ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1642/20 от 04.03.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1642/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике Фролове А.Ф.,

с участием представителя административного истца Харченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю и судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю Ждановой Татьяне Рудольфовне об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного 14 января 2020 года по исполнительному производству -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование иска указано на то, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 16 апреля 2019 года по делу №2-1321/2019 удовлетворены требования Гарифуллиной Л.А. к Администрации о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 18 июля 2019 года решение суда от 16 апреля 2019 года по делу №2-1321/2019 оставлено без изменения. 05 декабря 2019 года на основании исполнительного листа ФС судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП. В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем Ждановой Т.Р. в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Администрация на основании статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации просит освободить ее от уплаты исполнительского сбора, поскольку все меры для надлежащего исполнения обязательств по исполнительному документу ею предприняты, вины в несвоевременном исполнении решения суда не имеется. На основании электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ между Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации и ИП ФИО5 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту квартиры, расположенной по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, для последующего ее распределения Гарифуллиной Л.А. 17 января 2020 года Администрацией издано постановление о предоставлении квартиры по договору социального найма Гарифуллиной Л.А.

В судебном заседании представитель административного истца Харченко А.В. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным. Дополнительно пояснила, что муниципальные квартиры, которые возможно предоставить по договору социального найма, находятся в неудовлетворительном состоянии. В августе 2019 года был заключен контракт на проведение ремонтных работ в квартире, которая в настоящее время предоставлена Гарифуллиной Л.А. По причине просрочки исполнителя ремонтные работы были приняты по акту только 18 декабря 2019 года, в связи с чем в установленный для добровольного исполнения срок исполнить требование исполнительного документа не представлялось возможным.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Камчатскому краю Жданова Т.Р., представитель административного ответчика УФССП России по Камчатскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Гарифуллина Л.А. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела , материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно штампу входящей корреспонденции, постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес административного истца 20 января 2020 года, с настоящим иском Администрация обратилась в суд 22 января 2020 года, таким образом, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не был пропущен.

Согласно частям 8, 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

На основании изложенного, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 16 апреля 2019 года на Администрацию возложена обязанность предоставить Гарифуллиной Л.А. жилое помещение в г.Петропавловске-Камчатском по договору социального найма в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 18 июля 2019 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 16 апреля 2019 года оставлено без изменения.

05 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю на основании исполнительного листа серии ФС , выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу №2-1321/2019, возбуждено исполнительное производство -ИП.

Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Копия постановления поступила в Администрацию 05 декабря 2019 года.

Поскольку в установленный срок требование, содержащееся в исполнительном документе, исполнено не было, 14 января 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление №41017/20/11039 о взыскании с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, Администрация указывает на наличие обстоятельств, объективно препятствующих должнику исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный законом срок.

Так, 29 августа 2019 года был проведен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту квартиры, расположенной по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, по результатам которого 11 сентября 2019 года между Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации и ИП ФИО5 заключен муниципальный контракт .

По условиям контракта срок окончания работ определен 15 октября 2019 года. Исполнителем допущена просрочка исполнения муниципального контракта, акт приемки выполненных работ подписан сторонами 18 декабря 2019 года.

17 января 2020 года Администрацией издано постановление о предоставлении указанной квартиры по договору социального найма Гарифуллиной Л.А., 22 января 2020 года между Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда и Гарифуллиной Л.А. заключен договор социального найма .

Учитывая, что в предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок, начало течения которого определено 5 декабря 2019 года, у Администрации имелись объективные препятствия к исполнению, обусловленные неготовностью квартиры для передачи ее нанимателю, принимая во внимание, что Администрацией предпринимались меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа после вступления соответствующего решения в законную силу, оснований для вывода о наличии в действиях Администрации виновного противоправного бездействия суд не усматривает. Должник не уклонялся от исполнения решения суда, решение не было исполнено в установленный срок по независящим от него причинам.

При таких данных, оценивая собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и анализируя установленные на их основе фактические обстоятельства административного дела применительно к нормам законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд, исходя из критериев соразмерности и справедливости, находит, что имеются основания для освобождения Администрации от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению от 14 января 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворить.

Освободить администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю от 14 января 2020 года по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено 17 марта 2020 года.

УИД: 41RS0001-01-2020-000457-42