ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/2022 от 06.09.2022 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-165/2022

41RS0009-01-2022-000218-76

строка 3.022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Усть-Камчатск Камчатского края 06 сентября 2022 года

Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи

при секретаре судебного заседания

с участием: представителя административного истца - и.о. заместителя Усть-Камчатского межрайонного прокурора

представителя административного ответчика

представителя заинтересованного лица

Пустобаевой Е.С.,

Ерофеевской В.А.,

Панкратова А.С.,

Козиной Е.Э.,

Полеваева О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Усть-Камчатского межрайонного прокурора к администрации Усть-Камчатского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении определенной обязанности,

установил:

Заместитель Усть-Камчатского межрайонного прокурора в интересах Моногарова А.В. обратился в суд с указанным административным иском к администрации Усть-Камчатского муниципального района, мотивируя свои требования тем, что в ходе работы мобильной приемной прокурора Камчатского края 12 ноября 2021 обратился Моногаров A.B., являющийся инвалидом 1-й групп и относящийся к категории маломобильных граждан, по вопросу приспособления о имущества многоквартирного дома для нужд инвалида. По результатам рассмотрения обращения, выявлены нарушения в части отсутствия приспособления общего имущества в многоквартирном <адрес> п. Усть-Камчатск муниципального жилищного фонда потребностям мaломобильныx групп насёления 07.12.2021 в адрес главы администрации Усть-Камчатского муниципального района внесено представление. Письмом администрации Усть-Камчатского муниципального района от 20.12.2021 №3130 сообщено об удовлетворении требований прокурора, принятия мер к устранению выявленных нарушений. Вместе c тем, до настоящего времени действенные меры, направленные устранение выявленных нарушений не предприняты, Моногаров A.B. продолжая проживать в неприспособленном к его потребностям многоквартирном доме.

Ссылаясь на положения статьи 2, пункт 1 статьи 15, статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «O социальна защите инвалидов в Российской Федерации», пункт 6 части 1, часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», пункт 5.1. статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2, подпункт «а» пункт 4, пункт 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущёства в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, указывает, что Комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, a также общего имущества, где проживает инвалид, по оформлению акта обследования, и принятию решения по результатам обследования c вынесением заключения. Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 03.11.2021 имеется необходимость в установлении металлического пандуса на ступенях лестницы, расширении выходных площадок при открывании дверей наружу до указанной нормы (не менее 1,4 x 2 метра и 1,5 x 1,85 метра) и устранении дверных порогов. Неисполнение администрацией Усть-Камчатского муниципального района своих полномочий повлекло нарушение гарантированных государством прав Моногарова A.B. на беспрепятственный доступ к своему жилью, создании равны c другими гражданами возможностей участия в жизни общества, и послужило основанием для обращения гражданина в прокуратуру. B соответствии c индивидуальной программой реабилитации инвалида № 660.2.41/2019 разработанной в отношении Моногарова A.B., последний нуждается в оборудовании жилого помещения специальными средствами и приспособлениями. Моногаров А.В. является собственником жилого помещения по улице <адрес> п. Усть-Камчатск. Данный многоквартирный дом находится под управлением «Дальсервис УК». На основании п.3 ст.35, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обратился в суд c настоящим административным иском в интересах Моногарова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который по состоянию здоровья (инвалида 1 группы, маломобильный гражданин) и ввиду пожилого возраста не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, решить свои социальные и жилищные проблемы.

Административный истец с учетом представленного 05 сентября 2022 года заявления об уточнении административных исковых требований, просит суд:

1) признать незаконным бездействие администрации Усть-Камчатского муниципального района, выразившее в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения по ул. <адрес> п. Усть-Камчатск, Камчатского края, приспособлению указанного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме c учетом потребностей инвалида 1-й группы Моногарова A.B.;

2) возложить на администрацию Усть-Камчатского муниципального района в течении 1 месяца c момента вступления решения суда в законную силу обязанность организовать работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме по <адрес> п. Усть-Камчатск, Камчатского края, в соответствии с потребностями инвалида 1-й группы Моногарова А.В., а именно: организовать работы по установке металлического пандуса на ступенях лестницы, расширении входных площадок при открывании дверей наружу (не менее 1,4 х 2 метра или 1,5х1,85 метра), устранении дверных порогов.

Представитель административного истца и.о. заместителя Усть-Камчатского межрайонного прокурора Панкратов А.С. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал по основаниям в нем изложенным, с учетом уточненных административных исковых требований. Указал, что инвалид 1-й группы обратился в прокуратуру Камчатского края. По его заявлению проведена проверка и обследование, установлено, что жилое помещение и общедомовое имущество (подъезд и придомовая территория) не приспособлены для его нужд. Указанное стало основанием для вынесения представления главе Усть-Камчатского муниципального района. На представление получен ответ о том, что будут предприняты меры по устройству общедомового имущества для нужд инвалида. Вместе с тем, до настоящего времени ничего не сделано, не создана муниципальная комиссия, план не разработан, никаких действий для приспособлении общедомового имущества многоквартирного дома для нужд инвалида, не произведено.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Камчатского муниципального района Козина Е.Э., действующая на основании доверенности от 27.07.2022 №1497 (л.д.94-95, 96-98), выражая несогласие с заявленными требованиями, поддерживая доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.74-76), указала, что орган местного самоуправления отреагировал на обращение Моногарова и прокуратуры, комиссия обследовала жилой дом, предоставляли акты обследования, но не обратились в уполномоченный орган - Минстрой. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. №649 в 2017 году создана муниципальная комиссия. В 2018 году вносились изменения в состав комиссии. Предоставить правовой акт о создании комиссии невозможно, поскольку нормативная база утеряна, найти этот документ нет возможности.

Представитель заинтересованного лица ООО «Дальсервис» Поливаев О.И., действующий на основании доверенности от 29.08.2022 (л.д.100,102), мнения относительно заявленных исковых требований не выразил, оставив результат разрешение дела на усмотрение суда.

Процессуальный административный истец Моногаров А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования поддерживает (л.д.108).

Учитывая, что Моногаров А.В. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, его явка не является обязательной и не признана судом таковой, суд, на основании положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), рассмотрел административное дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу части 1 статьи 27 Федерального закона 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ - обязанность доказывания таких обстоятельств как - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а таких обстоятельств как – соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Моногаров А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 1-й группы бессрочно, зарегистрирован по месту жительства по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п.Усть-Камчатск, <адрес> (л.д.19-20, 21-22).

Жилое помещение по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п.Усть-Камчатск, <адрес>, расположенное на 1-ом этаже многоквартирного дома, передано в личную собственность Моногарову А.В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-25,26-28).

В отношении Моногарова А.В. разработана индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно которой Моногаров нуждается в социально-бытовой адаптации. Рекомендовано оборудование жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями, как инвалида, имеющего нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующего кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения (л.д.29-41).

Пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждёны постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее – Правила № 649), доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Обследование жилого помещения в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учётом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.

Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (пункт 5 Правил № 649).

Пунктом 6 Правил № 649 предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия, комиссия).

В состав муниципальной комиссии включаются представители: а) органов муниципального жилищного контроля; б) органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства; в) общественных объединений инвалидов (пункт 9 Правил № 649).

Порядок создания и работы муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом. К участию в работе комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в котором располагается жилое помещение инвалида, в отношении которого проводится обследование. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии (пункты 10, 11 Правил № 649).

Пунктами 12 Правил N 649 установлено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Проверка экономической целесообразности осуществляется исходя из определенных в акте обследования минимального или оптимального перечней мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества, определенных, соответственно, в подпунктах "а" и "б" пункта 14 Правил N 649.

В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение (п.15 Правил).

По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности или нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (пункт 17).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18).

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" и распоряжения Правительства Камчатского края от 14.06.2017 N 230-РП, приказом Минстроя Камчатского края от 14 июня 2017 года N 69 утвержден Порядок создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Камчатского края (далее - Порядок создания и работы муниципальных комиссий №69).

Согласно утвержденному Порядку №69, муниципальная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается в целях проведения обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в которых проживают инвалиды, в целях оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения условий их доступности для инвалидов (пункт 3 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Обеспечение деятельности муниципальной комиссии осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае (пункт 6 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Основными задачами Комиссии являются: 1) обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды (далее - обследование жилого помещения инвалида); 2) оценка необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (далее - жилое помещение инвалида), с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида; 3) определение перечня мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности для инвалидов (пункт 7 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69 (в ред. Приказа Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 08.08.2022 N 32.32/7)).

В состав муниципальной комиссии включаются представители органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства, органов муниципального жилищного контроля, общественных объединений инвалидов (пункт 14 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

К участию в работе Комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в котором располагается жилое помещение инвалида, в отношении которого проводится обследование (пункт 15 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Руководит работой Комиссии и проводит заседания Комиссии председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии. Секретарь Комиссии, в том числе ведет делопроизводство Комиссии, оформляет акты обследования, протоколы заседаний Комиссии (пункты 16,17 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Члены Комиссии участвуют в заседании Комиссии лично и не вправе делегировать свои полномочия иным лицам (пункт 18 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Основной формой работы Комиссии является заседание, которое проводится по мере необходимости. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие более половины от общего числа ее членов. Члены Комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании Комиссии вопросов (пункт 19 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывает председательствующий и секретарь Комиссии. Протокол заседания Комиссии доводится до членов Комиссии в течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии (пункт 21 Порядка создания и работы муниципальных комиссий №69).

Пунктом 22 Порядка №69 установлено, что акт обследования жилого помещения оформляется секретарем Комиссии по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.11.2016 N 836/пр "Об утверждении формы акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида" в течение 10 рабочих дней со дня проведения Комиссией обследования жилого помещения инвалида и содержит: а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования; б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV Правил N 649, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены); ив) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; г) выводы Комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; д) выводы Комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании Правил N 649 с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте Комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2017 года N 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее по тексту - Правила N 583/пр), согласно которым проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, а именно: органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 14 июня 2017 года N 230-РП - Министерство строительства Камчатского края определено в качестве уполномоченного органа, ответственного за координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений входящих в государственный жилищный фонд Камчатского края, муниципальный жилищный фонд, частный жилищный фонд, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов и используемых для их постоянного проживания, общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения с учетом потребности инвалидов.

В материалах административного дела имеется акт, согласно которому, 03 ноября 2021 года комиссией в составе: начальника Отдела социальной поддержки населения администрации УКМР-МКУ ФИО8; главного специалиста-эксперта Управления строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства администрации УК МР – МКУ ФИО9; председателя общества инвалидов Усть-Камчатского сельского поселения; директора МКУ «Дирекция по строительству Усть-Камчатского муниципального района» ФИО10; помощника Усть-Камчатского межрайонного прокурора ФИО11; специалиста по социальной работе КГАУ СЗ «Комплексный центр социального обслуживания населения Усть-Камчатского района» ФИО12, мастера участка по обслуживанию МКД ООО «Дальсервис УК» ФИО13, с участием инвалида Моногарова А.В. произвели обследования жилого помещения инвалида, расположенного в многоквартирном доме по адресу: РФ, Камчатский край, Усть-Камчатский район, п.Усть-Камчатск, <адрес>, и общего имущества в указанном многоквартирном доме, в котором проживает инвалид на соответствие требованиям из числа предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649).

В результате обследования, вышеуказанной комиссией установлено: ширина марша лестницы – 1 м. 20 см.; наличие дверных порогов, отсутствие металлического пандуса на ступенях лестницы, входная площадка при открывании дверей наружу меньше указанной нормы (не менее 1,4 х 2 метра или 1,5 х 1,85 метра).

Комиссия пришла к мнению о необходимости в установке металлического пандуса на ступенях лестницы, расширении проходных площадок при открывании дверей наружу до указанной нормы (не менее 1,4 х 2 метра или 1,5 х 1,85 метра) и устранение дверных порогов.

Определены мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида: установка откидного металлического пандуса, устранение дверных порогов, расширение проходных площадок при открывании дверей наружу.

Комиссией сделан вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме (л.д.42-44).

В приведенном составе комиссии не указан председатель комиссии или его заместитель, а также секретарь комиссии, который в силу пункта 22 Порядка №69 оформляет акт обследования жилого помещения.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика в ходе судебного разбирательства, в 2017 году соответствующим распоряжением была создана муниципальная комиссия. В 2018 году вносились изменения в состав комиссии. В настоящее время администрация Усть-Камчатского муниципального района не может предоставить суду документы, подтверждающие создание муниципальной комиссии и её состав. Работа в указанной части администрацией Усть-Камчатского муниципального района ведется, но соответствующие правовые акты до настоящего времени не приняты.

При этом, согласно пояснениям представителя административного истца, в случае, если изменения в состав комиссии вносились в 2018 году, Толочко в 2018 году не была начальником отдела социальной поддержки, Федорова не была специалистом строительства, соответственно акт составлен не правомочной комиссией.

Доказательств, подтверждающих правомочность состава комиссии, проводившей осмотр 03 ноября 2021 года, административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, администрация Усть-Камчатского муниципального района, имея соответствующие полномочия на создание комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Усть-Камчатского муниципального района, надлежащих мер по её созданию и работе, не приняла.

Доказательств того, что в настоящий момент документы о создании комиссии приняты или разработаны и находятся в стадии согласования, административным ответчиком в суд не представлены.

Наличие в Усть-Камчатском муниципальном районе правомочной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной и работающей в соответствие с положениями приказа Минстроя Камчатского края от 14 июня 2017 года N 69, в ходе рассмотрения настоящего административного дела, административным ответчиком не подтверждено.

Указанное препятствует реализации прав инвалидов на проживание в условиях, обеспечивающих беспрепятственный доступ к своему жилью и к общему имуществу в многоквартирном доме, создании равных с другими гражданами прав и возможностей на участие в жизни общества, а в частности Моногарову А.В., являющемуся инвалидом 1-й группы, имеющему нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, которому рекомендовано оборудование занимаемого жилого помещения специальными вспомогательными приспособлениями для передвижения.

Непринятие администрацией Усть-Камчатского муниципального района на протяжении 9 месяцев (с декабря 2021 года) в соответствии вышеприведенными положениями нормативных правовых актов мер, направленных на организацию решения вопроса по обеспечению доступности жилого помещения по <адрес>. Усть-Камчатск, Камчатского края, приспособлению указанного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме c учетом потребностей инвалида 1-й группы Моногарова A.B., свидетельствует о допущенном незаконном бездействие.

Рассматривая требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности в течении 1 месяца c момента вступления решения суда в законную силу, организовать работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>. Усть-Камчатск, Камчатского края, в соответствии с потребностями инвалида 1-й группы Моногарова А.В.: организовать работы по установке металлического пандуса на ступенях лестницы, расширении входных площадок при открывании дверей наружу (не менее 1,4 х 2 метра или 1,5 х 1,85 метра) устранении дверных порогов, суд находит его не подлежащими удовлетворению в виду следующего.

Согласно положениям частям 1 и 3 статьи 59 КАС РФ - доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 КАС РФ. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (статья 61 КАС РФ).

Как следует из вышеприведенных положений нормативных актов, комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, а также общего имущества, где проживает инвалид, по оформлению акта обследования, и принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения.

Основанием для определения административным истцом перечня работ, выполнение которых необходимо в целях обеспечения доступности жилого помещения по <адрес>, приспособлению указанного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида 1-й группы Моногарова А.В., послужил акт обследования от 03 ноября 2021 года.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по административному делу не представлено доказательств тому, что указанная в акте комиссия создана в соответствии с вышеприведенными нормативными актами, то есть, является правомочной.

Следовательно, акт обследования от 03 ноября 2021 года не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку содержащиеся в нем выводы, сделаны комиссией, правомочность которой не подтверждена суду.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя Усть-Камчатского межрайонного прокурора – удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Усть-Камчатского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения по <адрес>. Усть-Камчатск, Камчатского края, приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме c учетом потребностей инвалида 1-й группы Моногарова А.В. – незаконным.

В удовлетворении требований о возложении на администрацию Усть-Камчатского муниципального района в течении 1 (одного) месяца c момента вступления решения суда в законную силу обязанности организовать работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>. Усть-Камчатск, Камчатского края, в соответствии с потребностями инвалида 1-й группы Моногарова А.В., организовав работы по установке металлического пандуса на ступенях лестницы, расширении входных площадок при открывании дверей наружу (не менее 1,4 х 2 метра или 1,5х1,85 метра), устранении дверных порогов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Усть-Камчатский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года

Судья Е.С. Пустобаева