Дело № 2а- 22/2021 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2021 года г. Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шовкун Н.А.,
при секретаре Марковой К.В.,
с участием:
прокурора Мельникова Д.Л.,
представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии <адрес> и <адрес> Матасарь Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Тимиргалиева А.Б. к Участковой избирательной комиссии № об отмене решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Тимиргалиев А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения Участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
В обоснование заявления указано, что он является зарегистрированным кандидатом по выборам депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №. При проведении досрочного голосования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ при подведении итогов голосования административным ответчиком допущены многочисленные нарушения избирательного законодательства, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для свободного волеизъявления избирателей и которые привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке № около 21.00 час. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Челябинской области ФИО было зафиксировано, что сейф-пакеты, в которые были выгружены бюллетени из стационарных (переносных) ящиков для голосования, не были должным образом опечатаны, на них отсутствовали подписи членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Кроме того, сейф-пакеты не были помещены в сейф участковой избирательной комиссии, а хранились в открытом месте (на полу помещения участковой избирательной комиссии). Акт о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета не был заполнен, на пустом бланке акта были проставлены подписи членов участковой избирательной комиссии № с правом решающего голоса. Таким образом, при проведении выборов имело место необеспечение законодательных гарантий подлинности итогов голосования, выразившееся в нарушениях действующего избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей. ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО о защите избирательных прав Саткинским городским судом <адрес> действия УИК № признаны незаконными и все избирательные бюллетени, находящиеся в день досрочного голосования ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными. Данные обстоятельства влекут не обеспечение законодательных гарантий подлинности итогов голосования, что повлекло искажение результатов голосования.
Административный истец Тимиргалиев А.Б. в судебное заседание не явился о дате, месте и времени судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии № Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела надлежаще извещен, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии <адрес> и <адрес> Матасарь Ю.Г. в судебном заседании возражала против исковых требований, приобщила возражение на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела надлежаще извещен, просит дело рассмотреть в его отсутствие, направил отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Законодательного <адрес> седьмого созыва ФИО в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно пункту 26 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва. Тимиргалиев А.Б. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, что подтверждается удостоверением № (л.д. 11).
Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ сформирована Территориальная избирательная комиссия <адрес> и <адрес>, ее председателем назначена Матасарь Ю.Г.
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сформирована Участковая избирательная комиссия №, ее председателем назначен ФИО1
Итоги голосования по избирательному участку № оформлены протоколом № участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №, подписанным ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым голоса избирателей распределены следующим образом: ФИО2 - 447 голосов, ФИО3 - 38 голосов, Тимиргалиев А.Б. - 62 голоса, ФИО4 - 99 голосов.
Решением Участковой избирательной комиссии избирательного участка № от ДД.ММ.ГГГГ№ выборы депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № признаны состоявшимися и действительными. Избранным депутатом по выборам депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № считать ФИО2 (л.д. 76).
Учитывая, что итоги голосования по избирательному участку № оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №, протокол подписан председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами участковой избирательной комиссии № с правом решающего голоса, таким образом, итоги голосования оформлены в соответствии с установленным законом порядком.
Оценивая доводы административного истца Тимиргалиева А.Б. о том, что участковой избирательной комиссией был нарушен порядок досрочного голосования, выразившемся в неправильном использовании и хранении сейф-пакета, составлении акта о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета, суд приходит к следующему.
Постановлением ЦИК России от 24.07.2020 № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее – Порядок).
Досрочное голосование в помещении для голосования в соответствии с п. 1.2 названного порядка является одной из дополнительных форм организации голосования.
Согласно п. 1.11 порядка при проведении досрочного голосования с применением дополнительных форм организации голосования должна обеспечиваться тайна голосования, исключаться возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечиваться сохранность бюллетеней, а также учет голосов избирателей, участников референдума при установлении итогов голосования.
В соответствии с п. 6.2 Порядка по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение № к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию- также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Из представленных в материалы дела копий фотографий заинтересованным лицом ФИО, усматривается что спорный сейф пакет опечатан с использованием клейкой ленты (л.д. 106). Также материалы дела содержат фотографию открытой тумбы, в которой находятся коробка и листы бумаги(л.д. 109), по утверждениям ФИО в указанной тумбе хранился сейф-пакет. Согласно фотографии акта о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета от ДД.ММ.ГГГГ данный акт подписан членами участковой избирательной комиссии: ФИО1, ФИО5, а также лицами, присутствующими при проведении голосования: ФИО6, ФИО7, вместе с тем в настоящем акте отсутствуют сведения о числе бюллетеней (л.д. 108), что по мнению административного истца Тимиргалиева А.Б. и заинтересованного лица ФИО ставит под сомнение достоверность бюллетеней, которые содержались в данном сейф-пакете, и результатов итогов голосования.
Суд не может согласиться с указанными доводами административного истца и заинтересованного лица ФИО
Так, в ходе судебного заседания председатель территориальной избирательной комиссии <адрес> и <адрес> Матасарь Ю.Г., пояснила, что представленная фотография копии акта от ДД.ММ.ГГГГ является бланком для заполнения, изготовленным секретарем избирательной комиссии, поскольку на данном избирательном участке отсутствовали технические средства копирования и секретарь избирательной комиссии изготовила данный бланк для выдачи копий и соответственно данная фотография была изготовлена в тот момент, когда расписались присутствующие лица, а цифры не были внесены. Первый экземпляр был приобщен к сейф –пакету.
Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что находилась на избирательном участке № в качестве наблюдателя ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ находясь на избирательном участке видела, как бюллетени из ящика для голосования пересыпались в сейф – пакет, после опечатывания сейф-пакета его убрали в сейф, который после помещения сейф-пакета опломбировали. Присутствовала при составлении акта досрочного голосования и при подведении итогов голосования и видела, как из сейфа доставали сейф-пакеты, целостность которых не была нарушена.
Свидетель ФИО9 пояснил, что дежурил на избирательном участке № с 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при нем был доставлен на избирательный участок второй сейф, в который поместили сейф-пакет и опечатали сам сейф. Во время ночного дежурства находился возле сейфов, которые были опломбированы, вскрыты утром при членах комиссии, при этом претензий о нарушении целостности пломб сейфов и сейф-пакетов от членов избирательной комиссии не поступило.
Указанные показания свидетелей согласуются между собой и не противоречат пояснениям административного ответчика и пояснениям председателя территориальной избирательной комиссии <адрес> и <адрес> Матасарь Ю.Г.
Кроме того, данные поступавшие в территориальную избирательную комиссию в онлайн режиме с участка избирательной комиссии, содержащих в себе сведения о проголосовавших, совпали с количеством бюллетеней при подведении итогов.
Результаты выборов установлены постановлением избирательной комиссией Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ путем суммирования числа голосов избирателей, содержащихся в протоколах территориальных и участковых избирательных комиссий.
Каких-либо данных о том, что в содержание протоколов об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы с ложным содержанием, суду не представлено.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что существенных нарушений законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, не допущено.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П отражено, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Учитывая, что судом не установлено, а административным истцом не доказано наличие существенных нарушений законодательства об избирательных правах, нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, при отсутствии относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в исковом заявлении нарушения о нарушении избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Тимиргалиева А.Б. об отмене решения Участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Ссылки административного истца на то, что решением Саткинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ действия участковой избирательной комиссии № по административному иску ФИО признаны незаконными, избирательные бюллетени, находящиеся в день досрочного голосования ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся в не опечатанных надлежащим образом сейф-пакетах, признаны недействительными, не являются основанием для отмены решения УИК об итогах голосования, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО, в связи с чем оснований для применения положений ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется, равно как и не имеется основания для освобождения административного истца Тимиргалиева А.Б. от доказывания наличия существенных нарушений, обстоятельств, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и недействительности решения об итогах голосования.
Руководствуясь ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований кандидата в депутаты Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Тимиргалиева А.Б. к Участковой избирательной комиссии № об отмене решения Участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Саткинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение пяти дней со дня принятия судом решения с подачей жалобы через Саткинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий / подпись / Шовкун Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2021 года.
Председательствующий / подпись / Шовкун Н.А.
Копия верна
Судья Шовкун Н.А.
Секретарь Маркова К.В.
По состоянию на ___________года решение Саткинского городского суда Челябинской области в законную силу не вступило.
Судья Шовкун Н.А.
Секретарь Маркова К.В.