ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-163/2015 от 25.01.2016 Хатангского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ копия

ИФИО1

25 января 2016 года с.Хатанга

Хатангский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кузенковой Е.К.,

при секретаре ФИО6, с участием:

административного истца ФИО5,

третьего лица представителя органа опеки и попечительства Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО7, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО5 к Министерству образования Красноярского края об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в назначении и выплате единовременного пособия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО5 обратилась в суд с административным иском к Министерству образования Красноярского края об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в назначении и выплате единовременного пособия мотивируя свои требования тем, что она является опекуном ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По постановлению администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ она была назначена опекуном над своим племянником в связи с тем, что его мать – ФИО2 уклонялась и самоустранилась от воспитания своего сына, и написала письменное согласие на опеку над сыном. Отец подростка ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Выплаты на содержание (материальное обеспечение) несовершеннолетним подопечным ФИО4 она не получала, так как у ребенка не было установленного статуса «оставшегося без попечения родителей». ФИО4 содержала на собственные средства.

Решением Хатангского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ мать мальчика ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына ФИО4. Постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выплаты денежных средств опекуну ФИО5 на содержание (материальное обеспечение) несовершеннолетнего подопечного ФИО4» ей назначены выплаты на содержание племянника ФИО4 с даты вступления решения суда в законную силу т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ (после внесения изменений статуса ФИО4 как оставшегося без попечения родителей в постановление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ) она написала заявление о выплате ей единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, так как ДД.ММ.ГГГГ наступили основания для выплаты ей единовременного пособия. Заявление было направлено в Министерство образования Красноярского края вместе с документами на назначение ежемесячных выплат на содержание опекаемого.

ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ из Министерства образования Красноярского края в котором ей отказано в выплате, так как срок выплаты в течение 6 месяцев после назначения ее опекуном уже прошел. Она не согласна с отказом в выплатах, так как решение суда вынесено до окончания 6 месяцев со дня установления опеки, не ее вина, что оно вступило в силу более чем через месяц, соответственно раньше она не могла обратиться в орган опеки для назначения ей единовременного пособия. Ее заявление в Министерство образования поступило через два месяца после установления статуса подопечного. Полагает, что имеет право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, так как срок выплаты единовременного пособия следует исчислять не с даты назначения ее опекуном, а с даты установления статуса ФИО4 как оставшегося без попечения родителей.

В связи с чем, просит суд признать отказ Министерства образования Красноярского края незаконным и обязать ответчика произвести назначение и выплатить ей единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило письменное уточнение исковых требований, в котором она просит выплатить ей указанное в заявлении единовременное пособие в размере 23 196 руб. 48 коп., а также просит восстановить срок для назначения и выплаты единовременного пособия.

В судебном заседании административный истец ФИО5 исковые требования с учетом уточнений поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика Министерства образования Красноярского края ФИО8, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, просил данное дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, представив письменные возражения на исковое заявление, из которого следует, что опека над несовершеннолетним ФИО4 была установлена ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края . ФИО3 отец ребенка, умер ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда о лишении родительских прав ФИО2 в отношении несовершеннолетнего ФИО4 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью опекуном ФИО5 написано ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента назначения опеки и до момента поступления заявления о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью ФИО5 прошло более 6 месяцев, что превышает срок, установленный действующим законодательством для назначения и выплаты единовременного пособия.

Опекуну ФИО5 было отказано в назначении и выплате единовременного пособия, поскольку ею пропущен срок обращения за государственным пособием, установленный законодательством, поэтому просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО7, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду показала, что исковые требования истца следует удовлетворить, поскольку права опекуна ФИО5 и ребенка ущемлены, опекун имеет право на меры социальной поддержки гарантированные государством.

Выслушав доводы административного истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ) право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливают единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. К гарантированным государством мерам материальной поддержки материнства, отцовства и детства, в частности, выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Так ст.12.1 названного Закона предусмотрено право опекунов детей на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью опекуна в случае, если родители детей лишены родительских прав.

В соответствии с п.80 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» предусмотрено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Таймырского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 назначена опекуном над малолетним ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При передаче детей под опеку единовременное пособие опекуну не назначалось и не выплачивалось.

Согласно свидетельству о рождении серии 111-БА , выданному Хатангским территориальным отделом Управления ЗАГС администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе родители имеется запись - отец ФИО3, мать ФИО2 (л.д.9).

Согласно свидетельству о смерти серии 1-СП , выданному отделом ЗАГС <адрес> Департамента ЗАГС <адрес>ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Решением Хатангского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-18).

Постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ опекуну ФИО5 назначена выплата денежных средств на содержание малолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Красноярского края опекуну ФИО5 в выплате единовременного пособия было отказано в связи с пропуском срока, установленного части 1 статьи 17.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Однако, законодательство о социальном обеспечении, в том числе о пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ, согласно которой ФИО1 является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ).

В соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находится под защитой государства.

С учетом закрепленного в Конституции РФ, семейном законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принципа приоритетности защиты прав и интересов детей, а также поддержки семьи, сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением государственного пособия не может является основанием для лишения его права на получение такого пособия.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» и не исключает возможности признания судом уважительными причин пропуска данного срока при возникновении спора на получение пособия и рассмотрении гражданского дела.

Опекун ФИО5 по уважительной причине не реализовала вовремя право обращения за назначением пособия, в период течения срока она не бездействовала, занималась сбором необходимых документов, кроме этого решение о лишении родительских прав матери было вынесено до окончания 6 месяцев со дня установления опеки, но не вина истца в том, что решение суда вступило в законную силу по истечении указанного срока.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, рассчитывается в соответствии со ст.ст. 4.2,5,.12.2 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Административным ответчиком Министерством образования Красноярского края представлен указанный расчет, из которого следует, что размер пособия подлежащий выплате опекуну ФИО5 составляет 23 196,48 рублей.

В соответствии со ст.4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (веденной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ), подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции индексируется, в том числе и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. В связи с чем, сумма, подлежащая назначению и выплате пособия составляет 23 196,48 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Министерства образования Красноярского края в назначении единовременного пособия ФИО5 не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, исковые требования ФИО5 о признании незаконным отказ Министерства образования Красноярского края в назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и назначении выплат подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в назначении и выплате единовременного пособия ФИО5 при передаче ребёнка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.

Обязать Министерство образования Красноярского края произвести назначение и выплатить ФИО5 единовременное пособие при передаче ребёнка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на воспитание в семью в размере 23 196 (двадцать три тысячи сто девяносто шесть) рублей 48 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Хатангский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

Судья /подпись/ Е.К.Кузенкова

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинный документ подшит в гражданском деле а-3/2016 Хатангского районного суда Красноярского края.