Дело № 2а-1657/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2019 года г.Оренбург
Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области Чиркова В.В., рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о понуждении к исполнению бюджетного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
истец Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением администрации муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о понуждении к исполнению бюджетного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В обоснование заявленных требований указали, прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, в ходе которой выявлены нарушения Порядка формирования и ведения реестра источников доходов бюджета муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, который до настоящего времени местной администрацией не разработан и не утвержден.
Допущенные нарушения бюджетного законодательства препятствуют надлежащему нормативно-правовому регулированию в области финансовой отчетности. Вышеизложенное свидетельствует о нарушении администрацией муниципального образования федерального законодательства, что влечет нарушение прав лиц, круг которых не определен. Кроме того, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами, проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг в работе муниципального образования, в ходе которой были выявлены нарушения.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Неженский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушения бюджетного законодательства путем разработки и утверждения правового акта, регламентирующего порядок и ведение реестра источников доходов бюджета муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Письма Минрегиона России от 02 апреля 2012 года № 7435-АП/14 «О проведении разъяснительной работы по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг», «Методических рекомендаций по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг» путем разработки и утверждения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу плана информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, а также проведения мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с данным планом.
Согласно статье 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
В силу части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
Поскольку сторонами по делу было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав представленные в письменной форме доказательства, приходит к выводу о том, что административный иск прокурора, подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 55 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным, законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Реестр источников доходов Российской Федерации включает реестр источников доходов федерального бюджета, реестры источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестры источников доходов местных бюджетов и реестры источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
При этом под реестром источников доходов бюджета понимается свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета, на основании перечня источников доходов Российской Федерации (часть 3 статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу требований части 1 статьи 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы, в том числе муниципальных образований, обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 7. статьи 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном местной администрацией.
В силу части 5 статьи 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации состав информации, порядок формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, общие требования к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, а также общие требования к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждены постановлением Правительства РФ от 31 августа 2016 года№ 868.
Согласно пункту 9 Общих требований в целях ведения реестров источников доходов бюджетов органы местного самоуправления, осуществляющие бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и (или) администраторов доходов бюджета, обеспечивают предоставление сведений, необходимых для ведения реестров источников доходов бюджетов в соответствии с пунктом 3 Общих требований, в соответствие с которым в том числе реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном соответственно местной администрацией в соответствии с настоящим документом.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм бюджетного законодательства Порядок формирования и ведения реестра источников доходов бюджета муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области до настоящего времени местной администрацией не разработан и не утвержден.
Данное, также подтверждается представленным в материалы дела ответом главы муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 21 июня 2019 года б/н.
Указанные обстоятельства подтверждаются и проведенной прокуратурой Оренбургского района проверкой исполнения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
4) содействуют созданию и деятельности в муниципальном образовании указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с. такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение.
Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-АП/14 Минкстерства регионального развития Российской Федерации во исполнение требований пунктов 7 и 8 Плана мероприятий по устранению условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО2ДД.ММ.ГГГГ№п-П9, министерством разработаны и направлены для использования в работе Рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан и Методические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг. В соответствии с которыми в планы информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг целесообразно включать:
Проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий: семинары и совещания, заседания «круглых столов» по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг.
Организацию и проведение дней открытых дверей в организациях - поставщиках коммунальных услуг.
Разработку плана информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг.
Организацию и проведение пресс-конференций, интервью, презентаций, создание информационных поводов для публикаций в печатных периодических изданиях, подготовки новостных сюжетов в телепрограммах (телепередачах) и радиопрограммах (радиопередачах), посвященных деятельности поставщиков коммунальных услуг, а также использование1 специально подготовленных тематических брошюр.
Проведение социологических опросов по вопросам, связанным с обеспечением населения коммунальными услугами.
Организацию работы по разъяснению законодательства о правах и обязанностях потребителей и поставщиков коммунальных услуг.
Организацию работы «горячей линии» телефонной связи с руководством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам нарушений в поставках коммунальных услуг.
Обучение руководителей советов домов, кооперативов, товариществ собственников жилья вопросам взаимодействия с поставщиками коммунальных услуг, знанию своих прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональными и местными нормативными и правовыми актами.
Распространение необходимых справочных, методических, информационных и иных материалов.
Участие представителей региональной и местной администраций, государственных жилищных инспекций в работе общих собраний жителей многоквартирных домов;
Информирование потребителей коммунальных услуг об изменениях тарифов на коммунальные услуги.
Информирование потребителей коммунальных услуг о мерах по контролю управляющих компаний, кооперативов, товариществ собственников жилья, поставщиков по вопросам оплаты коммунальных услуг в соответствии с действующими тарифами и за исполнением поставщиком коммунальных услуг своих обязанностей со стороны представителей региональной и местной администраций, государственных жилищных инспекций.
Данные требования федерального законодательства органом местного самоуправления в полной мере не выполняются, что подтверждено проверкой, проведенной прокуратурой Оренбургского района по исполнению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами, проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, объяснениями главы муниципального образования от 24 июня 2019 года.
Таким образом, не утверждение администрацией муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Порядка формирования и ведения реестра источников доходов бюджета муниципального образования, а также не проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг свидетельствует о нарушении администрацией муниципального образования федерального законодательства, что влечет нарушение прав лиц, круг которых не определен.
Поскольку судом установлено нарушение администрацией муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района бюджетного законодательства, требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291-294, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обязанность устранить нарушения бюджетного законодательства путем разработки и утверждения правового акта, регламентирующего порядок и ведение реестра источников доходов бюджета муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию муниципального образования Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обязанность устранить нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Письма Минрегиона России от 02 апреля 2012 года № 7435-АП/14 «О проведении разъяснительной работы по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг», «Методических рекомендаций по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг» путем разработки и утверждения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу плана информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, а также проведения мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с данным планом.
Решение суда может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Чиркова В.В.