ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/20 от 28.01.2020 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-165/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2020 года г. Армавир Краснодарского края

Армавирский городской суд

Краснодарского края в составе

председательствующего Лантух В.В.

при секретаре Выходцевой К.Ю.,

с участием: представителя административного истца Гордеева С.В. -

Завальнюк О.В. (дов. №23АА9700798 от 06.11.2019 года),

представителя административного ответчика ФТС ЮТУ

Краснодарская Таможня - Борисова К.В. (дов. №081-24/24617 от

11.011.2019 года), представителей заинтересованного лица

Халабурдина П.А. - Косяна А.Г. (дов. б/н от 17.10.2019 года) и

Арутюнова Р. Б. (дов. б/н от 17.10.2019 года)

рассмотрев в открытом судебном заседании, в общем порядке, дело по иску административного истца Гордеева С.В. к административному ответчику - федеральной таможенной службе Южного таможенного управления Краснодарская Таможня о признании незаконным решения об отказе в выпуске задекларированного товара,

у с т а н о в и л:

Гордеев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - федеральной таможенной службе Южного таможенного управления Краснодарской Таможне о признании незаконным решения от 27.08.2019 года об отказе в выпуске товаров №1, №2, №3, сведения о которых заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец Гордеев С.В. заключив 18.08.2019 года с ИП Халабурдиным П.А. предварительный договор купли-продажи следующего товара:

№1 - трубы из сшитого полиэтилена и полиэтилена повышенной термостойкости (PE-XB EVOH и PERT EVOH) для горячего и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения в бухтах по 100, 120, 240, 500 метров, диаметром 16Х2,00, 20Х2,00 мм, с внутренним антидиффузионным (кислородозащитным) слоем EVOH;

№2 - трубы из сшитого полиэтилена PEX/AL/PEX и трубы из полиэтилена PE/AL/PE, армированные, шовные и бесшовные, для горячего и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения в бухтах по 100, 200, 240, 500 м, диаметром 16х2,00, 20х2,00 мм. Пятислойная труба состоящая из внутренних и внешних слоев из сшитого полиэтилена (или полиэтилена), и среднего слоя из алюминиевого сплава, который образует единое целое с полиэтиленом благодаря двум клеевым слоям;

№3 - трубы из сшитого полиэтилена PEX/AL/PEX и трубы из полиэтилена PE/AL/PE, армированные, шовные и бесшовные, для горячего и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения в бухтах по 50 м, диаметром 26Х3,00 мм, пятислойная труба, состоящая из внутреннего и внешнего слоев из сшитого полиэтилена (или полиэтилена), и среднего слоя из алюминиевого сплава, который образует единое целое с полиэтиленом благодаря двум клеевым слоям, вынужден сам обратиться в суд с настоящим иском, поскольку сам продавец Халабурдин П.А. утратил интерес к задекларированному товару, в отношении которого решением ответчика от 27.08.2019 года отказано в выпуске по тем основаниям, что этот товар подлежит обязательной сертификации, однако декларант таких сертификатов соответствия в таможню не представил.

В тоже время истец полагает, что оспариваемым решением ответчика нарушены охраняемые законом его права и интересы, поскольку является незаконным отказ Краснодарской Таможни выпустить в гражданский оборот на территорию Российской Федерации указанные в декларации трубы из сшитого полиэтилена и полиэтилена повышенной термостойкости (PE-XB EVOH и PERT EVOH), а также трубы из сшитого полиэтилена PEX/AL/PEX и трубы из полиэтилена PE/AL/PE, армированные, шовные и бесшовные, поскольку указанный в декларации товар не подлежит обязательной сертификации на предмет соответствия требованиям существующих на территории Российской Федерации ГОСТов.

В ходе досудебной подготовки по делу назначена и проведена судебная экспертиза стандартизации и сертификации с целью определения законности и обоснованности действий Краснодарской Таможни, отказавшей декларанту в выпуске задекларированных товаров, по тем основаниям, что они включены в Перечень, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 года №299 подлежит обязательной сертификации, что следует из Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 года №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

По возвращению дела из экспертного учреждения административный истец исковые требования уточнил и просит суд признать незаконным решение Краснодарской таможни от 27.08.2019 года об отказе в выпуске вышеуказанных товаров №1, №2, №3, сведения о которых заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530 и обязать Краснодарскую таможню выпустить указанные товары №1, №2, №3, сведения о которых заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления путем проставления соответствующих отметок в ДТ №10309090/100818/0003530, без предоставления обязательного сертификата соответствия требованиям ГОСТ.

Истец в судебное заседание не явился, его представитель - Завальнюк О.В. поддержала уточненные исковые требования, сославшись на выводы, изложенные в судебной экспертизе стандартизации и сертификации №57-1/2019 просила удовлетворить административный иск в полном объеме, мотивировав тем, что административным ответчиком грубо нарушены права истца, поскольку оснований для отказа в выпуске задекларированных товаров у таможни не было, указанный в декларации товар не подлежит обязательной сертификации на предмет соответствия требованиям ГОСТов, что подтверждено выводами, изложенными в экспертном заключении. Поскольку Продавец утратил интерес к задекларированному имуществу, в отношении которого решением ответчика от 27.08.2019 года отказано в выпуске, тем самым нарушены охраняемые законом права и интересы истца, полагая, что действия ответчика являются незаконными, истец самостоятельно обратился в суд с настоящим иском и просит его удовлетворить.

Представитель Краснодарской таможни Борисов К.В. возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзывах, полагал, что задекларированный товар подлежит обязательной сертификации, поскольку отнесен к группе товаров, включенных в Перечень и согласно Федеральному закону №311-ФЗ от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Федеральному закону №184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» декларант обязан представить сертификат ввозимого на территорию Российской Федерации товара его соответствия российским ГОСТам, так как трубы полиэтиленовые включены в Перечень под кодом ОКП-2248.

Представители третьего лица ИП Халабурдина П. А. - Косян А. Г. и Арутюнов Р. Б. поддержали административный иск, просили его удовлетворить, мотивируя тем, что административным ответчиком неверно толкуются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок сертификации и стандартизации спорного товара, поскольку именно те трубы полиэтиленовые, которые заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530 не подлежат обязательной сертификации, так как не подпадают под товар, указанный в Перечне, также они не подпадают под код ОКП-2248, поскольку не относятся к трубам полиэтиленовым напорным и трубам для газопровода, сотрудники таможенного органа не обладают специальными познаниями в области сертификации, для принятия законного и обоснованного решения следует учитывать выводы, изложенные в судебной экспертизе стандартизации и сертификации №57-1/2019.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства, в том числе, экспертное заключение №57-1/2019 суд находит административное исковое заявление Гордеева С.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по ниже следующим основаниям.

Судом достоверно установлено, что административный истец 18.08.2019 года заключил предварительный договор купли-продажи с ИП Халабурдиным П.А. по условиям которого Гордеев С.В. приобрел у ИП Халабурдина П.А.:

№1 - трубы из сшитого полиэтилена и полиэтилена повышенной термостойкости (PE-XB EVOH и PERT EVOH) для горячего и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения в бухтах по 100, 120, 240, 500 метров, диаметром 16Х2,00, 20Х2,00 мм, с внутренним антидиффузионным (кислородозащитным) слоем EVOH;

- трубы из сшитого полиэтилена PEX/AL/PEX и трубы из полиэтилена PE/AL/PE, армированные, шовные и бесшовные, для горячего и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения в бухтах по 100, 200, 240, 500 м, диаметром 16х2,00, 20х2,00 мм. Пятислойная труба состоящая из внутренних и внешних слоев из сшитого полиэтилена (или полиэтилена), и среднего слоя из алюминиевого сплава, который образует единое целое с полиэтиленом благодаря двум клеевым слоям;

№3 - трубы из сшитого полиэтилена PEX/AL/PEX и трубы из полиэтилена PE/AL/PE, армированные, шовные и бесшовные, для горячего и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения в бухтах по 50 м, диаметром 26Х3,00 мм, пятислойная труба, состоящая из внутреннего и внешнего слоев из сшитого полиэтилена (или полиэтилена), и среднего слоя из алюминиевого сплава, который образует единое целое с полиэтиленом благодаря двум клеевым слоям.

Из пункта 2 указанного выше договора купли-продажи следует, что названный товар задекларирован по ДТ регистрационный номер №10309090/100818/0003530 и находится на хранении у Продавца - Халабурдина П.А.

Из пункта 3 договора следует, что заключить основной договор стороны обязались в течении десяти дней с даты принятия Краснодарской Таможней решения о выпуске имущества, являющегося предметом названного выше предварительного договора.

Из пункта 4 договора следует, что цена договора составляет 4.230.000 рублей. Покупатель перед подписанием настоящего договора в качестве аванса передал Продавцу 1.230.000 рублей. Оставшиеся 3.000.000 рублей выплачиваются по 1.000.000 рублей в месяц с даты заключения основного договора, который стороны обязались заключить в течение десяти дней с даты принятия Краснодарской Таможней решения о выпуске предмета договора.

Решением Краснодарской Таможни от 27.08.2019 года отказано декларанту в выпуске товаров №1, №2, №3, сведения о которых заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, поскольку им не представлены сертификаты ввозимого на территорию Российской Федерации товара, его соответствию российским ГОСТам, так как трубы из полиэтилена включены в Перечень под кодом ОКП-2248.

Доводы административного ответчика сводятся к следующему. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ), техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 вышеназванного Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с её назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом, представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

В силу абзаца первого пункта 3 статьи 46 вышеназванного Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 01 декабря 2009 года издало Постановление №982 «Об утверждении Единого Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого Перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее - постановление Правительства РФ от 01.12.2009 года №982), которым определен перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации).

Указанным постановлением утвержден Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в который входит Раздел 2248 «Трубы и детали трубопроводов из термопластов» - трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов. Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 01.12.2009 года №982, публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, обеспечивает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Федеральная таможенная служба обеспечивает публикацию информации исключительно о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В базе данных информационно-справочной системы Консультант Плюс и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии gost.ru, размещена Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация).

В графе 2 данной Информации обозначены коды позиций объектов, подлежащих сертификации, в том числе «2248 Трубы и детали трубопроводов из термопластов: трубы полиэтиленовые напорные».

Согласно Информации ФТС России «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с её назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС» (Информация размещена в нормативно-справочной системе Консультант Плюс) «трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов» из 391721 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат обязательной сертификации.

В графе 3 данной Информации содержится указание на национальный стандарт, требованиям которого должны отвечать трубы полиэтиленовые напорные: «Межгосударственный стандарт. Трубы напорные из полиэтилена ГОСТ 18599-2001» (далее - ГОСТ 18599-2001).

Согласно пункту 1 ГОСТ 18599-2001 область применения стандарта относится к напорным трубам из полиэтилена, предназначенным для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Таким образом, указанные характеристики товара, заявленные декларантом Халабурдиным П.А. в ДТ №№10309090/100818/0003530, соотносятся с характеристиками, указанными в ГОСТ 18599- 2001, а его наименование соотносится с наименованием, приведенным в Разделе 2 постановления Правительства РФ от 01.12.2009 года №982, в связи с чем данный товар подлежал обязательной сертификации.

Поскольку при декларировании декларантом не были представлены документы, подтверждающие наличие обязательного сертификата соответствия, данные обстоятельства послужили основанием для принятия Краснодарской Таможней оспариваемого решения от 27.08.18 об отказе ИП Халабурдину П.А. в выпуске товаров №№ 1-3, задекларированных по ДТ №10309090/100818/0003530, на основании пп. 7 п.1 ст.125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в связи с несоблюдением декларантом установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования, а именно, не представлением сертификата соответствия на ввозимые товары.

В обоснование своих возражений на принятое Краснодарской Таможней решение, декларант Халабурдина П.А. направил письменное возражение (л/д 20-24) в котором указал, что в соответствии с п.1 ст.20 ФЗ №184-ФЗ «О техническом регулировании», подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Ввезенный товар не должен соответствовать ГОСТу «Межгосударственный стандарт. Трубы напорные из полиэтилена ГОСТ 18599-2001», поскольку его параметры отличны от параметров указанных в ГОСТ 18599-2001 и совпадают лишь частично областью применения («Для холодного водоснабжения»). Так, ГОСТ 18599-2001 распространяется на напорные трубы из полиэтилена, предназначенные для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при рабочей температуре от 0°С до 40°С (стандартная температура 20°С) и номинальном давлении до 2,5 МПа (25 бар), а также другие жидкие и газообразные вещества (приложение А). Стандарт распространяется на напорные трубы трех типов:

-трубы из полиэтилена (номинальным наружным диаметром dn), в том числе с маркировочными полосами;

-трубы из полиэтилена с соэкструзионными слоями на наружной и/или внутренней поверхностях трубы (номинальным наружным диаметром dn), где все слои имеют одинаковый уровень минимальной длительной прочности (MRS) в соответствии с В.2 (приложение В);

-трубы из полиэтилена (номинальным наружным диаметром dn) с дополнительной защитной оболочкой из термопласта на наружной поверхности трубы в соответствии с В.3 (приложение В).

Согласно п. 5.1 ГОСТ 18599-2001, трубы изготовляют из композиций полиэтилена минимальной длительной прочностью 3,2 МПа (ПЭ 32), 6,3 МПа (ПЭ 63), 8,0 МПа (ПЭ 80), 10,0 МПа (ПЭ 100) (приложение Г) по технологической документации, утвержденной в установленном порядке. Введение добавок на стадии экструзии труб не допускается. Допускается изготовлять трубы из композиций полиэтилена с использованием вторичного гранулированного полиэтилена ПЭ 32, ПЭ 63, ПЭ 80 или ПЭ 100, полученного из труб собственного производства.

Таким образом, ГОСТ 18599-2001 содержит в себе абсолютно точные параметры товара, который должен быть произведен в соответствии с данным стандартом, которые никак не соотносятся с параметрами ввезенной трубы. Отличается материал изготовления: вместо полиэтилена - сшитый полиэтилен (РЕ-Х), полиэтилен повышенной термостойкости (РЕ-RT), сшитый полиэтилен (РЕ-Х), армированный алюминием; предназначение: вместо холодного водоснабжения (до 40 °С), в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, - для горячего (не ниже 60 °С) и холодного водоснабжения, отопления, не для питьевого водоснабжения. Поскольку параметры ввезенного товара полностью отличаются от параметров, описанных в ГОСТ 18599-2001, данный ГОСТ к нему неприменим, и ввезенный товар просто не может быть сертифицирован по этому ГОСТу, так как его параметры (материал изготовления, предназначение, внешний вид) не могут быть изменены, он изначально был произведен по иной технологии, из иного материала и для других целей.

Из представленного в материалы дела ответа Технического комитета по стандартизации 241 «Трубы, фитинги и другие изделия из пластмасс, методы испытаний» №33 от 16.07.2018 года следует, что материалы для напорных труб сшитый полиэтилен (ПЭ-С) и полиэтилена высокой плотности (ПЭ) относятся к разным классам материалов. Трубы из ПЭ-С предназначены главным образом для сетей отопления и горячего водоснабжения, тогда как трубы их ПЭ для холодного водоснабжения. При этом ПЭ-С и ПЭ могут быть отнесены к более широкому классу - «термопластичные материалы». Согласно информации, размещенной на официальном сайте РОССТАНДАРТ, в соответствии с пунктом 3 ПП РФ от 1 декабря 2009 года №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого Перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» обязательной сертификации подлежат трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов (код 2248), выпускаемые по ГОСТ 18599-2001 и ГОСТ Р 50838-2009. В соответствии с данными стандартами для производства труб могут быть использованы только классифицированные марки полиэтилена высокой плотности с определенными характеристиками, части которых ПЭ-С не соответствует. Изделия из термопластов (код 2291) исключены из перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а обязательной сертификации подлежат трубы напорные по ГОСТ 18599 и трубы для газоснабжения по ГОСТ Р 50838 (л/д 28-29);

Из ответа Халабурдину П.А. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 06.08.2018 года №13086-ДТ/03 «О рассмотрении обращения» следует, что материалы для напорных труб «сшитый полиэтилен» (ПЭ-С) и «полиэтилен высокой плотности» (ПЭ) относятся к разным классам материалов. Трубы из ПЭ-С предназначены главным образом для сетей отопления и горячего водоснабжения, трубы из ПЭ предназначены для сетей холодного водоснабжения. Согласно п.4.3 ГОСТ 32415-2013 для труб из ПЭ-С установлены различные классы эксплуатации в зависимости от температуры транспортируемой среды. При этом ПЭ-С и ПЭ могут быть отнесены к общему более широкому классу - «термопластичные материалы». А также, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (л/д 30-32);

Из письма МИНПРОМТОРГА от 21.11.2018 года №ПГ-10-9524 следует, что из продукции с позицией 2248 «Трубы и детали трубопроводов из термопластов» подтверждению соответствия подлежат трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов и исключительно на соответствие требованиям документов, указанных в Информации, в том числе ГОСТ 18599-2001 «Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия». При этом для целей технического регулирования в правовых актах для однозначной идентификации объектов правоотношений необходимо пользоваться как наименованием (описанием) продукции (изделий), так и кодом (кодами) (л/д 51-52).

При этом, как отмечается в письме Росстандарта №2216-ОГ/03 от 21.12.2018 года, в ответ на запрос предпринимателя (исх. №24-Т от 23.11.2018 года) - опубликованный на сайте Росстандарта документ содержит информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, представленную в двух частях по двум формам подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларирование соответствия. Внутри каждой части информация сгруппирована по разделам в соответствии со сферой ведения федеральных органов исполнительной власти в формате, содержащем наименование объекта, код позиции объекта по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 и ОК 034-2014.

Также согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее - Постановление №677), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Из письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторга России) №ПГ-10-761 от 08.02.2019 года следует, что согласно информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, размещаемой в соответствии с пунктом 3 Постановления №982 на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Информация), обязательной сертификации подлежат, в том числе трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов, и исключительно на соответствие документам, указанным в информации. Для более точного отнесения продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия Информация также содержит коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 в отношении каждого наименования продукции.

В тоже время, в процессе таможенного оформления товара декларанта Халабурдина П.А. по ДТ №10309090/100818/0003530, таможенный орган не запрашивал код ОКПД 2 (ОК 034-2014) и не учитывал его при принятии оспариваемого решения.

Так же, декларантом Халабурдиным П.А. таможенному органу было представлено заключение аккредитованного эксперта в области подтверждения соответствия полимерных материалов, пластмасс и изделий из них, кандидата технических наук Алмаевой Л. С. №1/2019 от 15.02.2019 года, согласно которому Трубы напорные из полиэтилена (ГОСТ 18599-2001) и трубы напорные из сшитого полиэтилена (РЕ-Х) и полиэтилена повышенной термостойкости (РЕ-RT), а также многослойные напорные трубы из сшитого полиэтилена (РЕ-Х), армированные алюминием выпускаются по разным нормативным документам (л/д 53-60).

Из вышеназванного заключения следует, что рассматриваемые виды труб не являются идентичными. Отличаются технологией изготовления, изготавливаются из различного сырья, предназначены для различных целей.

Трубы напорные из сшитого полиэтилена (РЕ-Х) и полиэтилена повышенной термостойкости (РЕ-RT), а также многослойные напорные трубы из сшитого полиэтилена (РЕ-Х), армированные алюминием, не подлежат обязательной сертификации, поскольку определяющие нормативные документы (4 ГОСТа) содержат в себе требования исключительно к трубам из материала полиэтилен (ПЭ), неармированным, предназначенным для холодного водоснабжения (до 40°С) и транспортирования газообразного топлива.

С учетом особенностей возникшего спора, суд пришел к выводу, что для установления того, подлежит ли обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации конкретный товар необходимы специальные познания в области сертификации и стандартизации, которыми участники процесса, в том числе и административный ответчик, не обладают и руководствуясь ст.77 КАС РФ, с учетом ходатайства истцовой стороны, была назначена судебная экспертиза стандартизации и сертификации, проведение которой было поручено ООО «СТРОЙАУДИТЭКСПЕРТ» (г. Москва).

Из выводов, изложенных в экспертном заключении №57-1/2019 следует, что все ГОСТы, установленные, как определяющие, содержат в себе требования исключительно к трубам из материала полиэтилен (ПЭ), неармированным, предназначенным для холодного водоснабжения (до 40°С) и транспортировки газообразного топлива.

Требования к напорным трубам из сшитого полиэтилена (РЕ-Х) и полиэтилена повышенной термостойкости (РЕ-RT), сформулированы в ГОСТе 32415-2013.

Требования к многослойным напорным трубам из сшитого полиэтилена, армированным алюминием (PEX/AL/PEX и PE/AL/PE) перечислены в ГОСТ Р 53630-2015.

Материалы ПЭ, PE-X и PE-RT отличаются друг от друга химическим строением, которое обуславливает их различные физические, химические и эксплуатационные свойства и не могут быть отнесены к одному виду полимеров.

Трубы из материалов PE-X и PE-RT, как армированные, так и не армированные, не могут быть классифицированы как трубы полиэтиленовые напорные и для газоснабжения.

Трубы напорные из полиэтилена, перечисленные в Информации о продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), размещенной на сайте Росстандарта (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 50838-2009, ГОСТ Р 58121.2-2018, ГОСТ Р 58121.1-2018), трубы напорные из сшитого полиэтилена (РЕ-Х), полиэтилена повышенной термостойкости (РЕ-RT), а также многослойные напорные трубы из сшитого полиэтилена, армированные алюминием (РЕХ/AL/PEX, PE/AL/PE) выпускаются по разным нормативным документам. Отличаются технологией изготовления, изготавливаются из различного сырья, предназначены для различных целей. Рассматриваемые виды труб не являются идентичными.

Напорные трубы из сшитого полиэтилена (РЕ-Х) и напорные трубы из полиэтилена повышенной термостойкости (РЕ-RT) соотносятся с ГОСТ 32415-2013, многослойные напорные трубы из сшитого полиэтилена (РЕ-Х), армированные алюминием соотносятся с ГОСТ Р 53630-2015.

В настоящий момент нормативные документы, описывающие трубы (ГОСТ 32415-2013 и ГОСТ Р 53630-2015) не включены в информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, следовательно данные трубы не подлежат обязательной сертификации.

Представленные на экспертизу виды труб и трубы, указанные в Информации, опубликованной на сайте Росстандарта производятся по различным технологиям, которые существенно отличаются от технологии изготовления напорных труб из полиэтилена.

Трубы типов PE-XB EVOH, PE-RT EVOH, PEX/AL/PEX, PE/AL/PE не входят в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Выводы эксперта не вызывают у суда сомнений поскольку они соотносятся с иными, представленными в материалы дела, письменными доказательствами, как то: - ответ Технического комитета по стандартизации 241 «Трубы, фитинги и другие изделия из пластмасс, методы испытаний» №33 от 16.07.2018 года; - ответ Росстандарта от 06.08.2018 года №13086-ДТ/03; - ответ МИНПРОМТОРГА от 21.11.2018 года №ПГ-10-9524; - ответ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №ПГ-10-761 от 08.02.2019 года; - ответ Росстандарта №2216-ОГ/03 от 21.12.2018 года; - заключение аккредитованного эксперта №1/2019 от 15.02.2019 года в области подтверждения соответствия полимерных материалов, пластмасс и изделий из них, кандидата технических наук Алмаевой Л. С.

При этом суд принимает во внимание, что межгосударственный стандарт ГОСТ 32415-2013 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления» Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2013 года №2387-ст, введен в действие с 01 января 2015 года для добровольного применения в Российской Федерации.

Как следует из введения ГОСТ 32415-2013 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления» - стандарт распространяется на основные полимерные материалы трубопроводов: полипропилен и сополимеры пропилена (РР-Н, РР-В, PP-R, PP-RCT), сшитый полиэтилен (РЕ-Х), хлорированный поливинилхлорид (PVC-C), полибутен (РВ), полиэтилен повышенной термостойкости (PE-RT), непластифицированный поливинилхлорид (PVC-U), полиэтилен (РЕ 80, РЕ 100). Стандарт устанавливает требования к трубам из указанных материалов, к фитингам (соединительным деталям) и соединениям - то есть к системам трубопроводов в целом. При этом согласно области применения данного стандарта - он распространяется на напорные трубы из термопластов (далее - трубы) и соединительные детали к ним (далее - фитинги), транспортирующие воду, в том числе питьевую, и предназначенные для систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и отопления.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53630-2015 «Трубы напорные многослойные для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия» введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2015 года №1890-ст в качестве добровольного стандарта.

Как следует из области применения ГОСТ Р 53630-2015 «Трубы напорные многослойные для систем водоснабжения и отопления» - стандарт распространяется на напорные многослойные трубы, транспортирующие воду, в том числе питьевую, и предназначенные для внутренних систем холодного, горячего водоснабжения и отопления зданий.

Из положения статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «О техническом регулировании» - подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

•доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

•недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

•недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.

ГОСТ 32415-2013 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления» и ГОСТ Р 53630-2015 «Трубы напорные многослойные для систем водоснабжения и отопления» отсутствуют в Информации о продукции, подлежащей обязательному Подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта. Тогда как решающим правилом принятия решения о принадлежности конкретного наименования продукции к группировке, указанной в соответствующей позиции документа, является принадлежность этого наименования объекта, определяемая областью применения определяющего нормативного документа, указанного в графе 3.

Из положения части 11 ст.226 КАС РФ следует, что обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Так же, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания того, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В нарушении указанной нормы права, административный ответчик не представил каких либо доказательств опровергающих доводы административного истца и подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого решения.

Также судом достоверно установлено, что личный состав Краснодарской Таможни не обладает соответствующими познаниями в области сертификации той или иной продукции, а принятое 27.08.2019 года решение об обязательной сертификации задекларированного Халабурдиным П.А. спорного товара, основано на ошибочном толковании нормативных документов, что подтверждено совокупностью исследованных судом вышеприведенных доказательств.

При этом суд критически оценивает доводы административного ответчика со ссылкой на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2019 года по делу №А32-51386/2018 по заявлению ИП Халабурдина П. А. о признании незаконным решения Краснодарской таможни от 09.08.2018 года об отказе в выпуске товаров №№ 1-3, сведения о которых заявлены в ДТ №10309090/020818/0003416 по нижеследующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.61 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Закрепленная в части 3 ст.61 ГПК РФ норма процессуального права, освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора, что также нашло свое подтверждение в Определении Конституционного Суд РФ от 06.11.2014 года №2528-О из которого следует, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при разрешении судом другого спора, в котором участвуют те же лица.

Из административного иска и материалов настоящего дела, следует, что административный истец не оспаривает фактические обстоятельства дела, которые установлены решением арбитражного суда в ходе рассмотрения дела №А32-51386/2018, им оспаривается иной отказ таможенного органа (от 27.08.2019 года), законность которого не являлась предметом рассмотрения в арбитражном суде по делу №А32-51386/2018.

Кроме того, административный истец не был участником дела №А32-51386/2018 и в рамках арбитражного спора не назначалась судебная экспертиза, не дана оценка выводам экспертного заключения кандидата технических наук Алмаевой Л. С., в связи с чем, доводы административного ответчика о преюдициальном значении судебного акта принятого по делу №А32-51386/2018 основаны на неверном толковании норм процессуального права.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Гордеева С.В. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение федеральной таможенной службы Южного таможенного управления Краснодарская Таможня от 27.08.2019 года об отказе в выпуске товаров №№1-3, сведения о которых заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530.

Обязать федеральную таможенную службу Южного таможенного управления Краснодарская Таможня выпустить товары №1, №2, №3, сведения о которых заявлены в декларации на товары №10309090/100818/0003530,в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления путем проставления соответствующих отметок в декларации на товары (ДТ) №10309090/100818/0003530, без предоставления обязательного сертификата соответствия требованиям ГОСТ.

Об исполнении решения суда сообщить в Армавирский городской суд Краснодарского края и административному истцу - Гордееву С.В. в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Резолютивная часть решения объявлена участникам процесса 28.01.2020 года, мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий судья Лантух В.В. Подпись. Решение не вступило в законную силу