периодичности избрания (переизбрания) директора организации, Совета, заседаний общего собрания участников, ревизионной комиссии, у которых срок полномочий истекли ещё ДД.ММ.ГГГГ, не составлялись сметы доходов и расходов, не опубликованы отчеты об использовании своего имущества за 2016-2018 годы, иным образом не обеспечивалась доступность ознакомления с указанными отчетами.

Указанные нарушения носят неоднократный характер, поскольку с 2016 года отчеты об использовании своего имущества не составлялись и на проверку не были представлены. В рамках проверки указанные в уведомлении запрашиваемые сведения и документы трижды были запрошены, однако административным ответчиком данные запросы были оставлены без исполнения, в связи с чем в этой части также усматривается неоднократность непредоставления запрашиваемых сведений.

Так, указанное бездействие административного ответчика как в отдельности, так и в совокупности, свидетельствует о неоднократном непредставлении сведений, предусмотренных статьей 29 ФЗ «Об общественных объединениях», в связи с чем в данном случае это является основанием для обращения административного истца в суд с заявлением о признании ТРОО «Тоджа» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Административным ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы административного истца. Поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам административного истца, так как они составлены в соответствии с требованиями КАС РФ, и признаны судом относимыми и допустимыми.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворяется в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-176, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Тувинской Республиканской общественной организации устойчивого развития Тоджинской котловины «Тоджа» удовлетворить.

Признать прекратившей деятельность Тувинской Республиканской общественной организации устойчивого развития Тоджинской котловины «Тоджа» в качестве юридического лица.

Настоящее решение является основанием для исключения Тувинской Республиканской общественной организации устойчивого развития Тоджинской котловины «Тоджа» из единого государственного реестра юридических лиц.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол