ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-163/2017 от 19.06.2017 Балашовского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-2-163/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2017 года г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Журбенко С. И.,

при секретаре Терновой Е.В.

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г. Балашова Саратовской области Бурминова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда Саратовской области административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о возложении обязанности по принятию мер подготовки предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк»,

установил:

административный истец Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском, в котором с учетом требований уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ, просит признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН , ОГРН ), выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк» и об установлении ее границ, незаконным, а также возложить обязанность на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН , ОГРН ) в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложении о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в рамках проведения проверки деятельности министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на предмет исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер, направленных на создание охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, установление их границ и разработку положений о них.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно преамбуле данного Федерального закона особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Согласно подп. «б» п. 11 данной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Согласно ст. 6 Устава (Основного Закона) Саратовской области высшим должностным лицом Саратовской области является Губернатор Саратовской области. Правительство Саратовской области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (ст. 59 Устава Саратовской области).

Как следует из положений п. 12.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. № 537-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты, особо охраняемых природных территорий регионального значения является подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.

В силу подп. 1 п. 13.3 данного Положения на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области возложена обязанность по подготовке проектов законов и нормативных правовых актов области с целью обеспечения своей деятельности.

Как установлено прокурорской проверкой, согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. № 385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области», на территории Балашовского района Саратовской области образована особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Падовский приусадебный парк», которая находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Вместе с тем, в нарушение вышеобозначенных требований закона до настоящего времени министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не подготовлены и не направлены в Правительство Саратовской области предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк» и об установлении ее границ.

По данному факту Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, за от 03.02.2017 г.

Данное бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Падовский приусадебный парк» и сведений в едином государственном реестре недвижимости о ее границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

Согласно положениям ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду -обязанность государства.Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, своим бездействием министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушает интересы Российской Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, Российская Федерация выступает гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других федеральных законах, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, при этом проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.

Представитель административного истца старший помощник прокурора г. Балашова Саратовской области Бурминов Д.В. в судебном заседании требования заявления поддержал в полном объеме, приведя в обосновании указанные доводы.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Представил в суд заявление о признании требований административного истца в полном объеме.

Рассмотрев заявление, выслушав мнение представителя истца, суд приходит к следующему.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно преамбуле данного Федерального закона особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Согласно подп. «б» п. 11 данной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Согласно ст. 6 Устава (Основного Закона) Саратовской области высшим должностным лицом Саратовской области является Губернатор Саратовской области. Правительство Саратовской области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (ст. 59 Устава Саратовской области).

Как следует из положений п. 12.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. № 537-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты, особо охраняемых природных территорий регионального значения является подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.

В силу подп. 1 п. 13.3 данного Положения на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области возложена обязанность по подготовке проектов законов и нормативных правовых актов области с целью обеспечения своей деятельности.

Согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. № 385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области», на территории Балашовского района Саратовской области образована особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Падовский приусадебный парк», которая находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Вместе с тем, в нарушение вышеобозначенных требований закона до настоящего времени министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не подготовлены и не направлены в Правительство Саратовской области предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк» и об установлении ее границ, что нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации,

При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на создание охранной зоны памятника в орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, сведений о зоне с особыми условиями использования территории удовлетворить.

Признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН , ОГРН ), выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк» и об установлении ее границ, незаконным.

Возложить обязанность на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН , ОГРН ) в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложении о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Падовский приусадебный парк» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме (21 июня 2017 г.).

Судья С. И. Журбенко