Дело № 2а-1659/19
26RS0029-01-2019-002306-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пятигорский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Суворовой С.М.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Е.С.,
с участием:
административного истца помощника прокурора города Пятигорска Креховой Н.И.,
представителя административного ответчика администрации города Пятигорска по доверенности Осипян П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2019 года в г.Пятигорске административное исковое заявление прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Пятигорска к администрации города Пятигорска о признании незаконным действия (бездействия) по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме,
установил:
В обоснование заявленных требований административный истец пояснил, что постановлением администрации города Пятигорска №5425 от 30.12.2016 года утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления города-курорта Пятигорска. Согласно данного перечня органом местного самоуправления оказывается муниципальная услуга «внесение изменений в разрешение на строительство». В соответствии со ст. 6 ФЗ №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, обеспечивать возможность получения заявителем государственной и муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя. В соответствии с ФЗ-210 постановлением администрации города Пятигорска утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменения в разрешение на строительство». Согласно п.2.17.1 Административного регламента в электронном виде муниципальная услуга не предоставляется. Неисполнением администрацией города обязанности по предоставлению заявителям возможности получения указанной муниципальной услуги в электронной форме создаются препятствия по реализации лицами, которым необходима такая услуга, права на ее получение в электронной форме. Административный истец полагает, что имеет место бездействие администрации города Пятигорска, приведшее к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем просит суд признать незаконным действия (бездействия) администрации города Пятигорска по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме, обязании администрации города Пятигорска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги «внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме.
Представитель административного ответчика администрации города Пятигорска с заявленными требованиями не согласился, в удовлетворении требований прокурора просил отказать по следующим основаниям. Ответчик полагает, что прокурор не обосновал в своем заявлении необходимость обращения в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Пятигорска, не указал, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено. В исковом заявлении указано, что прокуратурой города проведена проверка, однако ни основания проверки, ни итоговый документ о результатах данной проверки так и не представлен. Подаче настоящего административного иска нарушен конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления. По существу заявленных требований иск также не подлежит удовлетворению, так как факт бездействия отсутствует, Административный регламент утвержден, не оспорен. Более того, постановление администрации города Пятигорска предоставлено в Прокуратуру города 02.10.2015 года. Таким образом, срок на обращение с заявленными требованиями, давно истек, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Кроме того, административный ответчик пояснил, что переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками, утвержденными соответственно органом местного самоуправления. План-график утвержден 14.01.2016 года, указанная административным истцом услуга «внесение изменений в разрешение на строительство» в плане-графике не содержится. По указанным основаниям просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании административный истец с возражениями представителя администрации города Пятигорска не согласилась, суду пояснила, что право прокурора обратиться с требованиями в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц следует из ст.39 КАС РФ. Круг заявителей, обращающихся за оказанием данной услуги, не определен. При этом права заявителей на получение муниципальной услуги в электронной форме нарушены, что позволяет Прокурору города обратиться с настоящим иском. Принцип самостоятельности органа местного самоуправления не нарушен. Сроки не пропущены, так как в настоящем случае нельзя сроки считать с момента ознакомления прокурора с Административным регламентом, он прокурором города не обжалуется. При этом план-график реализации мероприятий по переходу на предоставление первоочередных муниципальных услуг в электронной форме разработан до конца 2016 года, а после этого не утверждался, новый не разрабатывался, что свидетельствует о бездействии муниципального органа. Административный истец полагает, что по всем оказываемым администрацией города муниципальным услугам должна быть обеспечена возможность их получения в электронной форме. С ДД.ММ.ГГГГ администрация города должна была обеспечить поэтапный переход на оказание муниципальных услуг в электронной форме всех муниципальных услуг. Однако, реализовав положение о переходе первоочередных муниципальных услуг в электронную форму к ДД.ММ.ГГГГ согласно плану-графику, меры по оказанию услуг по другим муниципальным услугам, в том числе муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», администрацией города не приняты. Таким образом, неисполнение администрацией города обязанности по предоставлению заявителем возможности получения указанной муниципальной услуги в электронной форме создаются препятствия по реализации лицами, которым необходима такая услуга, права на ее получение в электронной форме. На удовлетворении административного иска настаивал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные Прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Пятигорска, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 176, ч. 1 ст. 178 и ст. 180 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска, а мотивировочная, в частности, обоснования по вопросам, излагаемым в резолютивной части.
Приведенные законоположения, содержащие требования к судебному решению, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении требований истца и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика, полагающего, что Прокурор <адрес> при заявленном предмете и основании иска является ненадлежащим истцом, так как права и законные интересы неопределенного круга лиц не затронуты.
Общим правилом российского процесса является возможность обращения в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Исходя из ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Процессуальные кодексы предоставляют право одному лицу обратиться в защиту другого лица в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно п.6 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. Пунктом 3 ст. 125 КАС предусмотрено, что в административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, прокурор, подавая административный иск в суд в интересах неопределенного круга лиц, обязан указать, какие именно права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым решением муниципального органа.
Предоставление муниципальной услуги в электронной форме, по мнению суда, предполагает доступ неопределенного круга лиц к получению муниципальной услуги, что позволяет прокурору обратиться с соответствующим административным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Федеральный закон N 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210 органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.
В настоящее время порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.
Регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, осуществляемых по запросу физических или юридических лиц либо их уполномоченных представителей (далее - заявитель) в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ. Им устанавливается порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, их должностными лицами, взаимодействия федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
Постановлением администрации г. Пятигорска от 08.02.2012 N 403 (ред. от 14.06.2016) "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Постановлением администрации г. Пятигорска от 14.06.2016 N 2095 вносились изменения в Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации города Пятигорска от 08.02.2012 N 403, Постановлением администрации г. Пятигорска от 06.04.2018 N 1233 также внесены изменения в Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации города Пятигорска от 08.02.2012 N 403.
Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011) утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Пунктом 57 данного перечня предусмотрены такие муниципальные услуги, как подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию. Муниципальная услуга «Внесение изменений в разрешение на строительство» в этот перечень не входит.
Постановлением администрации города Пятигорска от 25.09.2015 №3605 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», в который также неоднократно вносились изменения 28.07.2016, 14.12.2016, 02.05.2017, 09.10.2017, 04.05.2018 и 25.06.2018.
Согласно п. 2.17.1 указанного Административного регламента в электронном виде муниципальная услуга не предоставляется.
Данный административный регламент является действующим, он не оспорен и не отменен.
Пунктом 4 ст. 29 ФЗ-210 предусмотрено, что переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвержден Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.
Во исполнение указанных выше правовых актов Постановлением администрации города Пятигорска №18 от 14.01.2016 года утвержден план-график реализации мероприятий по переходу на предоставление первоочередных муниципальных услуг в электронной форме. Муниципальная услуга «Внесение изменений в разрешение на строительство» в список первоочередных муниципальных услуг не входит.
Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела под бездействием следует понимать неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению возможности граждан получения муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме.
Однако, суд приходит к выводу о том, что во исполнение положений ФЗ-210, административным ответчиком исполнены нормы федерального законодательства, разработан и утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство», в котором определено, что данная услуга в электронной форме не оказывается. Этим же административным регламентом предусмотрен порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги. Обязанность предоставлять муниципальные услуги предусмотрена ст. 6 ФЗ-210. Эту обязанность орган местного самоуправления выполнил. Способы получения данной муниципальной услуги определены административным регламентом, граждане получают эту услугу в иных формах. Переход же на предоставление/получение всех муниципальных услуг в электронной форме является длительным процессом, к настоящему времени не окончен.
Методическое и организационное обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правительством РФ разработан и утвержден Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, положения которого органом местного самоуправления соблюдены и исполнены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны муниципального органа по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменения в разрешение на строительство» в электронной форме.
Решение суда должно быть исполнимым.
Прокурор города Пятигорска просит суд обязать администрацию города Пятигорска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме. В воем административном иске административный истец не указывает на конкретные действия администрации, какие необходимо произвести с целью обеспечения возможности получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме. Данное требование носит общий характер, оно не конкретизировано, не обоснован избранный административным истцом трехмесячный срок для фактического исполнения решения суда. Обосновывая бездействие органа местного самоуправления, административному истцу следует указать, какие именно действия должны были быть совершены с целью соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска. Однако в просительной части административного иска такие требования отсутствуют, что противоречит нормам ст.ст. 176-180 КАС РФ.
С учетом вышесказанного в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным действий (бездействий) администрации города Пятигорска по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме, обязании администрации города Пятигорска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме, следует отказать.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о пропуске срока обращения с настоящим административным иском. Представителем административного ответчика заявлено в судебном заседании о том, что администрацией города в адрес прокурора города Пятигорска направлено постановление администрации города Пятигорска №3605 от 25.09.2015 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменения в разрешение на строительство» с целью реализации надзора за законностью принятых муниципальным органом постановлений. В данном случае имеет место не обжалование указанного постановления, либо положений административного регламента, что позволило бы исчислять срок со дня предоставления оспариваемых актов в прокуратуру города, а, по мнению прокурора, бездействие по не обеспечению возможности получения услуги в электронной форме, которое носит длящийся характер.
Выбор способа защиты права, по общему правилу, лежит исключительно на процессуальном истце. При избранном способе защиты права суд приходит к выводу об отсутствии пропуска срока на обращение с настоящим заявлением.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать прокурору города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Пятигорска к администрации города Пятигорска в удовлетворении требований о признании незаконным действий (бездействий) администрации города Пятигорска по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме, обязании администрации города Пятигорска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство» в электронной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение одного месяца.
судья С.М.Суворова