ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/2022 от 21.04.2022 Островского районного суда (Костромская область)

ДЕЛО № 2а-164/2022

УИД: 44RS0014-01-2022-000172-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Островское

21 апреля 2022 года

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Масловой О.В.,

с участием: административного истца Самохвалова С.А.

представителя административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области и представителя заинтересованного лица УФСИН России по Костромской области Баскаковой Е.С., действующей на основании доверенностей, представившей диплом о высшем юридическом образовании,

при секретаре Пронозиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области административное дело по административному исковому заявлению Самохвалова С.А. о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, выразившегося в нерассмотрении его заявления от 30.12.2021 года о трудоустройстве,

установил:

Административный истец Самохвалов С.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, обратился в Островский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, выразившегося в нерассмотрении его заявления от 30.12.2021 года о трудоустройстве.

Административный иск мотивирован тем, что 30.12.2021 г., находясь в камере помещения ШИЗО ФКУ ИК-4, в присутствии начальника отряда Круженина А.Е. он изложил заявление в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области о трудоустройстве, заявление передал лично Круженину А.Е. Однако его заявление по существу до настоящего времени не рассмотрено, письменного ответа на заявление он не получил. Администрация ФКУ ИК-4 лишила его гарантий, установленных ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просит суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, выразившееся в нерассмотрении его заявления от 30.12.2021 года о трудоустройстве.

Административный истец Самохвалов С.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административный иск поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что 30.12.2021 года к нему в камеру помещения ШИЗО ФКУ ИК-4 пришел начальник отряда Круженина А.Е. и сказал, что его (Самохвалова) заявления ФКУ ИК-4 не будут отправляться, пока он не трудоустроится, в связи с чем им было написано заявление о трудоустройстве и передано начальнику отряда Круженину А.Е.Однако до настоящего времени ответа на свое заявление он не получил, полагает, что нарушено его право, гарантированное Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области и заинтересованного лица УФСИН России по Костромской области Баскакова Е.С. в судебном заседании административные исковые требования Самохвалова С.А. не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Дополнительно суду пояснила, что 30.12.2021 года на заседании административной комиссии Самохвалову С.А. было предложено трудоустроиться, потому что ранее истец отправлял свои заявления за счет исправительного учреждения. Когда в ФКУ ИК-4 закончились конверты и марки, заявления Самохвалова С.А. не отправлялись, истцу об этом было известно. Самохвалов С.А. согласился трудоустроиться, написал 30.12.2021 года заявление о трудоустройстве, в этот же день совершил акт членовредительства и был этапирован в ФКУ ИК-1, в связи с чем не был трудоустроен. На вопросы суда пояснила, что заявление о трудоустройстве истца не могло быть зарегистрировано в порядке Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», оно было зарегистрировано в Журнале регистрации обращений осужденных . Подача заявлений, предложений и жалоб осужденных регламентируется приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», а именно главой ХIII. Рассмотрение заявлений, предложений и жалоб осужденных осуществляется в порядке, который не предусматривает направление письменных ответов осужденным. Регистрация подобных заявлений осужденных, как обращения граждан, в рамках Федерального закона № 59 от 02.05.2006 г. приводит к искажению сведений о письменных обращениях при их учете в разделе 14 статистической отчетности ФСИН -1. Если бы Самохвалов С.А. не был этапирован в ФКУ ИК-1, он был бы трудоустроен, ознакомился бы с приказом о трудоустройстве.

Определением суда от 24.03.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-4 Круженин А.Е., который о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании 07.04.2022 года, на вопросы суда пояснил, что он являлся начальником отряда, в котором отбывал наказание истец. 30.12.2021 года им было принято заявление от осужденного Самохвалова С.А. о трудоустройстве. В этот же день он передал данное заявление для начальника исправительного учреждения в канцелярию ФКУ ИК-4 для регистрации, что предусмотрено его должностными обязанностями начальника отряда. Поскольку оснований и возражений для нетрудоустройства истца не имелось, он поставил свою резолюцию о том, что не возражает против трудоустройства Самохвалова С.А. Кому далее было списано заявление истца о трудоустройстве, не знает. Полагал, что на нем не лежала обязанность уведомлять заявителя о результатах рассмотрения заявления, уведомить Самохвалова С.А. о возможности трудоустройства должен был отдел тыла, кому было списано заявление начальником ФКУ ИК-4.

Определением суда от 07.04.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Соловьев С.П., который о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из отзыва врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Соловьева С.П. от 24.03.2022 г. на административный иск следует, что заявление осужденного Самохвалова С.А., поступившее в ФКУ ИК-4 30.12.2021г., не регистрируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Подача заявлений, предложений и жалоб осужденных регламентируется приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», а именно главой ХIII. Рассмотрение заявлений, предложений и жалоб осужденных осуществляется в порядке, который не предусматривает направление письменных ответов. Регистрация подобных заявлений осужденных, как обращений граждан в рамках Федерального закона № 59 от 02.05.2006 г., приводит к искажению сведений о письменных обращениях при их учете в разделе 14 статистической отчетности ФСИН -1. В связи с тем, что осужденный Самохвалов С.А. 30.12.2021 г. был направлен в Островскую районную больницу, а в последующем этапирован в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области (больница), он не был трудоустроен. Полагает, что в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 220 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о его правах, свободах и законных интересов, которые по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием), и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования, в том числе и подтверждающие нарушение его прав. Руководствуясь ст.ст. 3,4, 62, 220 ч.2 п.6, 227 ч.2п.1, КАС РФ просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Определением суда от 07.04.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области, которое о дате, времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).

На обеспечение в Российской Федерации реализации указанных конституционных прав осужденных направлены положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 12 которого к основным правам осужденных отнесено право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).

В соответствии с положениями Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ).

Согласно Закону N 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9).

В силу части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Законом N 59-ФЗ и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований названного кодекса (часть 1).

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, обязательные для исполнения сотрудниками уголовно-исполнительной системы и лицами, содержащимися в указанных учреждениях (далее - Правила).

Каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных (пункт 62 названных Правил).

Согласно пункту 65 Правил администрация исправительного учреждения ежедневно обходит камеры и принимает от осужденных предложения, заявления, ходатайства и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осужденных по личным вопросам и докладываются начальнику исправительного учреждения.

Регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации исправительного учреждения, осуществляется службой делопроизводства исправительного учреждения в течение 3-х дней с момента их подачи (пункт 66 Правил).

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (пункт 67 Правил).

Как установлено в судебном заседании, административный истец Самохвалов С.А. осужден приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.07.2018г., с учетом изменений, внесенных Судебной коллегией по уголовным делам Вологодского областного суда от 13.11.2018г. по п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ, ч.5 ст. 33 п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ с назначением наказания с применением ч.5 ст. 74 УК РФ, ст. 70 УК РФ, ч.5 ст. 69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.10.2016г. с 01.07.2016г. по 03.06.2016г. и день фактического содержания по делу 05.01.2017г., в соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Начало срока отбывания наказания 16.07.2018 года, конец срока отбывания наказания 29.09.2022 года.

В период отбытия наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, наказание отбывал в строгих условиях.

С 10.09.2021г. Самохвалов С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области.

23.09.2021г. Самохвалов С.А. был помещен в отряд в строгие условия отбывания наказания, затем переведён в отряд . В камере Самохвалов С.А. содержался как в безопасном месте на основании постановления Врио начальника ФКУ ИК-4 от 19.11.2021 г.

Из информации Врио начальника ФКУ ИК-4 Соловьева С.П. следует, что в период с 27.12.2021 года по 30.12.2021 года Самохвалов С.А. содержался в камере ШИЗО в качестве безопасного места.

Согласно уставу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области –приложение № 4 к приказу ФСИН России от 18.02.2011 года № 90, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Предметами и целями деятельности Учреждения являются, в т.ч., обеспечение охраны прав,свобод и законных интересов осужденных.( п.2.1 Устава)

Согласно справке за подписью врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Самохвалов С.А. прибыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области 10.09.2021 г. за весь период отбывания наказания в исправительном учреждении трудоустроен не был.

Как следует из материалов административного дела, 30.12.2021 г. Самохвалов С.А. обратился к Врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области с заявлением о трудоустройстве уборщиком помещений с 30.12.2021 г. Указанное обращение он передал начальнику отряда ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Круженину А.Е.,находясь в камере 8 ШИЗО, как в безопасном месте, который в последующем передал заявление административного истца в приемную врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области (Канцелярию ФКУ ИК-4).

Из должностной инструкции начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Круженина А.Е. от 08.11.2021 г. следует, что в обязанности начальника отряда входит ежедневный прием осужденных отряда по личным вопросам( п.27 Должностной инструкции)

На заявлении Самохвалова С.А. о трудоустройстве от 30.12.2021 г. имеется резолюция начальника исправительного учреждения о поручении исполнения «В приказ» -Свидетель №1- начальнику отдела коммунально-бытового,интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4.

Согласно журналу регистрации обращений осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области от 30.09.2019 г. заявление Самохвалова С.А. о трудоустройстве от 30.12.2021 г. зарегистрировано под порядковым , списано Свидетель №1., подпись должностного лица в получении заявления истца имеется, в графе отметка об исполнении указано « этапирован в ФКУ ИК-1( больница)».

Из должностной инструкции начальника отдела коммунально-бытового,интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Свидетель №1 от 09.12.2020 г. следует, что в обязанности начальника отдела КБ, И и ХО входит, в том числе, обеспечение подбора специалистов для работы в банно-прачечном комплексе, столовой, продовольственном складе и овощехранилище. (п.45 Должностной инструкции).

Допрошенный в судебном заседании начальник отряда Круженин А.Е. пояснил, что 30.12.2021 года им было принято заявление от осужденного Самохвалова С.А. о трудоустройстве, в этот же день после согласования он передал данное заявление для начальника исправительного учреждения в канцелярию ФКУ ИК-4 для регистрации, кому далее было списано заявление истца о трудоустройстве для исполнения, не знает.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, заявление Самохвалова С.А.о трудоустройстве, полученное должностным лицом исправительного учреждения, подлежало не только регистрации в установленный срок, с последующим рассмотрением, но и уведомлением заявителя о результатах такого рассмотрения.

Однако, до настоящего времени, Самохвалов С.А. ответ на свое заявление о трудоустройстве от 30.12.2021г. не получил, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании, и повлекло нарушение его права на рассмотрение обращения в установленный срок и получение письменного ответа по существу поставленного в обращении вопроса.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Самохвалова С.А.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Самохвалова С.А. удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» - по нерассмотрению заявления Самохвалова С.А. от 30.12.2021 года о трудоустройстве в установленном законом порядке и уведомлении заявителя о результатах рассмотрения поставленного в обращении вопроса-незаконным.

Возложить на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» обязанность рассмотреть заявление Самохвалова С.А. от 30.12.2021 года о трудоустройстве в установленном законом порядке, уведомив заявителя о результатах рассмотрения поставленного в обращении вопроса.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Маслова