ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/2022 от 10.02.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Водолажской Т.М., при секретаре ФИО5,

с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика ФИО2 «ФИО2» по доверенности ФИО7, представителя административного ответчика Министерства обороны РФ по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному автономному учреждению «ФИО2» филиал «Восточный», Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, начальнику филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 В. о признании незаконным решение от ДАТА, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению «ФИО2» филиал «Восточный» о признании незаконным решение от ДАТА, возложении обязанности. В обосновании указав, что ФИО1, проходил военную службу в войсковой части в должности начальник группы обслуживания, в воинском звании капитан. Приказом командира бригады армейской авиации от ДАТА истец уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы (п.п. «б» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), приказе г командира войсковой части -К от ДАТА исключен из списков личного состава воинской части с ДАТА. ДАТА он обратился к начальнику филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее филиал «Восточный» ФИО2 «ФИО2» МО РФ) с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, приложив документы в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДАТА. Решением от ДАТА начальника филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» МО РФ истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживали, т.к. «документы ФИО1 с заявлением, о признании нуждающимся в получении жилого помещения поступили ДАТА, то есть после увольнения и исключения его из списков личного состава войсковой части». Фактическим основанием для принятия начальником филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» МО РФ оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением, истец военнослужащим уже не являлся, в связи с чем, на него не распространялись положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" о признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих и лиц, подлежащих увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. Согласно справке военного комиссариата Центрального и <адрес>ов г. Хабаровска, от ДАТА, истец проходил военную службу с ДАТА по ДАТА. Общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет . Согласно листу беседы, истец указал, что «...признан нуждающимся, желает получить субсидию». С ДАТА он проживает в общежитии по адресу: <адрес>. С года состоял на чете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений (уведомление о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений от ДАТА). На момент увольнения с военной службы служебное жилое помещение ему предоставлено не было. При этом проживание в общежитие не является основанием для отказа в признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы при наличии необходимой выслуги лет. Просит признать решение начальника филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» МО РФ от ДАТА незаконным и возложить обязанность.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА к участию в деле в качестве административного ответчика начальника филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» ФИО3 В.

Протокольным определением от ДАТА к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО1, и его представитель ФИО6 исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по приведенным в исковом заявлении основаниям. При этом пояснили, что административный истец полагал, что он состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения на основании уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений от ДАТА, в котором говорится о том, что истец с ДАТА включен в список на предоставлении служебных жилых помещений. С 2018 года и по настоящее время проживает в комнате, в общежитии предоставленной работодателем, на основании договора найма жилого помещения. Во время увольнения с административным истцом проводилась беседа и в листе беседы отражено, что он признан нуждающимся и желает получить субсидию.

Представители административных ответчиков ФИО2 «ФИО2» ФИО7, Министерства обороны РФ ФИО8 исковые требования не признали, пояснили, что ДАТАФИО1 обратился в филиал «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по договору социального найма. Оспариваемым решением начальника филиала «Восточный». ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации от ДАТА в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 было отказано по причине утраты им статуса военнослужащего, и несвоевременности предоставления заявления и необходимых документов, что административным истцом не оспаривается. Согласно сведениям из филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 как в период прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма для постоянного проживания признан не был.

В судебное заседание административный ответчик ФИО3 В. не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации своего представителя не направил, будучи извещенным надлежащим образом.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (Комплекса)» Министерства обороны создано, как уполномоченный орган по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма и служебными жилыми помещениями на основании положения приказа Министра обороны Российской Федерации от ДАТА «О реорганизации федерального автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений».

На основании приказа Министра обороны РФ от ДАТА «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» производится постановка на учет нуждающихся.

Данным приказом утверждены - Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений.

Положением ст.5 ЖК РФ жилищные правоотношения с участием военнослужащих и членов их семьи регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ним указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с ч. 12 п. 1 ст. 15 указанного закона военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 6 части 1 Устава внутренней военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА № 1495 граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 38 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от ДАТА днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава части. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

ФИО1 проходил службу в Вооруженных силах РФ с ДАТА, общая продолжительность военной службы составила <данные изъяты> в льготном исчислении составило <данные изъяты>. Уволен ФИО1 с военной службы ДАТА, приказом Командира бригады армейской авиации от ДАТА, в связи с истечением срока действия контракта. Исключен из списков личного состава воинской части с ДАТА приказом Командира войсковой части от ДАТА.

ДАТА в филиал «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации поступило заявление ФИО1 о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

Решением начальника филиал «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации В. ФИО3 от ДАТА истцу отказано в принятии на учет нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания с формой обеспечения жилищная субсидия.

Право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 Федерального закона от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей данного Закона «государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц.

В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, приказом Министра обороны РФ 2010 года - утверждена «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» и «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений».

Статья 15 Федерального закона от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Так, в соответствии с ч. 12 п. 1 ст. 15 указанного закона военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, ФИО1 уволен с военной службы ДАТА, по причине истечения срока действия контракта.

Таким образом, с момента увольнения ФИО1 утратил статус военнослужащего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 6 части 1 Устава внутренней военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА № 1495 граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 38 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от ДАТА днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава части. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

Заявление с приложенными документами поступили в адрес филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации ДАТА, т.е. по истечению 3 месяцев с момента увольнения с военной службы. К моменту подачи заявления ФИО1 утратил статус военнослужащего.

В соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и приказом Министра ДАТА, условиями получения военнослужащими жилья по избранному месту жительства за счет средств выделяемых Министерством обороны Российской Федерации производится только для военнослужащих, которые при увольнении с военной службы:

-были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилых помещениях;

-увольняемые с военной службы, при условии наличия на момент увольнения календарной продолжительности военной службы 20 лет и более;

-увольняемых с военной службы, если на момент увольнения военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную) продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, б) состояние здоровья, в) организационно-штатные мероприятия.

На момент увольнения истца с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части порядок учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался в том числе – Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА.

Согласно п. 9 Правил, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Согласно п. 12 Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Согласно п. 13 Правил, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Таким образом, из анализа указанных выше норм права следует прийти к выводу о том, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы. При этом указанные военнослужащие не лишены права обратиться с заявлением о признании их нуждающимися в органы местного самоуправления.

Довод административного истца о том, что он ранее был признан нуждающимся и поставлен на учет, является необоснованным, поскольку в период прохождения службы ФИО1 был включен в список на предоставление служебных жилых помещений в связи с отсутствием у административного жилого помещения для проживания по месту прохождения службы. Жилое помещение предоставлялось ФИО1 на период прохождения военной службы, что подтверждается договором найма жилого помещения в общежитии от ДАТА.

Следует принять во внимание и тот факт, что административный истец ФИО1 просил не предоставить жилье для проживания по социальному найму, а просил поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях, т.е. административный истец знал, что на момент обращения с заявлением к ответчику он не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях. Административным истцом не представлены доказательства не возможности обращения к административному ответчику - филиал «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации в период прохождения службы.

При таких обстоятельствах суд приходит об отсутствии основания для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному автономному учреждению «ФИО2» филиал «Восточный», Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, начальнику филиала «Восточный» ФИО2 «ФИО2» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 В. о признании незаконным решение от ДАТА, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДАТА.

Судья Т.М. Водолажская