ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/2022 от 16.03.2022 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Пескова В.В.,

при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,

с участием представителей административного истца Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области ФИО2, ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО9, адвоката адвокатской конторы НОКА ФИО4 на основании ордера и доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области к ФИО9 о признании члена избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности и прекращении полномочий,

УСТАНОВИЛ:

Территориальная избирательная комиссия Лысковского муниципального округа Нижегородской области обратилась в суд с настоящим иском к члену избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО9 о признании систематически не выполняющим свои обязанности, ссылаясь на то, что постановлением ТИК Лысковского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 назначен членом участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса, по представлению Лысковского местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Член комиссии ФИО9 в ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на своевременное извещение, не посетил ни одного заседания участковой избирательной комиссии избирательного участка ; ни разу не явился на рабочее место и не участвовал в работе комиссии, чем нарушил нормы Федерального законодательства о выборах.

Истец указывает, что с целью уведомления ФИО9 о заседаниях комиссии, которые состоялись ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, председатель УИК ФИО1 выезжала по месту жительства ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>. Однако по указанному адресу жители отсутствовали, о чем были составлены соответствующие акты и сделаны записи в Журнале регистрации уведомлений членов УИК. 8 и ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 участия в заседаниях комиссии не принимал, что, по мнению истца подтверждается копиями протоколов заседаний УИК от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

С целью уведомления о необходимости участия в работе комиссии в день голосования ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, на указанные в заявлении номера телефонов и , ДД.ММ.ГГГГ в период ДД.ММ.ГГГГ председателем УИК ФИО1, было направлено семь СМС-сообщений и осуществлено два телефонных звонка, которые остались без ответа, что по мнению истца подтверждается детализацией телефонных звонков на номера телефонов и . В день голосования, как следует из копии протокола заседания УИК от ДД.ММ.ГГГГ, протоколов об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ год, ФИО9 в работе комиссии участия не принимал.

Об уважительных причинах своего отсутствия на заседаниях УИК и в день голосования ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 не сообщал, ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на своевременное извещение, не посетил ни одного заседания комиссии, ни разу не явился на рабочее место и не участвовал в работе комиссии.

Административный истец просит признать члена участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса ФИО9 систематически не выполняющим свои обязанности и прекратить его полномочия.

Представители административного истца Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области ФИО2, ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Административный ответчик ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещался надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, возражений по заявленным требованиям суду не представил.

Представитель административного ответчика ФИО9, адвокат ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Заявил ходатайство о применении срока исковой давности.

Представитель заинтересованного лица Лысковского местного отделения ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО5 в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица НРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно письменной позиции, направленной в суд, полагал требования подлежащими удовлетворению.

Прокурор Лысковского района Нижегородской области извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей ФИО6, ФИО5, ФИО1, ФИО7, ФИО8, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно пункту 1 статьи 3 которого гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Аналогичный принцип проведения выборов установлен в Законе Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», регламентирующем порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Нижегородской области».

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 27 данного Федерального закона для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии, в полномочия которых входит, в частности, организация на избирательном участке, участке референдума голосования в день голосования, а также досрочного голосования, проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и его передача в территориальную комиссию.

Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет (пункт 2).

Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из ст. ст. 3, 20, 28 и 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 10 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Согласно п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Исходя из системного толкования указанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что у председателя избирательной комиссии имеется предписанная законом обязанность по заблаговременному извещению всех членов избирательной комиссии о заседаниях соответствующей комиссии независимо от круга подлежащих рассмотрению на нем вопросов.

Судом установлено, что ФИО9 является членом участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса, заявлений в территориальную избирательную комиссию о выходе из состава участковой избирательной комиссии от него не поступало.

Согласно выписке из постановления от ДД.ММ.ГГГГ Лысковского местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», кандидатура ФИО9 была выдвинута для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий Лысковского муниципального округа Нижегородской области.

В отдельном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 дал согласие на его назначение избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса, при этом указаны следующие данные. Место жительства: <адрес> номера телефонов: , .

Как следует из предоставленных истцом документов, что председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО1 неоднократно уведомляла ФИО9 о заседаниях избирательной комиссии избирательного участка , что подтверждается детализацией звонков на его мобильный номер телефона, указанный им в заявлении о согласии на назначении членом избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Также факт неоднократных вызовов ФИО9 подтверждается и показаниями допрошенных свидетелей - членов участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО1 (председатель) и ФИО7

Кроме того, председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО1 и членом участковой избирательной комиссии ФИО7ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены выезды по адресу места жительства, указанному ФИО9 в заявлении о согласии на назначении членом избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, для извещения, однако дверь никто не открыл, о чем были составлены акты.

Из представленных суду Протоколов заседания участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ни на одно заседание ФИО9 не явился, об уважительности причин своего отсутствия участковую избирательную комиссию избирательного участка не сообщил.

Доказательств обратного суду при рассмотрении дела представлено не было и судом не добыто.

В силу пп. «д» п. 8 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

Установленная законом обязанность члена избирательной комиссии присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии обусловлена публично-правовой природой полномочий членов избирательных комиссий. Фактически от участия каждого члена избирательной комиссии в работе комиссии зависит правомочность данной избирательной комиссии и, как следствие, возможность наиболее полной реализации избирательных прав граждан.

Таким образом, признание члена избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности в силу положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» носит публичный характер и осуществляется судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ в Территориальную избирательную комиссию Лысковского муниципального округа Нижегородской области поступило сообщение от избирательной комиссии Нижегородской области о возбуждении СЧ ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области уголовного дела в отношении члена участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса ФИО9

При таких обстоятельствах суд полагает доказанным, что ФИО9 от участия в работе избирательной комиссии самоустранился и имеются основания для признания его систематически не выполняющим свои обязанности в качестве члена избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса.

При этом суд критически относится к показаниям свидетелей ФИО6 и ФИО5, поскольку они не согласуются с другими по делу доказательствами по делу, что вызывает сомнение в их достоверности.

Доводы представителя ответчика, со ссылкой на показания свидетеля ФИО6, что ФИО9 зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> не проживал в селе <адрес>, не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку как следует из предоставленного суду заявления ФИО9 о согласии на назначение членом избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, местом жительства указан адрес: <адрес>, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 объявлен в розыск по уголовному делу, из чего следует, что он не проживал и по месту своей регистрации по месту жительства.

Доводы представителя ответчика в части того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 о заседаниях избирательной комиссии не извещался, не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, являясь членом избирательной комиссии, ФИО9 мог самостоятельно поинтересоваться работой комиссии, узнать расписание заседаний.

Доводы представителя ответчика, что ФИО9 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в рабочей командировке в ФИО10 <адрес>, в связи с чем, не смог попасть на заседания избирательной комиссии, что подтверждается уведомлением руководителю районного отделения КПРФ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ также не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку носят предположительный характер. Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области участковой избирательной комиссии избирательного участка факт получения уведомления не подтвержден.

Довод представителя ответчика о пропуске ТИК срока на подачу административного искового заявления (подано ДД.ММ.ГГГГ) суд считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, поскольку, в силу ч. 1 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Сведения о причинах не участия ФИО9 в работе избирательной комиссии (о нахождении административного ответчика в розыске по уголовному делу) поступили в ТИК ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административное исковое заявление подано в суд в установленный законом срок.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено суду достаточных, бесспорных и неопровержимых доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области и признании члена участковой избирательной комиссии ФИО9 с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности.

Требования административного истца о прекращении полномочий члена участковой избирательной комиссии ФИО9 с правом решающего голоса, заявлены излишне, поскольку в силу пп. «д» п. 8 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, принятия решения суда не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области удовлетворить.

Признать члена участковой избирательной комиссии ФИО9 с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы, представления в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья: В.В. Песков