РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года город Оренбург
Оренбургский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Левковицкого С.Н.,
при секретаре судебного заседания Бузыкиной Я.И.,
с участием помощника военного прокурора Оренбургского гарнизона ... Червонного О.В.,
административного истца ФИО1 и представителя административных ответчиков ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-163/2016 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ...ФИО1 об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилого помещения, не выплатой ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые достижения в службе, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальной помощи, а также с предоставлением основного отпуска и исключением из списков личного состава воинской части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в период с 21 марта 2014 года по 31 октября 2016 года он проходил военную службу в войсковой части ...
Решением жилищной комиссии названной воинской части № 17 от 5 июня 2014 года он в составе семьи один человек был принят на учет нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением в городе Оренбурге с 26 мая 2014 года.
При этом на его рапорт о предоставлении жилого помещения командир войсковой части ... ответил письмом от 11 августа 2015 года, в котором предложил ему рассмотреть вопрос о заключении договора найма жилого помещения на период с 16 августа по 31 декабря 2015 года и оформить документы для получения соответствующей выплаты.
В связи с этим 16 августа 2015 года он заключил договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на тех же условиях, что ранее заключала государственный контракт аренды этого жилого помещения воинская часть.
После обращения за выплатой денежной компенсации за наем указанного жилого помещения за период с 16 августа по 31 декабря 2015 года, с ним 18 августа 2016 года был произведен расчет в размере 3600 рублей за каждый месяц.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года № 989, которым внесены изменения в постановление данного органа исполнительной власти от 31 декабря 2004 года № 909, в части установления норматива общей площади жилого помещения для расчета денежной компенсации за наем жилого помещения для одиноко проживающего военнослужащего в размере 24 кв.м. и установленную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1157н предельную стоимость найма 1 кв.м. общей площади жилого помещения в ... в 2015 году в размере 278,92 руб., а также приводя собственный расчет указанной денежной компенсации (24 х 278,92 = 6 694,06 руб.), административный истец считает, что данная выплата ему была произведена в меньшем размере, чем полагалась по закону.
Далее ФИО1 указал, что на основании приказа командира войсковой части ... в связи с организационно-штатными мероприятиями он был зачислен в распоряжение данного командира сроком на 6 месяцев, т.е. по 23 апреля 2016 года.
При этом, ФИО1 ссылается на то, что законодательство не предусматривает увеличение срока нахождения в распоряжении по указанному основанию, а поскольку же после истечения данного срока он не был назначен на новую воинскую должность и не был уволен с военной службы, он полагает, что на него распространялся статус военнослужащего со всем объемом прав и льгот, установленных действующим законодательством, в том числе на обеспечение денежным довольствием в полном объеме, установленном Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Так, указывает ФИО1, данный Закон предусматривает выплату ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые достижения в службе, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи, на получение которых он имел право, но не был обеспечен, о чем указывал в рапорте при исключении из списков личного состава.
Также ФИО1, ссылаясь на ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, полагает, что предоставленный ему основной отпуск в год увольнения его с военной службы в количестве 39 суток был рассчитан войсковой частью ... не верно, а он должен составлять 40 суток, при этом приводя свой расчет (45/12=3,75, округлил до 4 х 10 = 40 суток).
Кроме того, ФИО1 указывает, что согласно п. 16 ст. 34 названного Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения его из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен, в том числе установленным денежным довольствием, а до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Так, при исключении из списков личного состава войсковой части ... он обратился с рапортом о нарушении его прав, связанных с не обеспечением его указанными положенными выплатами при полном расчете.
Таким образом, полагая свои права нарушенными, ФИО1 просит суд:
- признать незаконными действия командира войсковой части ... связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения в размере, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года № 989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909», за период с 16 августа по 31 декабря 2015 года;
- взыскать с войсковой части ... в его пользу разницу в сумме денежной компенсации за наем жилья, невыплаченные ему в период прохождения военной службы;
- признать незаконными действия командира войсковой части ... связанные с отказом в выплате ему ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальной помощи за 2016 год, право на которые он имел после истечения срока нахождения его в распоряжении командира воинской части, то есть с 23 апреля 2016 года;
- взыскать с войсковой части ... в его пользу материальную помощь за 2016 год, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и другие положенные выплаты, предусмотренные законодательством, начиная с 23апреля 2016 года до момента исключения его из списков личного состава воинской части;
- признать незаконными действия командира войсковой части ..., связанные с отказом в предоставлении ему основного отпуска продолжительностью 45 суток;
- обязать командира войсковой части ... предоставить ему дополнительно 6 суток основного отпуска, которые не были ему предоставлены до исключения его из списков личного состава войсковой части ... с 31 октября 2016 года;
- признать незаконным приказ командира войсковой части ... от 18 августа 2016 года № 282-лс об исключении его из списков личного состава части с 31 октября 2016 года;
- обязать командира войсковой части ... отменить приказ от 18 августа 2016 года № 282-лс об исключении его из списков личного состава части с 31 октября 2016 года;
- обязать командира войсковой части ... восстановить его в списках личного состава войсковой части ... для восстановления нарушенных прав и проведения полного расчета;
- взыскать с войсковой части ... судебные расходы - уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленный им административный иск и просил удовлетворить его требования в полном объеме.
Административный ответчик - командир войсковой части ... надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не прибыл.
Представитель административных ответчиков - командира войсковой части ... и самой этой воинской части ФИО2 в судебном заседании административный иск ФИО1 не признал, указав, что после вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года № 989 «О внесении изменений в Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909», изменения в приказ ... не вносились в связи с чем выплата компенсации за наем жилых помещений осуществлялась в размерах, определенных Инструкцией, утвержденной данным приказом, то есть применительно к компенсации выплачиваемой ФИО1 - 3600 руб. в месяц. В отсутствие ведомственной нормативной базы командир войсковой части ... не был наделен полномочиями по расходованию бюджетных средств в размерах, отличных от указанных в вышеупомянутой Инструкции.
Расчет продолжительности основного отпуска ФИО1 был произведен в строгом соответствии с требованиями п. 3 ст. 29 Положения о порядке прохождении военной службы. Так ФИО1, будучи 31 октября 2016 года исключенным из списков личного состава войсковой части ... проходил военную службу в течение 10 полных месяцев. Общая продолжительность военной службы ФИО1 составляет более 20 лет. Таким образом, общая продолжительность основного отпуска ФИО1 была рассчитана и составила в общем количестве 57 суток.
ФИО1 23 октября 2015 года был зачислен в распоряжение командира войсковой части ... в связи с чем обязанности ни по одной из воинских должностей войсковой части ... не исполнял, в том числе и временно, вплоть до даты его исключения из списков личного состава. Исходя из Порядка ..., Правил ... Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 993, ФИО1, как военнослужащему, находящемуся в распоряжении, данные выплаты и премии не назначались и не выплачивались.
Кроме того, исключение ФИО1 из списков личного состава войсковой части ... осуществлено в соответствии с нормами Положения о порядке прохождения военной службы, вместе с тем административный истец был полностью обеспечен установленным денежным довольствием и вещевым обеспечением, при этом денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в состав денежного довольствия военнослужащих не входит.
Помощник военного прокурора Червонный О.В. в своем заключении полагал, что требования ФИО1 в части отмены приказа командира войсковой части ... об исключении из списков личного состава воинской части и о восстановлении его в списках личного состава воинской части удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения сторон, заслушав заключение военного прокурора и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В ходе разбирательства дела судом установлено, что подполковник ФИО1 проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части ... с 23 октября 2015 года, что подтверждается копией контракта о прохождении военной службы от 12 июля 2011 года и выпиской из послужного списка административного истца.
Приказом войсковой части ...ФИО1 уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом войсковой части ... административный истец был исключен из списков личного состава с 31 октября 2016 года, с учетом предоставления ему дополнительного отпуска за 2016 год как ветерану боевых действий и основного отпуска за 2016 год пропорционально прослуженному времени, что подтверждается справками отдела кадров войсковой части ...
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части ... подтверждается, что решением данного жилищного органа ... административный истец составом семьи один человек был принят на учет нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением в городе Оренбурге с 26 мая 2014 года.
Из копии договора найма жилого помещения от 16 августа 2015 года следует, что административный истец заключил настоящий договор с другим гражданином о временном возмездном пользовании и владении ФИО1 жилым помещением, расположенным по адресу: ..., для проживания в нем в период с 16 августа по 31 декабря 2015 года, с ежемесячной платой за наем жилья в размере 9822 руб.
Согласно копии рапорта ФИО1 от 4 августа 2016 года, административный истец обратился к начальнику названной воинской части о возмещении ему затрат за наем указанного жилого помещения в период с 16 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года, указав, что размер фактической оплаты в месяц составляет 9 822 руб., на котором имеется резолюция начальника от 9 августа 2016 года об оплате данных расходов установленным порядком.
Копией многографной карточки за 2015 год и платежной ведомости № 1844 подтверждается, что ФИО1 18 августа 2016 года была произведена выплата денежной компенсации за наем указанного жилого помещения за период с 16 по 31 августа 2015 года в размере 1858,07 руб., за сентябрь - декабрь 2015 года по 3600 руб., а всего в размере 16258,07 руб.
Из копии листа беседы от 19 августа 2016 года следует, что с ФИО1 была проведена беседа по завершению расчета с ним в связи с увольнением с военной службы и убытием его в основной и дополнительный отпуска в 2016году, в ходе которой от него поступила просьба о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 3600 руб.
Из копии рапорта ФИО1 от 31 октября 2016 года следует, что он просит командира войсковой части ... выплатить ему денежные средства, затраченные им по договору найма указанного жилого помещения от 16 августа 2015 года, в сумме, указанной в п. 4.1 Договора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года №989, поскольку ранее ему была выплачена компенсация в размере 3 600 рублей в месяц, что, по его мнению, противоречит указанному постановлению.
Согласно копии ответа командира войсковой части ...ФИО1 на его рапорт от 31 октября 2016 года было разъяснено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года № 989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909» будет осуществляться после приведения в соответствие нормативных правовых актов ...
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 марта 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 15 названного Федерального закона, военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации названных законодательных предписаний Правительством Российской Федерации принято постановление от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Пункт 2 данного постановления в редакции, действовавшей до 30 сентября 2015 года, устанавливал, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городах (за исключением в гг. Москве и Санкт-Петербурге) и районных центрах - 3600 рублей.
При этом в п. 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее – Положение), утвержденному названным постановлением, определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года № 989 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Согласно этим изменениям в п. 2 Положения установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы.
В случае если размеры денежной компенсации, будут ниже размеров, установленных п. 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных п. 2(1) настоящего постановления.
Согласно абзацу второму п. 2 Положения расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные настоящим постановлением (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Абзацем же третьим п. 2 Положения установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы.
Таким образом, денежная компенсация за наем жилых помещений военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание офицера, к категории которых относился ФИО1, хотя и рассчитывается с учетом норматива общей площади жилого помещения, устанавливаемого в зависимости от количества членов семьи военнослужащего, и предельной стоимости найма 1 кв.м общей площади жилого помещения, утверждаемой уполномоченным органом, но она не может превышать 3600 рублей, установленных пунктом 2(1) названного постановления для военнослужащих-граждан, проходящих военную службу в иных городах (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга), поскольку расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают эту сумму производятся только с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица, и возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Приказом ... были установлены размеры денежной компенсации военнослужащим ... - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей в городах (кроме в гг. Москве и Санкт-Петербурге) и районных центрах - 3600 рублей.
Однако в связи с изданием 22 сентября 2016 года приказа ... приказ данного органа исполнительной власти от 9 ноября 2015 года № 665 утратил силу.
Поскольку же решения о выплате военнослужащим ... денежной компенсации на наем жилых помещений в размере фактически понесенных ими расходов ... или уполномоченным им должностным лицом в настоящее время не принималось, действия командования войсковой части ... связанные с выплатой ФИО1 указанной компенсации в размере 3600 рублей являются правомерными, а требования административного истца о взыскании с воинской части в его пользу разницы между размером выплаченной компенсации и размером данной компенсации, рассчитанной исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. м общей площади жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Рассматривая заявленные ФИО1 требования о предоставлении ему дополнительных 6суток к основному отпуску за 2016 год суд приходит к следующим выводам.
Из копии рапорта ФИО1 от 16 августа 2016 года следует, что он просил командира войсковой части ... предоставить ему основной отпуск за 2016 год со 2 сентября 2016 года, с пребыванием в ..., увеличив его на количество суток необходимых для проезда к месту проведения отпуска в ... и обратно железнодорожным транспортным, а также произвести расчет дней отпуска пропорционально прослуженному времени в 2016 году, поскольку в его отпускном билете количество суток отпуска указанно не правильно.
Согласно копии рапорта ФИО1 от 17 августа 2016 года он обратился с ним к командиру войсковой части ... в связи с отказом отдела кадров воинской части предоставить ему основной отпуск со 2 сентября 2016 года на основании его же рапортов.
Справкой отдела кадров войсковой части ... подтверждается, что приказом войсковой части ...ФИО1 был предоставлен основной отпуск за 2016 год пропорционально прослуженному времени (за 10 месяцев), с увеличением на 5 суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и на 14 суток для проезда к месту проведения отпуска и обратно, общей продолжительностью 57 суток, с 4 сентября по ... с пребыванием в ...
Копией листа беседы от 19 августа 2016 года подтверждается, что в этот же день с ФИО1 проведена индивидуальная беседа по завершению расчета с ним в связи с его увольнением с военной службы и убытием административного истца в основной и дополнительный отпуска за 2016год. При этом, каких-либо претензий по вопросу предоставления ему указанных отпусков ФИО1 к командованию не имел.
Справкой войсковой части ... подтверждается, что расчет продолжительности основного отпуска в год увольнения ФИО1 произведен в соответствии с нормами законодательства, а именно продолжительность основного отпуска составила 45 суток, количество полных месяцев военной службы составило 10 суток, таким образом расчет был произведен по формуле 45/12х10=37,5, то есть 38 суток.
В соответствии с п. 5 и 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительностью 45 суток. Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 3, 4, 11 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему. При этом, продолжительность основного отпуска, помимо прочего, увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, – на 5 суток.
Также продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток.
Из пункта 16 данной статьи Положения, следует, что предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы.
При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Таким образом, содержание приведенных правовых норм в их взаимосвязи между собой, позволяет суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска в данной части, поскольку учитывая увольнение с военной службы и исключение ФИО1 из списков личного состава воинской части, командир воинской части предоставил ФИО1 основной и дополнительный отпуска, с таким расчетом, чтобы последний полностью использовал его до дня истечения срока военной службы.
Кроме того, суд считает установленным, что расчет продолжительности основного отпуска ФИО1 в год его увольнения с военной службы командированием воинской части произведен правильно в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, в том числе с учетом округления количества неполных 37,5 суток отпуска в сторону увеличения до 38 суток, предоставления данному офицеру к основному отпуску 14 суток для следования к месту его проведения и обратно, а также 5 суток как военнослужащему, проходящему службу по контракту, в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
Рассматривая требования ФИО1 о взыскании с административного ответчика материальной помощи за 2016 год, а также выплаты ему ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи, суд приходит к следующим выводам.
Выпиской из послужного списка ФИО1 подтверждается, что он на основании приказа войсковой части ... был зачислен в распоряжение командира названной воинской части, а приказом от 18 августа 2016 года № 282-лс был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с 31 октября 2016 года.
При этом из копии рапорта ФИО1 от 9 августа 2016 года следует, что он обратился с ним к врио командира войсковой части ... с просьбой выплатить ему материальную помощь за 2016 год в размере одного оклада денежного содержания в соответствии с приказом ... от 29 ноября 2012 года.
Копией ответа начальника ... подтверждается, что ...ФИО1 было отказано в выплате материальной помощи за 2016 год, поскольку административный истец был зачислен в распоряжение приказом от 23 октября 2015 года № 351, а военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников) данная выплата не производится.
Из копии листа беседы от 19 августа 2016 года следует, что с ФИО1 была проведена беседа по завершению расчета с ним в связи с увольнением с военной службы и убытием его в основной и дополнительный отпуска в 2016году, в ходе которой он указал, что ему не выплачена материальная помощь в 2016 году.
При этом 31 октября 2016 года ФИО1 вновь обратился к командованию ... с рапортом о выплате ему материальной помощи в размере не менее одного оклада денежного содержания, что подтверждается копией данного документа.
Однако 8 ноября 2016 года ФИО1 также был дан ответ за исх. № 21/402/10-14283 о том, что административный истец был зачислен в распоряжение на основании приказа от 23октября 2015 года № 351-лс, в связи с чем, в соответствии с п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года ..., оснований для выплаты ему материальной помощи за 2016 года не усматривается.
Согласно справке режимно-секретного подразделения войсковой части ...ФИО1 имеет допуск от 20 октября 2010 года к сведениями, составляющим государственную тайну по третьей форме (к секретным сведениям).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
На основании ч. 12 ст. 2 названного Федерального закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные ч. 13, 15, 17-24 и 26 (в части выплаты в иностранной валюте) настоящей статьи.
К числу таких выплат относятся, в том числе ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодная материальная помощь.
Пунктом 17 указанной статьи установлена выплата ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ее размеры в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, а также полномочия руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по установлению размеров ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в отношении отдельных категорий военнослужащих, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, проходящих военную службу по контракту соответственно в указанных федеральных органах исполнительной власти, определяются Президентом Российской Федерации.
Во исполнение названного закона приказом ... утвержден Порядок обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, отдельными ежемесячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия, а также отдельными выплатами.
Согласно п. 23 данного Порядка выплата ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну производится на основании приказа начальника с даты, с которой военнослужащий фактически приступил к исполнению обязанностей по воинской должности, включенной в номенклатуру должностей военнослужащих и гражданского персонала органа безопасности, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Приказы издаются в связи с назначением на воинскую должность и в случае изменения формы допуска к государственной тайне.
Из п. 25 Порядка усматривается, что выплата ежемесячной надбавки прекращается со дня следующего за днем освобождения от воинской должности, а также прекращения допуска военнослужащего к государственной тайне.
Кроме того, согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» устанавливается ежемесячная надбавка за особые достижения в службе.
Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты указанной премии определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 данных Правил, выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 993, предусмотрено, что премия не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.
Согласно п.6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 993, материальная помощь не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников).
Кроме того, согласно ч. 28 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, исходя из анализа приведенных нормативных правовых актов, выплата военнослужащим, находящимся в распоряжении, как ежегодной материальной помощи, так и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, не предусмотрена, в связи с чем ФИО1 не имел права на их получение за оспариваемый период, то есть соответственно командиром войсковой части ... было обоснованно отказано ему в их выплате.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца в данной части его административного иска также не имеется.
В силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен, в том числе установленным денежным довольствием. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Однако каких-либо нарушений прав административного истца на обеспечение денежным довольствием перед исключением его из списков личного состава воинской части судом не установлено, поскольку ФИО1 был обеспечен таковым в рамках действующего законодательства в полном объеме, а также полностью использовал полагающийся ему основной отпуск за 2016 год, а потому приказ командира войсковой части 2146 ... об исключении его из списков личного состава с 31 октября 2016 года является законным, а требования административного истца об его отмене и восстановлении в списках личного состава для проведения полного расчета, удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования истца в части компенсации морального вреда, которую ФИО1 просит взыскать с командира войсковой части ... то суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку в ходе судебного заседания судом не установлено нарушений прав административного истца со стороны командования войсковой части ... оснований для удовлетворения его требований в части компенсации морального вреда также не имеется.
Из квитанции отделения Сбербанка России от 10 ноября 2016 года следует, что административным истцом при подаче административного иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которые подлежат отнесению на его счет, поскольку в удовлетворении административного иска суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части ...ФИО1 об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилого помещения, не выплатой ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые достижения в службе, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальной помощи, а также с предоставлением основного отпуска и исключением из списков личного состава воинской части, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 2 декабря 2016 года.
Председательствующий С.Н. Левковицкий
Секретарь судебного заседания Я.И. Бузыкина