ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/20 от 25.08.2020 Самарского гарнизонного военного суда (Самарская область)

№2а-164/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Абрамова Э.Н.,

при секретаре - Ковырзине В.О.,

с участием: административного истца Алтухова ФИО представителя административных ответчиков - представителя административных ответчиков Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" и начальника этого учреждения - Кармышева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Алтухова ФИО об оспаривании действий Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", связанных с не возмещением административному истцу затрат полученных при резервировании мест для следования в железнодорожном транспорте во время служебной командировки,

установил

Алтухов обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором указал, что проходит военную службу в войсковой части и в период с 10 августа по 22 сентября 2017 года в составе команды находился в служебной командировке в города Арзамасе Нижегородской области. В связи с выдвижением от места нахождения в командировке в пункт постоянной дислокации железнодорожным транспортом он понёс расходы, связанные с оплатой из собственных денежных средств сбора за резервирование мест для проезда в поезде дальнего следования подчинённого ему личного состава команды, следовавшей вместе с ним по указанному маршруту.

По прибытию из служебной командировки в войсковую часть , Алтухов подал авансовый отчёт в Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" (далее по тексту - ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области"), в котором указал полученные им расходы на сумму рублей копеек.

Начальник отделения (финансово-расчетного пункта) ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" возвратил авансовый отчёт в войсковую част в связи с тем, что территориальные финансовые органы по данной статье бюджетной сметы, связанной с резервированием мест в поездах дальнего следования с 2018 года не финансируются, о чём было доведено Алтухову 27 июля 2020 года.

Считая свои права нарушенными, Алтухов просил суд признать действия ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области", связанные с невыплатой ему затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования, незаконными и взыскать в его пользу с ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" рублей копеек.

В судебном заседании административный истец требования своего административного искового заявления поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" и начальника этого же учреждения - Кармышев в судебном заседании требования административного истца не признал, и при этом пояснил, что оснований для принятия решения о возмещении расходов за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования не имеется, поскольку ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" по данной статье бюджетной сметы, связанной с резервированием мест в поездах дальнего следования с 2018 года не финансируется. Ранее, именно по вопросу возмещения расходов связанных со служебными командировками, направленная заявка на выделение лимитов бюджетных средств по данной статье расходов, представителем распорядителя бюджетных средств, была отклонена. Одновременно представитель административных ответчиков указал, что ранее до 2018 года расходы по данной статье расходов "Транспортные расходы" и резервированию мест в поездах дальнего следования производились, как в наличной форме, так и за счет воинских перевозочных документов. В настоящий момент истцу необходимо обращаться в Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа, где данная статья расходов предусмотрена.

Заслушав объяснения административного истца и представителя административных ответчиков, исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п.п.1 и 5 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В силу п.4 ст.18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приведенными правовыми нормами закреплено право военнослужащих на возмещение понесённых ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить и вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых военнослужащие вправе рассчитывать.

Вместе с тем понесенные Алтуховым расходы по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования, что не оспаривается сторонами, на общую сумму рублей копеек, в силу п.119 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №2700, действовавшим в период возникших правоотношений, не могут расцениваться, как дополнительные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы.

Однако из исследованных в ходе судебного заседания распоряжений начальника штаба Центрального военного округа от 30 июля 2017 года, а также приказов командира войсковой части , контрольного купона электронной квитанции разных сборов от 14 сентября 2017 года с датой отправления 21 сентября 2017 года от ст.Арзамас 1 до ст. Сызрань, усматривается, что данные расходы понесены Алтуховым вынужденно, в связи с исполнением обязанностей военной службы, а поэтому являются убытками и в силу п.п.4 и 5 ст.18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежат возмещению за счёт средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Какого-либо специального постановления о возмещении военнослужащим убытков при исполнении ими обязанностей военной службы Правительством Российской Федерации не принималось.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", определен порядок возмещения военнослужащим расходов за проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом, в том числе при исполнении обязанностей военной службы в командировках.

Согласно п.п.1 и 6 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации возмещает военнослужащим расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту служебной командировки и обратно к месту прохождения военной службы, включая оплату услуг по оформлению проездных документов, а также расходы военнослужащих, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) за свой счет.

Аналогичные положения закреплены в п.1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года №300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".

В соответствии с ч.6 ст.15 КАС Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

С учетом данной правовой нормы суд приходит к выводу, что к указанным спорным правоотношениям необходимо применить аналогию закона, предусмотренную п.п.1 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", и учитывая, что понесенные административным истцом затраты по дополнительным расходам на проезд, связаны с исполнением обязанностей военной службы и аналогичны оплате услуг по оформлению проездных документов, в связи с чем они подлежат возмещению.

Кроме того в ходе судебного заседания правильность расчета сумм, подлежащих возмещению Алтухову, была проверена судом и сторонами не оспаривается. Также судом установлено, что расходы, понесенные административным истцом из собственных денежных средств по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования произведены в сентябре 2017 года, до распоряжений командования Центрального военного округа о резервировании мест для проезда в поездах дальнего следования воинских команд с 2018 года только за счёт воинских перевозочных документов, в связи с чем доводы представителя ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" о том, что данные расходы подлежат выплате административному истцу Объединенным стратегическим командованием Центрального военного округа, как и изменение порядка производства данных выплат с 2018 года, суд считает несостоятельными, так как данный вид расходов произведен административным истцом в ранее действовавшем порядке, а ненадлежащее финансирование статей расходов основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца не является.

При этом суд учитывает, что войсковая часть в 2017 году состояла на финансовом обеспечении в ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области", в том числе по статье бюджетной сметы "Транспортные расходы", а каких-либо данных, свидетельствующих о том, что ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" не предоставлено полномочий по обеспечению выплаты указанных расходов военнослужащим в период спорных отношений, в судебном заседании не приведено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области", связанные с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования являются незаконными, а Алтухов имеет право на возмещение данных расходов, произведенных за счёт собственных средств, в связи с чем считает необходимым удовлетворить требования административного истца.

Учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что расходы Алтухова за резервирование мест в поездах дальнего следования составили рублей копеек, размер которых ответчиком не оспаривается, суд считает необходимым, в целях реализации права Алтухова на своевременное возмещение затраченных собственных денежных средств взыскать в пользу административного истца с ФКУ "УФО МО Российской Федерации по Самарской области" рублей копеек в счёт возмещения затрат полученных при резервировании мест для следования в железнодорожном транспорте во время служебной командировки.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180 и 227 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

Требования административного искового заявления Алтухова ФИО, удовлетворить.

Признать действия Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", связанные с не возмещением административному истцу затрат полученных при резервировании мест для следования в железнодорожном транспорте во время служебной командировки, незаконными.

Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в пользу Алтухова ФИО затраты по резервированию мест в поездах дальнего следования в размере рублей копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 28 августа 2020 года.

Председательствующий: