ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/2022 от 10.10.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-165/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 10 октября 2022 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.,

с участием прокурора Ковалевской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании в части решения 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», решения 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика главы муниципального образования городской округ Ялта – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым, Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты Республики Крым, муниципального бюджетного учреждения «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым,

установил:

решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение № 1).

Решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение № 1).

ФИО1 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Ялта Республики Крым, в котором просил признать незаконным частично пункт 10.1.27 (в новой редакции 10.1.28) Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которым «Запрещается самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентарь и оборудование, звуко-усилительную аппаратуру, стопперы всех видов, металлические ограничители движения/парковок («крабы», «лягушки», «сигнальные колпаки») и т. п. В случае выявления самовольно установленных объектов наружной рекламы, вывесок, торговых лотков, палаток, павильонов, киосков, металлических конструкций, любых видов ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлических гаражей, торгового оборудования, торгового инвентаря (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентаря и оборудования, звуко-усилительной аппаратуры, стопперов всех видов, металлических ограничителей движения/парковок («крабы», «лягушки», «сигнальные колпаки») и т. п., они подлежат немедленному демонтажу и вывозу с последующим возмещением стоимости проведённых работ по демонтажу и вывозу лицами, виновными в этом, путём подачи соответствующих исковых заявлений в суд».

Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2022 года указанное административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по административному делу.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2022 года указанное административное дело передано по подсудности в Верховный Суд Республики Крым.

Определениями судьи Верховного Суда Республики Крым от 4 июля 2022 года настоящее административное дело принято к производству суда, привлечён к участию в административном деле в качестве административного ответчика Ялтинский городской совет Республики Крым.

25 июля 2022 года административным истцом подано уточнённое административное исковое заявление, согласно которого административный истец просит признать недействующим решение 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части пункта 10.1.28 со дня его принятия, как противоречащего Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года № 1090, а также признать недействующим решение 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части пункта 10.1.27 со дня его принятия, как противоречащего Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года № 1090.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что рабочими МКП ДЭУ г. Ялта в дневное время 30 января 2018 года в тупике, в торце дома у окна квартиры административного истца снесены и изъяты на основании Правил благоустройства, утверждённых решением от 28 апреля 2015 года № 20, два изготовленных по индивидуальному заказу стоппера административного истца, установленных 24 января 2018 года. Стопперы, вопреки положениям статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, возвращены не были. Считает, что пункт 10.1.28 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6, а также аналогичный ему пункт 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 года № 20, не соответствуют Правилам дорожного движения Российской Федерации, нарушают его права, не позволяют также восстановить нарушенное право административного истца. Считает, что к сносу стопперов следовало применять порядок, предусмотренный Положением о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённым постановлением Администрации города Ялта Республики Крым № 2796п от 7 июля 2017 года. Указывает, что парковку автомобилей ближе 10 метров от окна квартиры административного истца не разрешает санитарное законодательство Российской Федерации, а именно пункты 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2пиш645-10, согласно которому гостевые стоянки во дворах допустимы, но какие-либо другие нет. Также указывает, что на месте стопперов жильцы соседних домов ставили свои автомобили, при этом жильцы дома административного истца с претензиями о парковке своих автомобилей к нему не обращались.

В судебное заседание административный истец не явился, своего представителя для участия не направил, о дне, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.

От административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым в адрес суда поступили возражения, в которых просят в удовлетворении административного искового заявления отказать, а также указывается на требования Правил дорожного движения Российской Федерации, пропуск административным истцом срока исковой давности и отсутствие ходатайства о его восстановлении, а также на отсутствие указания чему не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт, в чём выражена его незаконность (т. 6 л.д. 100-101).

В судебное заседание представитель административного ответчика Ялтинского городского совета Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Также, в материалы административного дела представлены пояснения муниципального бюджетного учреждения «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т. 6 л.д. 83-84), в которых в удовлетворении административного искового заявления просят отказать.

Иные заинтересованные лица - глава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председатель Ялтинского городского совета Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Ковалевской В.В., полагавшей, что доводы административного иска в настоящей редакции являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объёме, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 21 апреля 2022 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части акты являются нормативными.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 и часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия решения 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа также было отнесено к вопросам местного значения и на дату принятия Решения 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6.

Под благоустройством территории поселения (городского округа) в части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции на дату принятия решения 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20), понимался комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ в абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Кроме того, Федеральный закон № 131-ФЗ дополнен статьёй 45.1, посвящённой содержанию правил благоустройства территории муниципального образования. Данной статьёй предусмотрено, что указанные правила могут регулировать в том числе вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населённых пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Пунктом 28 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением 1 сессии Ялтинского городского совета 1 созыва от 19 ноября 2014 года № 78 (далее – Устав от 19 ноября 2014 года) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Ялта относится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования городской округ Ялта.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Согласно частям 2, 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Частью 9 статьи 68 Устава от 19 ноября 2014 года определено, что официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов считается первая публикация полного текста данного акта в средствах массовой информации или первое размещение на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта.

На основании решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 28 августа 2014 года № 356 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования городской округ Ялта, а также учреждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений», Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создано муниципальное казённое учреждение «Редакция газеты «Ялтинские вести».

Основными целями деятельности МКУ «Редакция газеты «Ялтинские вести» определено освещение деятельности Ялтинского городского совета и администрации города Ялты, официальная публикация актов Ялтинского городского совета и администрации города Ялты.

Решением 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 29 сентября 2014 года № 18 утверждено Положение по организации и проведению публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Согласно подпункту 3 пункта 1.3 приведённого Положения на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства; вопросы изменения одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки.

Порядок принятия нормативных правовых актов Ялтинским городским советом Республики Крым установлен в Регламенте Ялтинского городского совета, утверждённом решением 1 сессии 1 созыва названого представительного органа местного самоуправления от 19 ноября 2014 года № 79, с учётом изменений (далее - Регламент от 19 ноября 2014 года).

Из материалов дела следует, что начальником отдела муниципального контроля по благоустройству Администрации города Ялта Республики Крым подготовлен проект Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т. 3 л.д. 86-147).

Указанный проект является приложением к решению Ялтинского городского совета Республики Крым 4 сессии 1 созыва от 16 марта 2015 года №12 «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (т. 3 л.д. 83-85).

Названным решением определено, что обсуждение проекта проводится 22 апреля 2015 года в 17:00 часов в Большом зале администрации города Ялты Республики Крым по адресу: <...> (пункт 2).

Инициатором проведения публичных слушаний определён Ялтинский городской совет Республики Крым (пункт 3).

Местом предварительного ознакомления населения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с проектом Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, предоставляемого на публичные слушания, определён кабинет № 219, расположенный по адресу: <...> (пункт 5).

Согласно пункту 6 предложения граждан по проекту Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым принимались в течение 20 дней, начиная со дня, следующего за днём опубликования проекта Правил благоустройства; предложения граждан подаются в письменной форме в администрацию города Ялты Республики Крым: <...>, кабинет № 219 (время приёма предложений с 10:00 до 16:00 час., перерыв с 13:00 до 14:00 час., суббота, воскресенье – выходные дни), либо направляются посредством почтовой связи.

Поступившие предложения передаются комиссии.

По организации и проведению публичных слушаний назначена временная комиссия (пункт 4).

Приложением № 2 к решению Ялтинского городского совета Республики Крым 4 сессии 1 созыва от 16 марта 2015 года № 12 утверждён состав временной комиссии по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с пунктом 8 управляющему делами аппарата Ялтинского городского совета поручено обеспечить обнародование настоящего решения путём размещения на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru).

28 апреля 2015 года Ялтинский городской совет Республики Крым на 5 сессии 1 созыва решением № 20 утвердил «Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», которые предварительно прошли процедуру публичных слушаний, что следует из текста вводной части указанных Правил, сведений о решении временной комиссии по организации и проведению публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Ялта от 24 апреля 2015 года. Кроме того, указанные обстоятельства не оспаривались сторонами (т. 3 л.д. 148-221).

В указанном решении пунктом 10.1.27 предусмотрено, что на объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентарь и оборудование, звуко-усилительную аппаратуру, стоппера всех видов, металлические ограничители движения/парковок («крабы», «лягушки», «сигнальные колпаки») и т.п. В случае выявления самовольно установленных объектов наружной рекламы, вывесок, торговых лотков, палаток, павильонов, киосков, металлических конструкций, любых видов ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлических гаражей, торгового оборудования, торгового инвентаря (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тара и пр.), фото-инвентаря и оборудования, звуко-усилительной аппаратуры, стопперов всех видов, металлических ограничителей движения/парковок («крабы», «лягушки», «сигнальные колпаки») и т.п. они подлежат немедленному демонтажу и вывозу, с последующим возмещением стоимости проведённых работ по демонтажу и вывозу с лиц виновных в этом, путём подачи соответствующих исковых заявлений в суд.

Решением 6 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 мая 2015 года № 20 удовлетворён протест прокурора города Ялты от 15 мая 2015 года № 45-2015 на пункт 8.2.1 решения Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым». Пункт 8.2.1 решения Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» отменён (т. 3 л.д. 218-219).

25 декабря 2015 года состоялось заседание 20 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым, на котором было принято решение № 24, внесены изменения в пункты 8.2.15.2, 8.2.15.4., 8.2.15.6 указанных Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т. 3 л.д. 220-221).

Кроме того, на заседании 25 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым 24 марта 2016 года рассмотрен протест прокурора города Ялта № 26и-2016 от 3 марта 2016 года, содержащий требование об отмене пунктов 8.2.15.2. и 8.2.15.4. Правил благоустройства, принято решение № 11, которым внесены изменения в пункты 8.2.15.2, 8.2.15.4 Правил благоустройства (т. 3 л.д. 215-217).

Оспариваемое решение было опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29 апреля 2015 года - https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/802.

С учётом изложенного, проверив соблюдение требований к форме и виду, полномочия, процедуру принятия и опубликования решения 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия акта, правил введения его в действие и опубликования.

Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 28 апреля 2015 № 20 утратили силу с момента принятия представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым решения от 26 декабря 2019 года, которым утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В отношении процедуры принятия решения 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее Правила благоустройства от 26 декабря 2019 года) суд отмечает следующее.

22 сентября 2017 года Ялтинским городским советом Республики Крым 1 созыва 51 сессии принято решение № 1 «О принятии в новой редакции Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – Устав от 22 сентября 2017 года).

Статьёй 6 Устава от 22 сентября 2017 года определена структура органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которую составляют, в частности Ялтинский городской совет Республики Крым – представительный орган муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Пунктом 28 части 1 статьи 10 Устава от 22 сентября 2017 года предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Как было указано, согласно частям 2, 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава от 22 сентября 2017 года).

Из материалов дела судом установлено, что по проекту Правил благоустройства от 26 декабря 2019 года назначались и проводились публичные слушания, получены соответствующие заключения, проект с необходимым пакетом документов направлялся для рассмотрения на заседание очередной сессии Ялтинского городского совета Республики Крым, решение о принятии принималось представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с соблюдением положений статьи статей 6, 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в связи с чем, нарушений процедуры принятия, опубликования и введения в действие Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, отдельные положения которых оспариваются административным истцом, не допущено (т. 1 л.д. 32-84, т. 3 л.д. 2-20, т. 4 л.д. 129-221).

Так, 26 декабря 2019 года на 8 сессии Ялтинским городским советом Республики Крым 2 созыва принято решение № 6 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (т. 2 л.д. 1-223а).

Пунктом 10.1.28 указанных Правил предусмотрено, что на объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающие пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, вёдра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентарь и оборудование, звуко-усилительную аппаратуру, стопперы всех видов, металлические ограничители движения/парковок («крабы», «лягушки», «сигнальные колпаки») и т.п. В случае выявления вышеперечисленных самовольно установленных объектов, они подлежат немедленному демонтажу и вывозу с последующим возмещением стоимости проведённых работ по демонтажу и вывозу лицами, виновными в этом, путём подачи соответствующих исковых заявлений в суд.

Оспариваемое решение было опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 58 (247) от 28 декабря 2019 года) (т. 6 л.д. 1-32).

В части процедуры принятия Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 26 декабря 2019 года административным истцом не оспариваются.

Кроме того, процедура принятия Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проверена Верховным Судом Республики Крым в рамках административного дела № 2а-61/2020, в том числе, в порядке апелляционного рассмотрения Судебной коллегией по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 года по делу № 66а-65/2021).

Проверяя оспариваемый пункт 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20, а также пункт 10.1.28 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6, на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым указать следующее.

В административном исковом заявлении указано, что оспариваемые в части решения противоречат Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения). При этом в административном иске не приведено указание на конкретные положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым не соответствуют оспариваемые акты.

Пунктом 1.1 Правил дорожного движения определено, что в них устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

В соответствии с пунктом 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для её устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

В силу пункта 1.2 Правил препятствием является неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Анализируя содержание оспариваемых норм в аспекте, указанном административным истцом, во взаимосвязи с другими вышеуказанными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу об их соответствии положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте правовой неопределённости или коррупциогенных факторов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 г. № 109-О и от 26 мая 2016 г. № 1145-О).

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, суд отмечает следующее.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применён этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В административном исковом заявлении, а также в представленных письменных пояснениях от 25 июля 2022 года (т.3 л.д.61), административным истцом указано на применение в отношении него положений пункта 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 года № 20, в период действия данного решения. Также административным истцом указано на то, что поскольку во вновь принятых Правилах благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6, содержится пункт 10.1.28, аналогичный по своему содержанию пункту 10.1.27 ранее действовавших Правил благоустройства, при указанных обстоятельствах не может быть восстановлено нарушенное право административного истца.

Из материалов административного дела следует, что 12 апреля 2019 года Департаментом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым рассмотрено обращение ФИО1 по вопросу демонтажа стопперов в <адрес>, заявителю разъяснены положения пункта 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20, а также положения пунктов 1.5, 13 Правил дорожного движения (т. 3 л.д.66-67).

27 июля 2021 года МБУ «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а также 15 апреля 2019 года Администрацией города Ялта Республики Крым в адрес ФИО1 были направлены письма с пояснениями относительно демонтажа стопперов (ограничителей въезда) в районе жилого <адрес> в том числе, со ссылкой на пункт 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20 (т. 3 л.д. 64-65, 69-70).

ФИО1 обращался в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к начальнику МБУ «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым ФИО2 с требованиями о возложении обязанности дать ответ на заявление от 19 июля 2021 года. Требования мотивированы тем, что без предупреждения в дневное время 30 января 2018 года рабочими МБУ «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым снесены и изъяты два изготовленных по индивидуальному заказу стоппера административного истца, установленных им 24 января 2018 года в тупике с торца дома у квартиры ФИО1

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года по делу № 2-3970/2021 в удовлетворении иска ФИО1 отказано (т. 6 л.д. 57-58).

С аналогичными требованиями ФИО1 обращался в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к директору МБУ «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым ФИО3

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 марта 2022 года по делу № 2-765/2022 в удовлетворении иска ФИО1 также отказано (т. 6 л.д. 55-56).

С учётом изложенного, доводы ФИО1 о применении в период действия оспариваемой нормы пункта 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 5 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2015 № 20, в отношении административного истца подтверждаются представленными суду материалами по его обращениям. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативными правовыми актами и в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, был вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.

Судом также учтено, что пункт 10.1.28 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6, содержит аналогичные положения, ранее закреплённые в пункте 10.1.27 Правил благоустройства от 28 апреля 2015 года. При таких данных не имеется оснований полагать, что оспариваемая норма перестала затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Фактические обстоятельства настоящего дела исключают возможность прекращения производства по делу и указывают на необходимость разрешения административного дела по существу. Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

Вместе с тем, проверка законности и обоснованности вынесенных в отношении административного истца правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, а также оценки представленных доказательств в подтверждение наличия (отсутствия) и законности права, не может быть осуществлена в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.

Вопреки доводам административного истца, суд не усматривает несоответствия оспариваемых в части нормативных правовых актов как нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения.

Доводы о наличии оснований для признания недействующими в части оспариваемых нормативных правовых актов, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными. При таких обстоятельствах в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании в части решения 5-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 28.04.2015 № 20 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», решения 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года № 6 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 21 октября 2022 года.