РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-165/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Охранное Бюро «Сократ» к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, консультанту отдела правовой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО1, главному специалисту-эксперту отдела правой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО2 о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
административный истец общество с ограниченной ответственностью Охранное бюро «Сократ» (далее по тексту – ООО ОБ «Сократ») обратился с административным исковым заявлением к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее по тексту – Служба) о признании незаконным предписания от 25.04.2019 №. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемым предписанием возложена обязанность в течение трех дней убрать строительные материалы, складированные на земельном участке с кадастровым номером №, тогда как на момент выдачи предписания строительные материалы на участке отсутствовали, были вывезены ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, возложена обязанность демонтировать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Вместе с тем, здание по <адрес>, в отношении которого выдано предписание о сносе, расположено в непосредственной близости к объекту культурного наследия – памятнику «Школа Родионова», в связи с чем работы по демонтажу невозможно произвести без причинения существенного вреда объекту культурного наследия. По мнению административного истца, требования о демонтаже предъявлены в нарушение ФЗ от 25.07.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 73-ФЗ), тогда как Служба обязана принимать меры для обеспечения физической сохранности объекта культурного наследия. По мнению административного истца, служба не является органом, уполномоченным предъявлять требования о демонтаже объекта капитального строительства, так как здание по адресу: <адрес>, не является объектом культурного наследия. Обращает внимание, что по результатам внеплановой документарной проверки каких-либо нарушений Службой в отношении ООО «Сократ» не выявлено.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Службы - ФИО1 (доверенность о т18.11.2019 №, диплом о высшем юридическом образовании Байкальского государственного университета экономики и права № от 06.06.2006) требования не признала, мотивируя тем, что административное здание по адресу: <адрес>, <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия. По информации Иркутского территориального отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу от 27.04.2018 №, выявлено нарушение градостроительных регламентов в границах территории зон охраны объекта культурного наследия, утвержденных постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». В связи с проведением капитального строительства многоэтажного здания в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. В связи с чем Службе выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 14.05.2018 №, а именно: устранить нарушение, выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территории зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе «Декабристы в Иркутске» на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>, <адрес>. По результатам мероприятий по контролю Службой установлено, что в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардным этажами, здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия «Школа им. Родионова», нач. XX в., по адресу: <адрес>. Между конструкциями здания и стеной бокового юго-западного фасада объекта культурного наследия проложены листы пенопласта. В уровне первого этажа в месте примыкания здания к объекту культурного наследия выполнен арочный проезд, выходящий на ул. Тимирязева. Режимом охранной (объединенной) зоны (утв. постановлением от 12.09.2008 № 254-па) запрещено новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение объекта культурного наследия и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды. Полное сохранение планировочной структуры (без расширения или перекрытия улиц), сложившегося планировочного масштаба (планировочного модуля участков, определяемого исторической парцелляцией), поддержание красных линий застройкой (с восстановлением ограждений, ворот). Санация территории со сносом малоценных строений. Модернизация, нейтрализация (или снос) диссонирующих зданий и сооружений. Благоустройство территории с сохранением типологических, масштабных характеристик исторической среды и обеспечением благоприятных условий зрительного восприятия объекта культурного наследия. В ходе проверки получена информация, что в целях обеспечения сохранности смежно расположенного объекта культурного наследия разработан раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при строительстве административного здания на земельном участке, непосредственно связанном с территорией объекта культурного наследия. С учетом эскизного проекта регенерации территории по <адрес>, <адрес> в г. Иркутске, Службой сделан вывод о соответствии проектных предложений режиму и градостроительному регламенту охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия (утв. постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-ПА). На раздел получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы от 09.06.2017, при строительстве здания осуществлялся авторский и технический надзор (ООО «Сибирский научно-исследовательский проектно-реставрационный институт «Наследие»); осуществлялся строительный надзор Службой государственного строительного надзора Иркутской области. В наименовании работ указано: устройство подпорной стенки, укрепление фундамента объекта культурного наследия путем устройства монолитной рубашки по арматурной сетке из арматурных стержней d-14АШ с шагом 150 х 150 мм, крепление сетки анкерами, забитыми в шнуры кладки с шагом 600 х 600. Согласно разделу 4 общего журнала работ по строительству объекта «административное здание (в осях 1-5 /А-Д), по адресу: <адрес>, <адрес>» 02.08.2017 при осмотре опалубки подпорной стенки объекта культурного наследия выявлено недостаточное закрепление опалубки, 02.08.2017 недостатки устранены. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 09.07.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19.03.2019, признано незаконным разрешение на строительство от 19.03.2017 № ru38303000-251-2017 объекта капитального строительства – административного здания (в осях 1-5/А-Д), 4 этажа, общей площадью 629,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 572 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, выданное отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска застройщику ООО Охранное агентство «Сократ».
Определением суда от 03.12.2019 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены консультант отдела правовой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объекта культурного наследия Иркутской области ФИО1; главный специалист-эксперт отдела правовой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО2
В судебном заседании лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела, отсутствовали, представили письменные заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск общества с ограниченной ответственностью Охранное Бюро «Сократ» подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.
Поскольку оспариваемое предписание от 25.04.2019 получено ООО ОБ «Сократ» 30.04.2019, административное исковое заявление предъявлено в суд 29.07.2019, установленный ст. 219 КАС РФ срок административным истцом соблюден.
Судом установлено, что ООО ОБ «Сократ» является собственником земельного участка, кадастровый номер №, площадью 3475 кв. м, в г. Иркутске, при этом земельный участок с кадастровым номером № образован, в том числе, из земельного участка с кадастровым номером № (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.04.2019 № КУВИ-001/2019-9104112). На земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске» в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
В соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 02.09.2008 № 254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенного на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» земельный участок с кадастровым номером № расположен в охранной (объединенной) зоне объектов культурного наследия.
Судом установлено, что в границах земельного участка, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, расположен объект культурного наследия, здание, кадастровый № (охранный статус 7Ю-СВВО-2000. Здание-памятник «Школа им. Родионова», состоит в «Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области по состоянию на 01.01.2020»). Собственником объекта культурного наследия является ООО ОБ «Сократ», что подтверждается выпиской их Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.05.2018.
Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Решением Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 30.11.1970 № 538 «Об установлении заповедных зон старинного деревянного зодчества Иркутска» установлены заповедные зоны деревянного зодчества, в том числе район, ограниченный улицами: Дзержинского, Октябрьской революции, Фридриха Энгельса и Декабрьских Событий, как мемориальный комплекс жилых домов и приусадебных сооружений, принадлежащих декабристам ФИО3 и ФИО4.
Решением Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 04.02.1975 № 68 «О мерах по усилению охраны памятников истории и культуры области» определен перечень памятников, включенных в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный Советом Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624.
Постановлением от 12.09.2008 № 254-па для территории Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» установлен режим охранной (объединенной) зоны, предусматривающий:
1. Комплексное сохранение ОКН. Выполнение мероприятий, направленных на сохранение ОКН (ремонт, реставрация, консервация, приспособление ОКН для современного использования) при неизменности особенностей, составляющих предметы охраны ОКН. Выполнение мероприятий по обеспечению сохранности ОКН - пожарной безопасности, защиты от динамических и иных воздействий, гидрогеологических и экологических условий. Установление охранных информационных надписей на ОКН. Сохранение и регенерация (восстановление) историко-градостроительной среды.
2. Запрещение нового строительства, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды. Полное сохранение планировочной структуры (без расширения или перекрытия улиц), сложившегося планировочного масштаба (планировочного модуля участков, определяемого исторической парцелляцией), поддержание красных линий застройкой (с восстановлением ограждений, ворот).
Санация территории со сносом малоценных строений.
Модернизация, нейтрализация (или снос) диссонирующих зданий и сооружений. Благоустройство территории с сохранением типологических, масштабных характеристик исторической среды и обеспечением благоприятных условий зрительного восприятия ОКН.
Восполнение историко-градостроительной среды переносимыми ОКН. Сохранение ценных элементов исторической среды.
Ремонт, реконструкция объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, ограничивается и допускается только в случае приведения их к конкретным условиям восстанавливаемой историко-градостроительной среды ОКН.
Хозяйственная деятельность ограничивается и регулируется условиями обеспечения сохранности ОКН, в том числе: по устройству автостоянок (запрет или ограничение); по озеленению территории; по размещению рекламы (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления); по устройству элементов городского дизайна; по установке и размещению киосков; по прокладке инженерных сетей (в подземных коммуникационных коридорах); по ремонту дорожного и тротуарного полотна уличной сети (регулирование отметок, покрытий, форм уличного освещения, зеленых насаждений, малых архитектурных форм)».
Таким образом, установленный Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па для территории Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» режим охранной (объединенной) зоны не предусматривает нового строительства.
Вместе с тем, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия, ООО ОБ «Сократ» возведено административное здание (в осях 1-5/А-Д), адрес объекта: <адрес>, <адрес>.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 09.07.2018 по административному делу № 2а-2592/2018 признано незаконным выданное застройщику ООО ОБ «Сократ» разрешение на строительство от 19.07.2017 № ru38303000-251-2017 объекта капитального строительства - административного здания (в осях 1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью здания 629,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 572 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>. По тем основаниям, что при выдаче ООО ОБ «Сократ» разрешения на строительство администрацией г. Иркутска не соблюдены положения п. 11 ст. 51 ГрК РФ и нормы права в части, касающейся соблюдения Закона № 73-ФЗ.
28.03.2019 Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу в адрес Службы выдано предписание № П 03-01-17/14, возложена обязанность устранить нарушение, выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе «Декабристы в Иркутске» на земельном участке строительства административных зданий по <адрес> / <адрес>, в г. Иркутске.
Судом установлено, что во исполнение предписания, а также задания от 11.04.2019 № 01-01-28-13/2019 Службой проведено систематическое наблюдение за исполнением требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом № 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Иркутской области в области охраны объектов культурного наследия, составлено заключение от 18.04.2019.
Как следует из акта внеплановой документарной проверки от 25.04.2019 №, в северо-западной части земельного участка (кадастровый №) проведены работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардным этажами. Здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия «Школа им, Родионова» (нарушение подп. 1 п. 5 ст. 11 Закона № 73-ФЗ). В месте сопряжения объекта культурного наследия и арочного проезда нового здания складированы строительные материалы (нарушение подп. 1 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, градостроительных регламентов в границах территорий зон, а именно – режима охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия (утв. постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па)).
Судом установлено, что 25.04.2019 Службой в адрес ООО ОБ «Сократ» внесено предписание № 01-01-30-09/19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, возложены обязанности:
демонтировать объект капитального строительства – административное здание (в осях 1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью здания 629,6 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Иркутск; работы необходимо выполнить в соответствии с требованиями ст. 45 Закона № 73-ФЗ, в срок до 14.08.2020;
убрать строительные материалы, складированные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Иркутск, в течение трех дней с момента получения настоящего предписания.
Как следует из предписания, в ходе проведенной проверки Службой выявлены нарушения обязательных требований.
Так, установлено, что ООО ОБ «Сократ» нарушены требования, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ и режима охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия (утв. постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па), выразившиеся в невыполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта культурного наследия, а именно: в месте сопряжения объекта культурного наследия и арочного проезда здания складированы строительные материалы, что может повлечь возгорание объекта культурного наследия;
на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска от 09.07.2018 разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № ru№ объекта капитального строительства – административного здания (в осях 1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью здания 629,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:19192, площадью 572 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, выданное отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска застройщику ООО ОБ «Сократ», признано незаконным. ООО ОБ «Сократ» нарушено требование пп. 1 п. 5 ст. 11 Закона № 73-ФЗ, а именно: несоблюдение обязательных требований градостроительных регламентов в границах территории зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, выразившихся в строительстве административного здания в охранной (объединенной) зоне объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: город Иркутск.
Оценивая законность оспариваемого предписания, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, регулирующей требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).
В силу ст. 33 Закона № 73-ФЗ, регулирующей цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В связи с чем, учитывая, что в оспариваемом предписании поставлен вопрос о демонтаже примыкающего к зданию памятника объекта, проверяя доводы административного истца о невозможности демонтажа объекта – примыкающего к объекту культурного наследия здания по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №), судом по ходатайству административного истца, настаивавшего о невозможности демонтажа объекта без нанесения ущерба зданию памятника, назначена по делу судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Альянс Эксперт Сибири» (ООО «АЛЭКСИ»), эксперту ФИО5
Согласно заключению эксперта № 07-СЭ/2020 на вопрос о том, возможен ли демонтаж построенного объекта недвижимости (административное здание, кадастровый №) без нанесения несоразмерного ущерба и изменения основных характеристик примыкающего памятника архитектуры – школы Родионова, дан ответ о том, что такой демонтаж без нанесения несоразмерного ущерба и изменения основных характеристик примыкающего объекта культурного наследия невозможен. По следующим причинам: 1) конструкции здания ОКН не отвечают требованиям СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», а их техническое состояние характеризуется как ограниченно работоспособное; 2) усиление бутовых фундаментов ОКН и возведение монолитных железобетонных фундаментов административного здания образовали взаимосвязанную конструктивную схему фундаментов, работающую при общем напряженно-деформированном состоянии грунта основании; 3) вмешательство в существующую систему «фундамент ОКН – фундамент административного здания» не представляется возможным без нанесения несоразмерного ущерба и снижения основных технических характеристик конструкций примыкающего памятника архитектуры – школы им. Родионова, а возможно, и частичной утраты конструктивных элементов ОКН; 4) при разборке административного здания неизбежны динамические воздействия на здание-памятник, при этом прочность и устойчивость кладки ОКН не будет обеспечиваться, что в свою очередь приведет к деформациям и повреждениям строительных конструкций ОКН.
Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, а заключение эксперта с учетом положений ч. 2 ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что эксперт ФИО5 является дипломированным специалистов в области обследования инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, включенным в «Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования» (идентификационный номер П-069828); имеет высшее образование по специальности «Проектирование зданий» (диплом Иркутского государственного технического университета, ВСГ №, выдан 24.12.2008; магистр по направлению подготовки «Строительство», профиль образовательной программы «Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертиза» (диплом магистра Иркутского национального исследовательского технического университета №, выдан 06.07.2015); подтверждала квалификацию (сертификат соответствия некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертов» по специальности «Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требования специальных правил, определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или полной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств» от 05.04.2017 №); проходила повышение квалификации (НП «Палата судебных экспертов», 2017, по специальности «Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления из соответствия требования специальных правил, определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или полной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств»; ФГБОУ ВПО ИрГТУ, 2014 для руководящих работников, специалистов и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектную деятельность; аттестат ЧОУ «Межведомственный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства» №), имеет стаж работы по обследованию зданий и сооружений 12 лет, стаж экспертной работы с 2010 года (9 лет), оснований сомневаться в ее квалификации суд не находит.
Из исследовательской части заключения, содержащей подробное описание объектов и методики исследования, порядок проведения исследовательской работы, усматривается, что строительно-техническое экспертное исследование проведено методом анализа данных, в том числе, полученных в результате визуально-инструментального освидетельствования, лабораторных испытаний, расчета кирпичной стены на динамические воздействия и сопоставления полученных данных с научно-технической литературой (СП 3-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153; СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» с Поправкой, с изменениями № 1, 2 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 782); СП 131.13330.2012 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*» (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 275); СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81*. Строительство в сейсмических районах» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.02.2014 № 60/пр); СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.12.2016 № 891/пр); СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.05.2018 № 309/пр); ГОСТ 26433.2-94 «Система обеспечения точности геометрических параметров. Правила выполнения измерений параметров зданий и сооружений» (утв. Постановлением Минстроя Российской Федерации от 20.04.1995 № 18-38); СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции» (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 109/ГС); СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» с изменениями № 1, 2 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 970/пр); СП 63.13330.2012 «СНиП 52-01-2013. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/8); СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81*» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/5); СП 64.13330.2017 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80» с изменениями № 1,2 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2017 № 129/пр); СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76» (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 784); СП 31-114-2014 «Правила проектирования жилых и общественных зданий для строительства в сейсмических районах» (утв. приказом ФГУП ЦНС от 25.04.2004 № 4); СРП-2007 (5-я редакция) «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»; ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2014 № 1458-ст); ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» с изменениями № 1 (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 665-ст); СТО НОСТРОЙ 2.33.53-2011 «Организация строительного производства. Снос (демонтаж) зданий и сооружений» (утв. решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 30.12.2011 № 24); СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» (утв. приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1170/пр); СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (утв. Госстрой России, 17.09.2002); МДС 12-64.2013 №Типовой проект организации работ на демонтаж (снос) зданий (сооружения)» ЗАО «ЦНИИОМТП». – М.: ОАО «ЦИТП», 2013)).
Экспертом проанализированы условия эксплуатации объектов исследования, в ходе осмотра зафиксированы общие виды зданий, в том числе в разрезе с указанием расположения примыкающего здания-памятника, зона примыкания объектов исследования (по оси 1/Д, цоколю, до уровня перекрытия первого этажа), проанализировано конструктивное решение здания.
Как следует из заключения, в результате обследования ОКН установлено, что здание возведено до введения норм сейсмостойкого строительства, заключение о техническом состоянии конструкций принималось из условия их работы как самостоятельных конструктивных элементов; все конструкции здания не отвечают ряду требований СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», как по конструктивному, решению, так и по материалам, а именно: фундаменты не отвечают предъявляемым к ним требованиям при строительстве в сейсмических районах, как по конструктивному решению, так и по материалам (п. 6.2); объемно-планировочное решение здания не обеспечивает его антисейсмическую устойчивость (п. 6.1.2); конструкция перемычек не удовлетворяет требованиям п. 6.14.16; деревянные перекрытия не отвечают требованиям п.п. 6.3.6, 6.14.11; отсутствуют конструктивные элементы, обеспечивающие антисейсмическую устойчивость здания (армирование кладки, антисейсмические пояса), что нарушает требования п.п. 6.14.11 – 6.14.13); ширина угловых простенков не удовлетворяет требованиям п. 6.14.10; перегородки длиной более 3 м не соединены с несущими конструкциями перекрытий (п. 6.5.1); оконные и дверные проемы в стенах лестничной клетки не имеют железобетонного обрамления; при выполнении лабораторных испытаний установлена низкая прочность кладочного раствора и, соответственно, отсутствие необходимого сцепления камня и раствора.
Исходя из конструктивного решения административного здания (железобетонный монолитный рамный каркас с заполнением кирпичной кладкой, фундаменты – монолитные железобетонные столбчатые, объединенные монолитной железобетонной лентой; перекрытия – монолитные железобетонные плиты; класс бетона всех монолитных железобетонных конструкций В 25 (М 350), учитывая, что демонтаж железобетонных конструкций или их фрагментов является первостепенной, технически сложной проблемой в связи с выполнением демонтажных работ в непосредственной близости с ОКН, эксперт пришел к выводу, что наиболее приемлемой является механизированная и ручная разборка железобетонных конструкций, с применением механизированного инструмента, что при любом методе демонтажных работ предполагается наличие значительных динамических воздействий, которые, в свою очередь передаются непосредственно на примыкающие конструкции ОКН (бутовые фундамент, несущая кирпичная стена).
С целью определения динамического воздействия, оказываемого зданием при демонтаже на соседнее здание-памятник, экспертом произведен соответствующий расчет, проанализированы физико-механические характеристики стены, позволяющие выдерживать возникающие динамические воздействия от демонтажных работ соседнего здания. Вывод по расчету: в конструктивном отношении капитальные стены здания не отвечают обязательным требованиям СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», а их техническое состояние характеризуется как ограниченно работоспособное; при разборке административного здания будут возникать динамические воздействия на здание-памятник, при этом прочность кладки ОКН не будет обеспечиваться, что, в свою очередь, приведет к деформациям и разрешению строительных конструкций здания-памятника.
Анализируя установленные обстоятельства, учитывая, что согласно заключению эксперта демонтаж построенного объекта недвижимости технически невозможен без нанесения несоразмерного ущерба и изменения основных характеристик примыкающего объекта культурного наследия, при этом в силу ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, предотвращения любых действий, могущих причинить им вред, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание в части возложения на административного истца обязанности произвести демонтаж построенного вплотную и примыкающего к памятнику «Школа им. Родионова» здания не может быть признано законным.
Суд учитывает, что, по результатам исследования, экспертом сделаны выводы относительно взаимодействия конструкций фундаментов здания памятника и фундаментов административного здания, установлено, что бутовая кладка памятника и монолитный торкретбетон усиления фундамента, выполненные на глубину заложения ленточного фундамента, работают как единый неделимый конструктивный элемент; работы по усилению бутовых фундаментов памятника и возведение монолитных железобетонных фундаментов административного здания образовали единую конструктивную схему фундаментов рассматриваемых объектов при общем напряженно-деформированном состоянии грунта основания; конструктивно-технологическое вмешательство в существующую систему «фундамент ОКН – фундамент административного здания», то есть при полном демонтаже строительных конструкций административного здания, не представляется возможным без нанесения несоразмерного ущерба и изменения основных характеристик примыкающего памятника архитектуры – школы им. Родионова, а, возможно, и частичной утраты конструктивных элементов здания памятника.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 11 Закона № 73-ФЗ в случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия выявлен факт размещения объекта капитального строительства с нарушением требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, требований градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что следует признать незаконным предписание Службы от 25.04.2019 № 01-01-30-09/19 в части возложения обязанности на административного истца ООО ОБ «Сократ» демонтировать объект капитального строительства – административного здания (в осях 1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью 629,6 кв.м, расположенного на земельного участка с кадастровым номером №, в г. Иркутске, работы необходимо выполнить в соответствии с требованиями ст. 45 Закона № 73-ФЗ, в срок до 14.08.2020.
Оценивая доводы административного искового заявления о признании незаконным оспариваемого предписания в части пункта 2 - «убрать строительные материалы, складированные на земельном участке с кадастровым номером №», суд учитывает, что факт нарушения собственником объекта культурного наследия п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ подтвержден материалами проверки Службы, в соответствии со ст. 62 КАС РФ административным истцом доказательств обратного суду не представлено.
Так, в ходе систематического наблюдения специалистом-экспертом отдела правовой работы и осуществления государственного надзора Службы ФИО2 установлено, что в арочном проеме нового здания складированы строительные материалы. Данный факт подтвержден фотоматериалами, материалами контрольного дела № в отношении ООО ОБ «Сократ». Так, согласно заключению по результатам систематического наблюдения от 18.04.2019 15.04.2019 должностным лицом Службы осмотрен земельный участок, кадастровый №, установлено, что в месте сопряжения объекта культурного наследия и арочного проема нового здания складированы строительные материалы.
В соответствии с п. 1 Положения «О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области» (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 3 31-пп) Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
В силу ч. 6 ст. 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 3) выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; 4) привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений.
При таких данных, учитывая, что оспариваемое предписание выдано Службой, как уполномоченным органом на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством, учитывая, что в нарушение требований пожарной безопасности допущено складирование строительных материалов возле объекта культурного наследия, в соответствии со ст. 62 КАС РФ административным истцом доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные Законом № 73-ФЗ основания внесения в адрес административного истца ООО ОБ «Сократ» оспариваемого предписания в части ликвидации строительного мусора у Службы имелись.
Поскольку оспариваемое предписание выдано должностными лицами от имени Службы, как органа охраны объектов культурного наследия, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством, в том числе принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, привлечение к административной ответственности и принятие мер по предотвращению правонарушений, в удовлетворении требований к административным ответчикам – должностным лицам Службы следует отказать.
Суд учитывает, что с должностными лицами ФИО1 и ФИО2, подписавшими выданное от имени Службы предписание от 25.04.2019, трудовой контракт расторгнут (распоряжение от 11.09.2019 № 1141-срл, которым прекращено действие служебного контракта от 23.07.2018 № и уволена 11.09.2019 ФИО1, консультант отдела правовой работы и осуществления государственного надзора, п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; распоряжение от 26.12.2019 № О прекращении действия служебного контракта от 01.06.2010 № ос 09.01.2020 с ФИО2, главным специалистом-экспертом отдела правовой работы и осуществления государственного надзора Службы, п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью Охранное Бюро «Сократ» удовлетворить в части.
Признать незаконным предписание службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 25.04.2019 №, выданное обществу с ограниченной ответственностью «Сократ», в части пункта 1 «демонтировать объект капитального строительства – административного здания (в осях 1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью 629,6 кв.м, расположенного на земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: г. Иркутск. Работы необходимо выполнить в соответствии с требованиями ст. 45 Закона № 73-ФЗ, в срок до 14.08.2020».
В остальной части требований, в удовлетворении требований к административному ответчику консультанту отдела правовой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО1, главному специалисту-эксперту отдела правой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО2 отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 26 марта 2020 года