ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1659/2022 от 16.06.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Решение

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Сотникова Н.В.,

при секретаре Какаулине А.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Пятигорска – Маршалкина Д.С.,

представителя административного ответчика – Рыбиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Пятигорска о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор г. Пятигорска обратился в Пятигорский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Пятигорска о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.

В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора г. Пятигорска Маршалкин Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточняя требования пояснил, что Прокуратурой города по результатам проверок исполнения законодательства о противодействии терроризму выявлены нарушения в деятельности администрации города Пятигорска.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем осуществления мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (пункт 13 Концепции).

К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за _ несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В соответствии с п.п. 7 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.

Несмотря на то, что минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма определены законодателем в качестве принципа антитеррористической деятельности, эта задача выступает одной из основных целей противодействия терроризму в целом.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).

На территории города Пятигорска расположены следующие места с массовым пребыванием людей:

;

от до ;

;

;

;

В соответствии с п. 3 Требований, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Согласно п. 22 Требований, срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «и» п. 21 Требований, не назначены лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение п. 28 Требований отсутствуют стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В нарушение п. 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - Комсомольский парк подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение п. 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований система видеонаблюдения не обеспечивает информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - от до подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от до от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение п. 28 Требований отсутствуют стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В нарушение п. 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - здание подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно- программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

Указанные нарушения непосредственно влияют на уровень антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера.

Невыполнение требований к антитеррористической защищенности места с массовым пребыванием нарушает права неопределенного круга лиц - посетителей места с массовым пребыванием.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, не представляется возможным, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, уточнив заявленные требования просит суд: признать бездействие администрации по обеспечению антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей: ; от до ; ; здание ; , в том числе по оборудованию их инженерно-техническими средствами охраны незаконным. Обязать администрацию города Пятигорска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием в границах, установленных в паспортах безопасности соответствующих объектов, а именно:

:

- назначить лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

- оборудовать место с массовым пребыванием людей системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

- оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

:

- оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

- оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

- оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

:

- обеспечить информационное взаимодействие системы видеонаблюдения с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно- программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

от до :

- оборудовать систему видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации);

- оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

:

- оборудовать системой оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

Представитель администрации города Пятигорска, действующая на основании доверенности, Рыбина Е.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, представив письменные возражения, в которых указала, что прокурор не обосновал в своем заявлении необходимость своего обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска. Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 39 КАС РФ административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 КАС РФ.

Положения части 3 статьи 125 КАС РФ, устанавливающие требования к содержанию административного искового заявления, подаваемого в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, закреплены по аналогии с положениями абзацем первым части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которым в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Обращение в защиту неопределенного круга лиц может быть связано с оспариванием нормативного или ненормативного правового акта, который нарушает права этих лиц, например, в сфере организации городского и коммунального хозяйства, строительства и т.д.

Данные требования закона прокурором города Пятигорска не выполнено, в заявлении не указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Таким образом, права на обращение в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц у прокурора города Пятигорска не имеется.

Полагает, что в нарушение статьи 39 КАС РФ прокурор при подаче искового заявления превысил пределы полномочий.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Кроме того, статья 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что при осуществлении прокурорского надзора не допускается необоснованное вмешательство в деятельность предприятий, организаций, органов местного самоуправления, т.е. полномочия прокуратуры не должны создавать препятствия для осуществления указанными субъектами права своих полномочий, установленных федеральными законами.

Более того, по иску отсутствуют даты проведения проверки. К иску приложен только акт планового обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, считает, что изначально административное исковое заявление должно было быть оставлено без движения.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам в надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.

В силу пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, предъявляя административные исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Пятигорска устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов ("территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 (далее - Требования), прокуратура города Пятигорска тем самым нарушает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Относительно административных исковых требований (пункт 2) в части установления срока - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований - законодательством нигде не регламентированы сроки, в течение которых необходимо выполнить те или иные действия.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.

В силу пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, срок - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу - нарушает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Считает, что данный срок нереальный, в связи с тем, что бюджет города- курорта Пятигорска утверждается только в конце года на очередной год, процесс формирования бюджета - это довольно емкий и длительный процесс, такое решение будет заведомо неисполнимо.

Администрация города Пятигорска является органом местного самоуправления и все действия, касающиеся реализации бюджетных денежных средств должна осуществлять на основании № 44-ФЗ и в пределах принятого бюджета на очередной год. Для проведения процедур закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и исполнения муниципального контракта, требуется значительное время. Срок, указанный в просительной части искового заявления - 1 месяца с момента вступления решения в законную силу, недостаточен для его исполнения.

На основании вышеизложенного, считает, что заявленные прокурором города Пятигорска требования незаконны, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Полномочный представители заинтересованных лиц МУ «Управление городского хозяйства, транспорта и связи администрации г. Пятигорска», МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации г. Пятигорска», ООО «Парк Кирова», МУ «Управление общественной безопасности администрации г. Пятигорска», будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела в судебное заседание не явились. Заявлений с просьбой об отложении, либо невозможности явки в судебное заседание не поступало.

С учетом мнения представителя административного истца и ответчика суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства с учётом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, а также значимости для правильного разрешения заявленных требований, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению последующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, поэтому их ограничение допускается федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

На основании 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города по результатам проверок исполнения законодательства о противодействии терроризму выявлены нарушения в деятельности администрации города Пятигорска.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем осуществления мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (пункт 13 Концепции).

К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В соответствии с п.п. 7 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.

Несмотря на то, что минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма определены законодателем в качестве принципа антитеррористической деятельности, эта задача выступает одной из основных целей противодействия терроризму в целом.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).

Согласно п. 22 Требований, срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей – подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «и» п. 21 Требований, не назначены лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение п. 28 Требований отсутствуют стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В нарушение п. 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение п. 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований система видеонаблюдения не обеспечивает информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - от до подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - от до от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение п. 28 Требований отсутствуют стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В нарушение п. 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Акт обследования и категорирования с массовым пребыванием людей - здание администрации города Пятигорска подписан ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно акту планового обследования объекта с массовым пребыванием людей - здание администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение пп. «в» п. 23, п. 31, п. 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В нарушение пп. «а» п. 23, п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно- программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

Указанные нарушения непосредственно влияют на уровень антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера.

Определяя срок для устранения выявленных нарушений законодательства, суд исходит из разумности, принципа реального исполнения решения, требований бюджетного законодательства и считает необходимым возложить на администрацию города Пятигорска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием в границах, установленных в паспортах безопасности соответствующих объектов.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Пятигорска, МУ «Управление городского хозяйства, транспорта и связи администрации г. Пятигорска» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Пятигорска о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, - удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации города Пятигорска по обеспечению антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей: ; от до ; ; ; , в том числе по оборудованию их инженерно-техническими средствами охраны незаконным.

Обязать администрацию города Пятигорска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием в границах, установленных в паспортах безопасности соответствующих объектов, а именно:

:

- назначить лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

- оборудовать место с массовым пребыванием людей системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

- оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

:

- оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации);

- оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

:

- обеспечить информационное взаимодействие системы видеонаблюдения с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно- программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

от до :

- оборудовать систему видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации);

- оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

:

- оборудовать системой оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).

В удовлетворении требования касающихся обязания администрации города Пятигорска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием в границах, установленных в паспортах безопасности соответствующих объектов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Сотников