ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/17 от 03.08.2017 Тамбовского гарнизонного военного суда (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 августа 2017 года город Тамбов

Тамбовский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Летуновского Д.А., при секретаре Харитоновой О.И., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в помещении военного суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанных с отказом в выплате единовременной денежной помощи в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в войсковой части в настоящее время в воинской должности заместителя начальника штаба отряда. ДД.ММ.ГГГГ у него умер отец – ФИО5 В ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к командиру войсковой части в котором просил о выплате единовременной денежной помощи по случаю смерти близкого родственника в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – единовременная денежная помощь).

ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части издан приказ о выплате ему единовременной денежной помощи, выписка из которого вместе с необходимыми документами была направлена в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» (далее – Управление) для производства выплаты.

Однако ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть от начальника Управления поступило сообщение об отказе в производстве ему данной выплаты.

Не соглашаясь с таким решением начальника Управления, ФИО1 указал, что административный ответчик путает социальное пособие на погребение, установленное Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и единовременную денежную помощь, установленную приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Отметил, что выплата социального пособия на погребение, установленного Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ему не производилась.

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ понесенные им расходы, связанные с погребением отца (изготовление ограды на кладбище), он подтвердил, предоставив подлинник товарного чека.

Выражая несогласие с мнением административного ответчика о необходимости предоставления помимо товарного еще и кассового чека, подтверждающего понесенные им расходы, ФИО1, ссылаясь на Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», указал, что предприниматели, осуществляющие ритуальные услуги, подпадают под патентную систему налогообложения, в связи с чем могут производить расчеты без использования контрольно-кассовой техники.

Административный истец также обратил внимание, что понесенные им расходы по случаю смерти отца составили <данные изъяты>. При этом, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из оклада по занимаемой воинской должности, единовременная денежная помощь может быть ему оказана в размере <данные изъяты>, то есть в размере, не превышающем понесенные расходы.

Полагая свои права нарушенными ФИО1, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просил суд:

- признать незаконными действия руководителя Управления, связанные с отказом в выплате ему единовременной денежной помощи;

- обязать руководителя Управления выплатить ему единовременную денежную помощь в размере <данные изъяты>

- взыскать с Управления в его пользу понесенные судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты> и уплатой государственной пошлины при подаче настоящего административного искового заявления в размере <данные изъяты>, а всего в общей сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении и пояснил, что после поступления его документов в финансовый орган он, по требованию сотрудников Управления, вновь обратился в организацию, оказавшую ему ритуальную услугу по изготовлению ограды на кладбище, где ему были предоставлены сведения об отсутствии в этой организации контрольно-кассовой техники. Данные сведения ему были предоставлены в виде отместки на товарном чеке, который он передал в Управление до того, как ему было отказано в оспариваемой выплате.

Также ФИО1 пояснил, что понесенные им расходы по случаю смерти отца в размере <данные изъяты>, связанные с изготовлением ограды на кладбище, ни ему, ни иным родственникам не возмещались.

Представитель административного ответчика Нерсесян в судебном заседании, не соглашаясь с заявленными требованиями, просила суд отказать в их удовлетворении.

В обоснование своей позиции Нерсесян сослалась на разъяснения Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, из которых, по её мнению, следует, что оказание военнослужащим единовременной денежной помощи на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ по случаю смерти близких родственников производится в порядке реализации Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Поскольку изготовление ограды не в ходит в гарантированный перечень услуг по погребению, определенный ст. 9 указанного федерального закона, Нерсесян полагала, что ФИО1 не может быть оказана единовременная денежная помощь в порядке, определенном приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ в целях компенсации понесенных им затрат.

Не возражая против установленного ФИО1 приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ размера единовременной денежной помощи, Нерсесян указала, что в финансовый орган представлен только товарный чек, подтверждающий понесенные ФИО1 расходы, однако отсутствует кассовый чек, а также отсутствует уведомление налогового органа о применении индивидуальным предпринимателем ФИО6 (оказавшей ФИО1 услуги по изготовлению ограды) патентной системы налогообложения (<данные изъяты> либо сведений о том, что предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход <данные изъяты>

Нерсесян обратила внимание, что патентная система налогообложения применяется по желанию индивидуального предпринимателя, а право на применение указанной системы налогообложения может быть утрачено по различным обстоятельствам. В связи с чем полагала, что оказание индивидуальным предпринимателем ритуальных услуг не может бесспорно свидетельствовать о применении в отношении него патентной системы налогообложения. Указала, что в Управлении отсутствуют сведения о применении индивидуальным предпринимателем ФИО6 патентной системы налогообложения. Также Нерсесян заявила, что представленный ФИО1 товарный чек не является бланком строгой отчетности, в связи с чем Управление не имеет возможности произвести оплату.

Выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Нерсесян, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их в совокупности, военный суд исходит из следующего.

Как видно из приказа командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходит военную службу в войсковой части в должности заместителя начальника штаба отряда, по которой ему установлен <данные изъяты> тарифный разряд.

Согласно копии свидетельства о рождении , выданного Пересыпкинским сельским советом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и копии свидетельства о смерти II-КС , выданного Администрацией Пересыпкинского сельсовета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, который является отцом административного истца – ФИО1.

Согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО6, владеющая магазином «Память», оказала услугу по изготовлению металлической ограды размером <данные изъяты>

Из копии рапорта ФИО1 на имя командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец просил о выплате ему единовременного денежного пособия на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. К своему рапорту ФИО1 приобщил подлинник указанного товарного чека, а также копии всех вышеперечисленных документов.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ предписано выплатить единовременную денежную помощь в целях возмещения расходов в связи со смертью отца в размере <данные изъяты>.

Как следует из письма начальника Управления на имя командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выплате единовременной денежной помощи по тем же основаниям, которые приведены представителем административного ответчика ФИО10 в судебном заседании.

Оценивая причины, по которым ФИО1 отказано в выплате единовременного денежного пособия, военный суд находит их необоснованными исходя из следующего.

В соответствии с п. 2. ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Из содержания статей 12 и 13 указанного Федерального закона следует, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, а также иными отдельными выплатами в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Таким образом, реализуя имеющиеся у него полномочия, Министр обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ издал приказ «О порядке оказания единовременной денежной помощи в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым, в частности, командирам воинских частей предписано осуществлять оказание единовременной денежной помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных в установленном порядке на выплату единовременных денежных пособий.

С учетом изменений, внесенных в указанный приказ, приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, оказывать единовременную денежную помощь предписано, в частности, в случае смерти близких родственников (супруга(и), детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, лиц, находящихся на иждивении) - при предоставлении копии свидетельства о смерти, заверенной в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этим же приказом установлено, что решение об оказании единовременной денежной помощи принимается командиром на основании представленного в течение года со дня наступления случая, указанного в настоящем пункте, рапорта военнослужащего, в котором в обязательном порядке, помимо случая оказания единовременной денежной помощи, указываются основания для оказания единовременной денежной помощи: целевое назначение (на возмещение каких расходов будет оказываться единовременная денежная помощь), документ, подтверждающий произведенный расход, и сумма (размер) единовременной денежной помощи.

Размер оказываемой единовременной денежной помощи одному лицу в течение календарного года не должен превышать для военнослужащих Вооруженных Сил - <данные изъяты> оклада по воинской должности.

Оформлять решение об оказании единовременной денежной помощи предписано приказом командира с обязательным указанием основания принятия решения, размера и суммы единовременной денежной помощи.

Учитывая, что все условия выплаты единовременной денежной помощи ФИО1 в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке оказания единовременной денежной помощи в Вооруженных Силах Российской Федерации» соблюдены, а её размер соответствует требованиям указанного приказа Министра обороны РФ исходя из установленного административному истцу оклада по воинской должности, <данные изъяты> тарифный разряд), военный суд приходит к выводу, что командир войсковой части обоснованно в пределах предоставленных ему полномочий издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установил ФИО1 выплату единовременной денежной помощи в целях возмещения расходов в связи со смертью отца в размере <данные изъяты>.

Поскольку в соответствии с договором на обслуживание , заключенным между Управлением и войсковой частью , последняя состоит на финансовом обеспечении в Управлении, вышеуказанный приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ являлся основанием для выплаты ФИО1 единовременной денежной помощи.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконными действия начальника Управления, связанные с отказом в выплате ФИО1 единовременной денежной помощи и обязать начальника Управления выплатить административному истцу единовременную денежную помощь на основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

<данные изъяты>

Как установлено ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статьей 9 указанного Федерального закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемый на безвозмездной основе, к которым относится:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств.

индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Проанализировав приведенные положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», военный суд, вопреки мнению административного ответчика и его представителя, не находит каких-либо оснований полагать о том, что понесенные ФИО1 расходы по случаю смерти отца, связанные с изготовлением ограды на кладбище, подлежат возмещению в порядке, определенном указанным Федеральным законом.

Также не имеется и оснований полагать о том, что приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ издан в порядке реализации указанного выше Федерального закона.

К тому же ФИО1 представил подлинник товарного чека, подтверждающего понесенные им расходы, что исключает возможность их двойной оплаты.

Что касается довода административного ответчика и его представителя о том, что помимо товарного чека административному истцу надлежало представить в финансовый орган кассовый чек, подтверждающий понесенные им расходы, либо уведомление налогового органа о применении индивидуальным предпринимателем ФИО6 (оказавшей ФИО1 услуги по изготовлению ограды) патентной системы налогообложения (ПНС), либо сведений о том, что предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то данный довод суд также находит несостоятельным, поскольку предоставление указанных документов не предусмотрено приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Документом, подтверждающим произведенный ФИО1 расход по случаю смерти близкого родственника, является представленным им товарный чек, на котором имеется отметка об отсутствии у оказавшего ему услугу индивидуального предпринимателя контрольно-кассовой техники.

К тому же в соответствии с п. 43 ч. 2 ст. 346.43 НК РФ в отношении предпринимательской деятельности, предоставляющей ритуальные услуги, применяется патентная система налогообложения.

На основании п. 7 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты российской федерации» индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений, опровергающих отсутствие у индивидуального предпринимателя ФИО6 (оказавшей ФИО1 услуги по изготовлению ограды) контрольно-кассовой техники, в судебное заседание представлено не было, в связи с чем суд полагает, что в случае возникновения сомнений в произведенном административным истцом расходе по случаю смерти близкого родственника, финансовый орган обязан был самостоятельно запросить необходимые для разрешения этого вопроса документы.

Довод представителя административного ответчика о том, что товарный чек не является бланком строгой отчетности и не может быть принят во внимание, суд отвергает, как не основанный на требованиях действующего законодательства. По мнению суда, представленный ФИО1 подлинник товарного чека полностью соответствует требованию абзаца 5 п. 2 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления документа, подтверждающего произведенный расход.

Что касается ссылки административного ответчика и его представителя на разъяснения Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, то, вопреки мнению указанных лиц, из содержания приведенных разъяснений следует, что единовременная денежная помощь по случаю смерти близких родственников может быть оказана в целях возмещениях затрат, которые не были покрыты в порядке, определенном Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

При этом из указанных разъяснений не следует, что оказание военнослужащим единовременной денежной помощи на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ по случаю смерти близких родственников производится в порядке реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

К тому же следует отметить, что разъяснения Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на которые ссылались административный ответчик и его представитель, даны руководителю Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» по конкретному вопросу, обстоятельства возникновения которого могут не совпадать с обстоятельствами настоящего административного дела.

Разрешая вопрос о возмещении административному истцу понесенных судебных расходов, военный суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 4 ст. 106 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в частности, относятся расходы на оплату услуг представителей.

Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из договора об оказании правовой помощи адвоката от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между адвокатом Турбиным Д.Ф. и административным истцом, а также квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 оплачены услуги адвоката по составлению административного искового заявления в сумме 3 000 рублей.

Определяя размер взыскания расходов на оплату услуг представителя, суд исходит из размеров вознаграждений адвокатов, установленных Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1240, а также принимает во внимание минимальные ставки вознаграждения адвокатов за оказываемую юридическую помощь, утвержденные решением Совета адвокатской палаты <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом требования о разумности, соотнеся их с объектом судебной защиты, учитывая фактически оказанные ФИО1 юридические услуги представителем по составлению административного искового заявления, объем и содержание административного искового заявления, а также сложность административного дела, суд считает, что исходя из принципов разумности и справедливости, обоснованными могут быть признаны понесенные ФИО1 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей, которые подлежат взысканию с Управления в пользу ФИО1.

Кроме того суд считает необходимым взыскать с Управления в пользу ФИО1 понесенные судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче настоящего административного искового заявления в суд в размере <данные изъяты>, которые подтверждаются чеком – ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 111, 112, 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанных с отказом в выплате единовременной денежной помощи в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанные с отказом в выплате ФИО1 единовременной денежной помощи в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» выплатить ФИО1 единовременную денежную помощь на основании приказа командира войсковой части 54607 от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Заявление ФИО1 о возмещении понесенных судебных расходов – удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» в пользу ФИО1 понесённые судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере <данные изъяты> а также судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты>, а всего, в общей сумме 1 <данные изъяты>

В удовлетворении остальных требований ФИО1 о взыскании в его пользу понесенных судебных расходов на сумму, превышающую <данные изъяты> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тамбовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Тамбовского

гарнизонного военного суда Д.А. Летуновский