УИД 70RS0021-01-2021-000320-42
№ 2а-20/2022 (2а-163/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Сягровец Л.С., помощнике судьи /...../, с участием заместителя прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковского Евгения Валерьевича, в отсутствие представителя административного ответчика Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить техническую возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился суд с административным иском к Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить техническую возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме.
Как следует из административного искового заявления, прокуратурой района проведена проверка по вопросам соблюдения Администрацией Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В нарушение требований статей 4, 5, 10, 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», Постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» административным ответчиком до настоящего времени не обеспечено предоставление муниципальных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт Администрации. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг для реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», препятствует реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Прокурор Тегульдетского района Томской области просит признать незаконным бездействие Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, и обязать Администрацию Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме, а именно: выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, выдача разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
В судебном заседании заместитель прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковский Е.В. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в заявлении.
Административное дело в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Как следует из отзыва представителя административного ответчика Главы Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области ФИО1, Администрация Черноярского сельского поселения не возражает против удовлетворения требований.
Изучив доводы сторон, проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости удовлетворения административного иска.
Так, согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением в пределах своих полномочий.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из акта по результатам проверки, прокурору Тегульдетского района Томской области 26 декабря 2021 года стало известно о том, что Администрацией Черноярского сельского поселения не обеспечено предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт.
Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением в пределах указанного срока, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок не нарушен.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
Согласно абзацу 7 пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.
Как установлено частями 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно частям 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно п. 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Как следует из п. п. 1, 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
На основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает, в том числе:
1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;
2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р утверждены:
сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, пунктом 49 которого предусмотрено предоставление в электронном виде муниципальной услуги по принятию документов, а также выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; пунктом 57 которого предусмотрено предоставление в электронном виде муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию.
сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде. В соответствии с этапом № 5 до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Согласно пункту 2 требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 236 предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Как установлено судом, Администрацией Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области через официальный сайт https://чёрный-яр.рф/ не обеспечено предоставление муниципальных услуг в электронной форме по принятию документов, а также выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются актом по результатам проверки от 26 декабря 2021 г., скриншотами с Интернет-сайта https://чёрный-яр.рф/, скриношотами с Интернет-сайта https://www.gosuslugi.ru///
Оценивая данные доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для разрешения дела по существу.
С учетом изложенного суд констатирует бездействие Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Закон не допускает бездействия в указанной сфере, бездействие административного ответчика объективно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которых подано административное исковое заявление, следовательно, является незаконным.
Так, указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг для реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Кроме этого, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года № 7.
Согласно п. 1.56 раздела 4.6 Федерального проекта «Цифровое государственное управление» одной из задач программы является обеспечение разработки, внедрения и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.
Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде препятствует реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Достоверные доказательства, подтверждающие законность оспариваемого бездействия, суду не представлены.
Основания для освобождения административного ответчика от исполнения указанной обязанности не установлены.
Следовательно, законные основания для бездействия отсутствуют.
С учетом характера дела, действий, которые следует совершить в целях недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд признает предложенные прокурором Тегульдетского района Томской области сроки устранения административным ответчиком нарушений разумными и достаточными, а именно: в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме.
Представитель административного ответчика – Глава Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области ФИО1 административные исковые требования признал.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Как следует из части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Признание административным ответчиком административного иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
Признание административного иска административным ответчиком подлежит принятию судом, так как не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить техническую возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать Администрацию Черноярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме, а именно:
принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение,
подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию.
Об исполнении решения суда надлежит сообщить в Тегульдетский районный суд Томской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.02.2022 года.
Председательствующий подпись А.В. Красов