ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1657/2022 от 29.09.2022 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

дело №2а-1657/2022

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе судьи Марковой Н.В.

при секретаре Пышкиной Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации г. Кемерово о признании незаконным постановления администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд»,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы – ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Центральный районный суд г. Кемерово с административным иском к администрации города Кемерово о признании незаконным постановления ### от **.**.**** «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд».

Заявленные требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки и расположенные на них дома, в которых они постоянно проживают, ведут домохозяйство, другого жилья не имеют.

Администрация города Кемерово вынесла постановление от «**.**.**** года ### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд», которым установлено: «1. Изъять для муниципальных нужд города Кемерово путем предоставления возмещения земельные участки и (или) расположенные на нём объекты недвижимости согласно приложению к настоящему постановлению...».

В приложении к Постановлению от **.**.****### «Перечень объектов движимого имущества, подлежащих изъятию для муниципальных нужд», поименован список подлежащих изъятию земельных участков, в том числе, принадлежащих административным истцам.

Данное постановление от «**.**.**** года ### административные истцы считают незаконным, поскольку оно противоречит ст.ст. 56.3, 56.6 ЗК РФ, Градостроительному кодексу РФ, нарушает их законные права и интересы, а также других землевладельцев и собственников жилых домов.

Указывают, что нарушена процедура принятия постановления «**.**.**** года ###. Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### утвержден Генеральный план г. Кемерово, положение о территориальном планировании и карта функциональных зон городского округа. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### утверждены Правила землепользования и застройки в городе Кемерово.

Однако, как считают административные истцы, Генеральный план города Кемерово, утвержденный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****###, в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории в границах улиц: ..., согласно которому там должны быть возведены линейные объекты для муниципальных нужд, в связи с чем и изымаются земельные участки, возводиться не будут, так как цель изъятия земельных участков, поименованных в постановлении от «**.**.**** года ###, совсем иная, что пишут в официальных источниках; будет строиться новый микрорайон, то есть многоэтажная застройка и торговые центры.

Также административные истцы указывают, что административный ответчик при вынесении постановления от «**.**.**** года ### не руководствовался при изъятии земельных участков муниципальными нуждами, отвечающим потребностям публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества, а, наоборот, по мнению административных истцов, хочет извлечь выгоды, отдавая эти земельные участки под застройку многоэтажных домов и торгово-развлекательных центров при наличии свободных зон для строительства много этажных домов на свободных территориях в городе Кемерово, так как градостроительным планом г. Кемерово предусмотрено именно строительство линейных объектов для муниципальных нужд; изымая частные земельные участки, администрация города не собирается строить объекты муниципального значения на этих территориях. Данная схема проведения мероприятий под строительство линейных объектов для муниципальных нужд старается закрыть реальное положение вещей, которое направлено на изъятие земельных участков, расположенных в границах территории, якобы, предназначенных для муниципальных нужд, для передачи этих земель под коммерческую застройку.

После вынесения постановления от «**.**.**** года ### административный ответчик принимает следующие решения:

постановление от **.**.****### «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Кемерово», утвержденные постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****###;

постановление от **.**.****### «О подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план города Кемерово», утвержденный решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### «Об утверждении генерального плана города Кемерово»;

постановление от **.**.****### «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории по ..., по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Кемерово и организации проведения публичных слушаний по проекту планировки территории по ....

До реализации процедуры изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд, по мнению административных истцов, необходимо привести Правила землепользования и застройки городского округа в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства, утвердить генеральный план города Кемерово по этим территориям, чего сделано не было, что нарушает законные права землепользователей, земли которых и расположенная недвижимость на них подлежит изъятию.

При этом нарушена последовательность процедуры изъятия земельных участков. Административный ответчик целенаправленно пошёл на нарушение закрепленного законом порядка изъятия земельных участков, поскольку выгоды от несоблюдения установленных правил могут быть несопоставимо выше, чем гипотетические негативные последствия: значительная экономия средств, которая «покроется» инвесторами; достижение (решение) поставленных сверху (по вертикали власти в силу своей подчиненности) целей и задач (заказ на земли от коммерческих структур).

Административные истцы считают, что в данном случае имеет место явное незаконное нарушение порядка изъятия земельных участков, когда административный ответчик заблаговременно извещает собственников о планируемом изъятии его земельных участков, тем самым стимулируя (по сути вынуждая) его провести межевание этих целевых частей для формирования самостоятельных готовых к изъятию земельных участков, принимает такое решение, дает напоказ поручения своим подразделениям о проведении оценки изымаемой недвижимости и подготовке проекта соглашения о выкупе, проводятся также другие мероприятия, и одновременно с этим создается правовая база под, якобы, законное изъятие земельных участков, системно нарушая действующее законодательство Российской Федерации. При этом, пользуясь тем, что для оценки и подготовки соглашения о выкупе нужно время, и ссылаясь на срочность удовлетворения публичных нужд, параллельно (еще до получения каких-либо прав на землю частного собственника) инициирует и организует проектирование за бюджетный счет, либо за счёт инвесторов инфраструктурных объектов (коммерческих объектов) посредством проведения аукционов, скрывая истинный смысл такого изъятия под лозунгом - для муниципальных нужд, впоследствии передавая эти земельные участки для коммерческого освоения и строительства коммерческой недвижимости.

Административные истцы считают, что грубо нарушаются международный и конституционный принцип уважения права собственности, правило о принудительном прекращении права собственности исключительно посредством соответствующего судебного решения и при условии предварительного и равноценного возмещения.

В судебном заседании административные истцы – ФИО1. ФИО2, ФИО4 и его представитель – адвокат Мухин А.Е., действующий на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержали.

Представители административного ответчика – администрации города Кемерово – ФИО5, действующий на основании доверенности от **.**.**** (л.д.55 т.1), представивший диплом о наличии высшего юридического образования (л.д.56 т.1), ФИО6, действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 57 т. 1), представившая диплом о наличии высшего юридического образования (л.д.58 т.1), в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Ранее в материалы дела представлены письменные возражения (л.д.60-66 т.1.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 7 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2);

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункта 2);

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 2);

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт «г» пункта 2);

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

В силу части 9 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками недвижимого имущества, а именно:

ФИО1 принадлежит на праве собственности ..., что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д. 20-27 т.1);

ФИО2 принадлежит на праве собственности ..., что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.29-31 т.1);

ФИО3 принадлежит на праве общей долевой собственности ..., что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.33-36 т.1).

Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» постановлено: 1. Изъять для муниципальных нужд города Кемерово путем предоставления возмещения земельные участки и (или) расположенные на нем объекты недвижимости согласно приложению к настоящему постановлению (л.д.41 т.1).

В приложении к данному постановлению от **.**.****### (л.д.47-49 т.1) указаны объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для муниципальных нужд, в том числе, принадлежащие административным истца (п. 12, 23, 63).

Оспариваемое постановление от **.**.****### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» размещено **.**.**** на официальном сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» www.pravo-kemerovo.ru; опубликовано в газете «Кемерово», ###, **.**.****.

Указанное постановление отвечает признакам нормативного правового акта, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, в надлежащей форме, введено в действие в установленном законом порядке, нарушений процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта органом местного самоуправления не допущено.

В данном случае, администрацией города Кемерово были соблюдены требования действующих нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия администрации города Кемерово на принятие постановление от **.**.****### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд».

В соответствии со ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принимается органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Устава города Кемерово администрация города исполняет полномочия по решению вопросов городского значения.

Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.26 ч.2 ст.11 Устава города Кемерово к вопросам местного значения городского округа относится изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.

Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, принятие оспариваемого постановления от 16.12.2021 № 3642 осуществлено администрацией города Кемерово в пределах полномочий, установленных п.4 ч.1 ст.16, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 279 ГК РФ, ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, п.26 ч.2 ст.11, п.1 ч.1 ст.48 Устава города Кемерово.

Согласно ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Устава города Кемерово Глава города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации города. Официальными источниками опубликования постановлений являются: газета «Кемерово», сайт «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово».

Постановление от 16.12.2021 № 3642 размещено на официальном сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» и опубликовано в газете «Кемерово», в связи с чем его содержание стало известно неопределенному кругу лиц, в том числе и административным истцам.

В соответствии со ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Содержание постановления от 16.12.2022 № 3642 соответствует нормам Земельного кодекса РФ.

Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в частности линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

В преамбуле постановления от **.**.****### указана как цель изъятия земельных участков - «в целях строительства линейных объектов», так и реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие - генерального плана города Кемерово, утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****###, проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### (л.д.41 т.1).

Согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами, следовательно, использование этого термина в тексте постановления от **.**.****### соответствует законодательству.

Статья 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1) предусматривает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.

Положениями ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статьей 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (пункт 4).

Согласно ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Частью 1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.

Согласно ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 5 ст.23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на вышеуказанных картах отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** утвержден Генеральный план г. Кемерово сроком на 5 лет, который неоднократно продлевался до 2011 года Постановлениями Кемеровского городского Совета народных депутатов.

Генеральным планом города Кемерово от 1997 года, территория в границах: ... отнесена к территориям, на которой предусмотрено осуществление строительства и реконструкции.

Генеральным планом города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### (с изменениями и дополнениями), территория в границах: ... ...... отнесена к зоне проектируемой многоэтажной жилой застройки, а также зоне строительства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фрагментами карт генерального плана города Кемерово (л.д.67-75 т.1); карты планируемого размещения объектов местного значения города Кемерово; автомобильные дороги, объекты электро-, тепло-, газоснабжения населения, водоотведения; карты функциональных зон города Кемерово.

Данные карты (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления от **.**.****###) являются приложениями ### к решению Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### «Об утверждении генерального плана города Кемерово» и являются актуальными применительно к целям изъятия земельных участков для муниципальных нужд по основаниям, связанным со строительством линейных объектов местного значения.

С учетом изложенного, доводы административных истцов об отсутствии в генеральном плане города Кемерово каких-либо положений, предусматривающих строительство, реконструкцию объектов местного значения на вышеуказанной территории, и о необходимости внесения соответствующих изменений в Генеральный план города Кемерово, являются несостоятельными.

Доводы административных истцов о том, что до реализации процедуры изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд необходимо привести Правила землепользования и застройки городского округа в соответствие с требованиями законодательства (внести в них изменения), утвердить генеральный план города Кемерово по этим территориям, и только после 6 лет после этого начинать процедуру изъятия недвижимого имущества, не основаны на нормах действующего законодательства.

Пункт 1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ не определяет Правила землепользования и застройки городского округа в числе документов, подлежащих учету при решении вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Утверждение генерального плана по каким-либо иным территориям не предусмотрено. Какие-либо положения о том, что процедура изъятия может быть начата только по истечении 6 лет после изменения Правил землепользования и застройки, генерального плана, действующим законодательством не предусмотрено.

Довод стороны административного истца о необходимости наличия ходатайства какой-либо организации для изъятия земельных участков не основан на нормах законодательства.

Согласно п.1 ст.56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации:

1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей;

4) с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.56.4 Земельного кодекса РФ перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд».

Однако, ходатайство вышеуказанной организации не является обязательным условием для изъятия земельных участков, установленным ст.56.3 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.4 ст.56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, постановление от **.**.****### принималось по собственной инициативе органа местного самоуправления. Какие-либо ходатайства в отношении земельных участков, указанных в оспариваемом постановлении, в администрацию города не поступали.

Учитывая вышеизложенное, суд считает установленным надлежащим образом наличие основания для принятия постановления от **.**.****###, предусмотренного пп.1 п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ.

Поскольку п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ установлено два отдельных самостоятельных основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, суд считает, что подтверждение одного из них является достаточным для отказа в удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Вместе с тем, поскольку в преамбуле постановления от **.**.****### в качестве документа, в соответствии с которым осуществляется изъятие, наряду с генеральным планом города Кемерово указан проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации города Кемерово от **.**.****###, а также учитывая, что в ходе судебного разбирательства административные истцы ссылались на недостатки вышеуказанного проекта планировки территории, судом установлено следующие.

Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### принято решение о подготовке документации по планировке территории в границах: ... (л.д.91 т.1).

В пункте 2.2 данного постановления указано, что предложения физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов, принимаются в срок до **.**.**** включительно. Как следует из пояснений представителя административного ответчика предложения по обозначенным вопросам от физических и юридических лиц не поступали.

В соответствии с постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### «О подготовке документации по планировке территории в границах: ...» на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от **.**.**** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам закупки на официальном сайте Электронного Магазина Кузбасса https://.../, оформленных протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке малого объема ### от **.**.****, управлением городского развития администрации города Кемерово и муниципальным предприятием города Кемерово «Городской центр градостроительства и землеустройства» был заключен муниципальный контракт от **.**.****### на выполнение работ по разработке документации по планировке территории, предусматривающей размещение нескольких линейных объектов (л.д.132-134 т.1).

Согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту) проект планировки должен соответствовать постановлению Правительства РФ от 12.05.2017 № 564, которым утверждено Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов (л.д.135-137 т.1).

Как следует из акта приемки-передачи документации от **.**.**** (л.д.138 т.1) разработанный проект планировки был передан управлению городского развития администрации города Кемерово и принят без замечаний.

В материалы дела представлены заверенные копии схемы расположения элементов планировочной структуры, а также следующих частей проекта планировки территории: основная часть проекта планировки территории раздел 2 положение о размещении линейных объектов; материалы по обоснованию проекта планировки территории раздел 4 пояснительная записка. Представленные копии подтверждают соответствие этих частей проекта планировки территории требованиям постановления Правительства РФ от 12.05.2017 № 564 (л.д.76-114 т.1), что является достаточным для рассмотрения требований административных истцов.

Исходя из предмета и оснований административного иска, заявленные административными истцами требования могут быть разрешены, а оспариваемое постановление от **.**.****### проверено на предмет его законности без исследования документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а именно без остальной части проекта планировки территории.

В соответствии с постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### проведены **.**.**** публичные слушания по проекту планировки территории в границах: ...

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****, отказано в удовлетворении административных исковых требований истцов по коллективному исковому заявлению Мухина А.Е. к администрации г. Кемерово о признании незаконными: протокола публичных слушаний от **.**.****### и заключения комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****### (л.д.218-229 т.1).

Таким образом, публичные слушания по проекту планировки были проведены **.**.**** в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### утвержден проект планировки территории в границах: ....

Данное постановление размещено **.**.**** на сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» и опубликовано в газете «Кемерово» от **.**.****.

В связи с изложенным, суд считает доводы административных истцов об отсутствии подготовленного и утвержденного в соответствии с требованиями законодательства проекта планировки, несостоятельными.

При этом суд принимает во внимание, что административными истцами, либо иными лицами проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации города Кемерово от **.**.****###, в установленном законом порядке не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд считает также установленным наличие предусмотренного пп.2 п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ основания для принятия администрацией города Кемерово постановления от **.**.****###.

Согласно пп. «в» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных законом, возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются фрагментами карты функциональных зон Генерального плана города Кемерово, которые содержат информацию о зонах инженерной и транспортной инфраструктуры и соответственно планируемом размещении линейных объектов по ... применительно к земельным участкам, принадлежащим административным истцам (л.д. 67-75 т. 1).

Кроме того, данные обстоятельства наглядно подтверждают представленные в материалы дела заверенные сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Кемерово.

Информация о местах размещения инженерных сетей отражена в поперечном профиле от ... (материалы по обоснованию проекта планировки территории раздел 4 пояснительная записка – л.д.114 т.1).

Соответственно, по ..., в том числе, на территории расположения жилых домов административных истцов, будет расположена зона инженерной и транспортной инфраструктуры.

Доводы административных истцов о том, что административный ответчик, изымая частные земельные участки, не собирается строить объекты муниципального значения на этих территориях, помимо вышеуказанных доказательств опровергаются письменными доказательствами.

Как следует из письма финансового управления города Кемерово от **.**.****### решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.12.2021 № 43 «О бюджете города Кемерово на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» за счет средств государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» предусмотрены средства на реализацию мероприятий по строительству инженерных сетей и автомобильных дорог для развития застроенных территорий центральной части города Кемерово: на 2022 год – 1,5 млрд. руб., на 2023 год – 3,482 млрд. руб. (л.д.140 т.1).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронных аукционов в настоящее время заключены муниципальные контракты на выполнение вышеуказанных работ в срок до 31.12.2023.

Доводы административных истцов об отсутствии в настоящее время проектов реконструкции и строительства линейных объектов, по мнению суда, не имеют правового значения с учетом предмета и оснований заявленных ими требований, поскольку наличие таких проектов не отнесено Земельным кодексом РФ к условиям принятия решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.

Довод административных истцов о том, что при изменении технических решений, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории, для строительства дороги хватит земли и без изъятия земельных участков для муниципальных нужд, судом отклоняется, поскольку также не имеет правового значения к рассматриваемому делу.

Несостоятельны и доводы административных истцов о возможности строительства линейных объектов в другом месте, без изъятия принадлежащих им земельных участков, ввиду того, что строительство данных линейных объектов утверждено нормативной документацией по планировке территории, с учетом планируемой нагрузки, оптимального развития инфраструктуры. Любое изменение местоположения линейных объектов потребует масштабного перепроектирования и внесения изменений в ранее разработанную и утвержденную схему города Кемерово.

Доводы административных истцов о том, что на принадлежащем им земельных участках предполагается размещение объектов, которые не будут служить удовлетворению муниципальных нужд, и эти земельные участки не попадают под «красные» линии, опровергаются письменными материалами дела, поэтому суд находит их необоснованными.

Материалами дела подтверждается, что изъятие земельных участков и объектов недвижимого имущества, принадлежащих административным истцам, в данном случае обусловлено муниципальными нуждами, осуществляется административным ответчиком в рамках реализации вопросов местного значения.

Само по себе несогласие административных истцов с принятым решением об изъятии земельных участков для муниципальных нужд - постановлением от **.**.****###, не свидетельствует о каких-либо нарушениях, допущенных администрацией города Кемерово при принятии такого решения.

Несоответствие оспариваемого постановления от **.**.****### требованиям земельного и градостроительного законодательства, а также Генеральному плану города Кемерово судом не установлено.

Кроме того, с учетом положений ч. ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ обязанность по доказыванию того обстоятельства, что оспариваемым актом нарушены права и законные интересы гражданина возложена на истца.

Вместе с тем, административными истцами не предоставлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих, что оспариваемым постановлением от **.**.****### в полном объеме нарушены их права.

При этом суд отмечает, что права и законные интересы административных истцов оспариваемым постановлением не нарушены, так как они защищены компенсационными мероприятиями в случае изъятия земельных участков и объектов недвижимости, позволяющими обеспечить соблюдение баланса частных и публичных интересов.

При этом доводы о нарушенных правах, приведенные в административном иске, носят исключительно декларативный характер, не подтвержденный документально.

Вопросы, связанные с реализацией оспариваемого постановления от **.**.****### не являются предметом рассмотрения при разрешении вопроса о признании данного постановления недействующим.

Таким образом, отсутствуют основания для признания незаконным постановления Администрации города Кемерово от **.**.****### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд», вынесенного с соблюдением вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации г. Кемерово о признании незаконным постановления администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Кемерово.

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2022 года.

Судья Н.В. Маркова