ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/20 от 08.06.2020 Североморского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Североморск 8 июня 2020 г.

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи
Зузанова С.В., при секретаре Семененко О.В., с участием административного истца ФИО1, представителя федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северрегионжилье») ФИО2 и представителя командира войсковой части ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части
<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника ФГКУ «Северрегионжилье» и филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» (далее – филиал «ОСК СФ» – «2 ФЭС»), связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконными действия начальника ФГКУ «Северрегионжилье», связанные с отказом во включении его в реестр участников НИС, обязать указанного ответчика включить его в сводный список военнослужащих для включения в данный реестр с ДД.ММ.ГГГГ и направить указанный список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, а также взыскать с филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в его пользу 300 руб. в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен командир войсковой части .

Начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании истец указал, что после заключения второго контракта о прохождении военной службы, ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт о включении его в реестр участников НИС, однако до настоящего времени в реестр НИС не включен. Факт написания им данного рапорта могут подтвердить его сослуживцы К. и Р.., который уже уволен с военной службы и проживает за пределами <адрес>. После написания рапорта он отдал его для проверки ответственному за работу с НИС Д.., а потом отнес в строевую часть для регистрации. Затем, с входящим номером и резолюцией командира он отдал рапорт Д.

Представитель начальника ФГКУ «Северрегионжилье» ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении искового заявления
ФИО1 и пояснила, что основанием для включения истца в реестр участников НИС является его рапорт о включении в реестр, а датой возникновения основания для внесения в реестр – дата регистрации этого рапорта в журнале учета служебных документов войсковой части . В представленных документах отсутствует копия рапорта истца о включении его в реестр участников НИС и копия журнала учета служебных документов воинской части, подтверждающего факт регистрации данного рапорта, поэтому документы ФИО1 были возвращены командиру войсковой части без реализации.

Представитель заинтересованного лица – командира войсковой части ФИО3 в судебном заседании пояснил, что административным расследованием, которое проводил <данные изъяты> войсковой части <данные изъяты>З.., было установлено, что ФИО1 в июле ДД.ММ.ГГГГ писал рапорт на включение в НИС, однако в его личном деле он отсутствует, а произошло это вследствие ненадлежащей работы и подготовки комплектов документов для вступления в НИС ответственными на тот момент должностными лицами.

Выслушав мнения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Из копий послужного списка и второго контракта административного истца от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <данные изъяты> ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части (ранее – войсковая часть ). Приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть переименована в войсковую часть .

Из проведенного ДД.ММ.ГГГГ заместителем командира войсковой части <данные изъяты>З.. служебного разбирательства усматривается, что истец до настоящего времени не включен в реестр участников НИС по вине ответственных должностных лиц войсковой части . В личном деле ФИО1 отсутствует оригинал рапорта от ДД.ММ.ГГГГ. Факт его обращения в июле ДД.ММ.ГГГГ к командиру воинской части по вопросу включения в реестр участников НИС могут быть известны Р. и К.. Журнал учета служебных документов войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ уничтожен.

Как усматривается из акта войсковой части , утвержденного командиром данной воинской части ДД.ММ.ГГГГ, журнал учета служебных документов войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ уничтожен.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ предписано подготовить комплект документов для включения ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в реестр участников НИС и направить начальнику ФГКУ «Северрегионжилье».

Письмом заместителя начальника ФГКУ «Северрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ исх. указанные документы были возвращены в войсковую часть без реализации, поскольку в них отсутствовала копия рапорта истца о включении его в реестр участников НИС и копия журнала учета служебных документов, в котором был зарегистрирован данный рапорт.

Из письменных пояснения Р.. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части (ранее войсковая часть ) в одном подразделении с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ он стоял дежурным по <данные изъяты> и видел, как истец писал рапорт на включение в реестр НИС. Далее он отвел ФИО1 к Д.., который на тот момент был <данные изъяты>, и передали ему рапорт.

Допрошенный в суде свидетель К.. показал, что он проходит военную службу вместе с административным истцом в войсковой части . ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил второй контракт о прохождении военной службы и на следующий день писал рапорт о включении его в НИС по образцу. В момент написания ФИО1 рапорта, также в кубрик заходил Р.., который в тот день был дежурным по <данные изъяты> войсковой части , и также видел, что истец писал указанный рапорт. Дальнейшая судьба рапорта ему не известна.

Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников.

В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган (ФГКУ «Росвоенипотека») сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их накопительных счетов.

Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» определено, что Министерство обороны в лице федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

На основании п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 2 августа 2019 года) к участникам НИС наряду с другими категориями военнослужащих относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС, а основанием для включения в реестр участников НИС является их обращение в письменной форме.

Согласно п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Инструкция), действовавшего в 2009 году, функции по формированию и ведению реестра участников НИС возлагались на Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 11 указанной Инструкции было установлено, что командиры воинских частей (организаций Вооруженных Сил), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр (далее именуется - список) согласно приложению к настоящей Инструкции.

Согласно п. 12 Инструкции командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

В соответствии с п. 13 Инструкции списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, должны были направляться по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны.

Вышеуказанный порядок действовал до издания приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым приказ Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Согласно п. 2 приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ функции по формированию и ведению реестра участников НИС возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Порядка, утвержденного данным приказом, при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр по форме согласно приложению к Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части и командиру воинской части. К списку для включения в реестр прилагаются копии рапорта военнослужащего, его паспорта, первого и второго контракта, а также объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части.

Согласно п.п. 14, 17 данного Порядка указанный в пункте 12 Порядка комплект документов направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении, а сводные списки для включения в реестр направляются региональными управлениями жилищного обеспечения в регистрирующий орган, то есть в ДЖО.

В связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – Порядок), вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, приказ Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Согласно п. 2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является регистрирующим органом.

В соответствии с п. 8 нового Порядка при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в двух экземплярах, представляет ее на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу воинской части, отвечающему за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части и приобщает первый экземпляр личной карточки к личному делу военнослужащего. Ко второму экземпляру личной карточки прилагается копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в накопительно-ипотечной системе); копия паспорта военнослужащего; документы, подтверждающие возникновение основания для включения военнослужащего в реестр; в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока.

Согласно п. 11 Порядка личная карточка военнослужащего и документы, указанные в п. 8, не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляются воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения или их отделы (далее - подразделение жилищного обеспечения) в соответствии с территориальной принадлежностью.

Пунктом 12 Порядка установлено, что подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в п. 11 Порядка, осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр.

Административным расследованием войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельскими показаниями К. и пояснениями Р. установлен факт обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ к командиру воинской части по вопросу включения в реестр участников НИС. Данное обстоятельство подтвердил и представитель заинтересованного лица – командира войсковой части ФИО3 в судебном заседании.

При таких данных, следует прийти к выводу о том, что действия начальника ФГКУ «Северрегионжилье», связанные с отказом во включении административного истца в реестр участников НИС в связи с непредставлением копии его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и журнала учета служебных документов за ДД.ММ.ГГГГ с записью о регистрации этого рапорта, который был уничтожен, следует признать незаконными.

Каких-либо оснований не доверять утверждениям административного истца, показаниям допрошенного свидетеля, пояснениям его бывшего сослуживца, а также сведениям, содержащимся в письменных доказательствах, не имеется.

При таких данных суд считает, что ФИО1 имеет право состоять в реестре участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика в обоснование своей позиции следует признать несостоятельными по вышеуказанным основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат возмещению ответчиком в полном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180 и 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Действия начальника федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом во включении ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, - признать незаконными.

Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации внести ФИО1 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с указанием даты возникновения основания для включения в реестр – «ДД.ММ.ГГГГ» и направить сводный список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово – экономическая служба» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Об исполнении решения суда административным соответчикам сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий по делу С.В. Зузанов