Дело №2а-1661/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Кузьминова М.Ю.,
при секретаре Стебеневой Д.М.,
с участием административного истца ФИО1, представителя ФИО1 ФИО2 представителя административного ответчика ФИО3, заинтересованного лица ФИО4, помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Потарской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № Хабаровского муниципального района Хабаровского края об отмене регистрации ФИО4 в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края об отмене регистрации ФИО4 в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края № кандидатом в депутаты Собрания Депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края зарегистрирован ФИО4
ФИО4 является действующим главой Некрасовского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и баллотируется по одномандатному избирательному округу №, на территории которого находится Некрасовское сельское поселение.
Указал, что регистрация кандидата в депутаты Собрания Депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО4 подлежит обязательной отмене.
Так в ДД.ММ.ГГГГ года, указал, в Некрасовском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края начал открыто распространяться 2-й номер <данные изъяты>», учредителем и издателем которой является <данные изъяты>». Номер был отпечатан <данные изъяты> тираж составил 1000 экземпляров.
Значительную часть от общего информационного объема номера составляет интервью с главой <данные изъяты>ФИО4. Формулировка вопросов журналиста, и, особенно, построение ответов ФИО4 носят явно заранее отредактированный характер, а именно с исключительно положительной стороны «рекламируют» личные и деловые качества ФИО4, практически содержат элементы предвыборной программы.
Интервью ФИО4, размещенное в указанном номере газеты «Корфовские грани» по своему содержанию имеет все признаки агитационного материала, которым является нарушение положений ч. 2 ст. 60 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Действующими Федеральными законами, Избирательным кодексом Хабаровского края (ст. 64) оговорены требования к финансированию, выпуску, содержанию и оформлению агитационных материалов, в том числе, выполненных в виде печатных изданий.
Указал, что основная часть номера газеты «Корфовские грани» распространялась в здании администрации Некрсовского сельского поселения Хабаровского муниципального района, пачка экземпляров которой была расположена на виду в свободном доступе на втором этаже, на столе рядом с дежурным вахтером, что свидетельствует об умышленном распространении агитационного материала ФИО4 или его доверенными лицами, с использованием преимущества своего должностного положения, в нарушение ст. 52 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Указал, что размещенное интервью ФИО4 следует признать агитацией, проводимой с нарушением Федерального законодательства Российской Федерации, избирательного законодательства Хабаровского края.
Агитационный период в средствах массовой информации и периодических печатных изданиях начинается за 28 дней, согласно ч. 2 ст. 61 Избирательного кодекса Хабаровского края, до голосования. ФИО4 допущено нарушение избирательного законодательства – преждевременное начало агитационной деятельности, что нарушает права других кандидатов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит отменить регистрацию ФИО4 в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании 17.08.2018 года ФИО1 уточнил, что надлежащим административным ответчиком является Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Настаивал на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании 17.08.2018 года представитель ФИО1 ФИО2 уточнённые требования поддержал.
В судебном заседании 17.08.2018 года представитель административного ответчика ФИО3 требования не признал, привел доводы аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании 17.08.2018 года просил административный иск оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, допросив свидетелей, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что 19.06.2018 года решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Порядок проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе, регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательным кодексом Хабаровского края.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Избирательного кодекса Хабаровского края регистрацию кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления осуществляет окружная избирательная комиссия.
21.06.2018 года постановлением избирательной комиссии Хабаровского муниципального района №18/40 «О формировании окружных избирательных комиссий» назначены составы окружных избирательных комиссий 15 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Хабаровского муниципального района.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №11 Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 зарегистрирован, в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 зарегистрирован, в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Корпоративное издание ГК «<данные изъяты> карьер» в № от ДД.ММ.ГГГГ газеты <данные изъяты>» опубликовало интервью главы <данные изъяты> ФИО4
В соответствии с подпунктами «в», «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт !»в»); несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона (подпункт "д").
Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под использованием преимуществ должностного или служебного положения в данном Федеральном законе понимается, в том числе: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума (подпункт а); использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях (подпункт б); доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с указанным Федеральным законом, иным законом (подпункт е); обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (подпункт з); агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий (подпункт ж).
Исходя из положений, приведенных в подпункте 4 статьи 2 и пункте 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата либо против него; б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 этого же Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 60 Избирательного кодекса Хабаровского края граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 58 настоящего кодекса); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Согласно ч. 2.1 данной статьи действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 части 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Исходя из пунктов 1 и 4 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что отличительным признаком агитационных материалов является содержание в них признаков предвыборной агитации, а также их предназначение для массового распространения в период избирательной компании. Предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной компании, имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата.
Анализ информационного материала, опубликованного в корпоративном издании ГК «Корфовский каменный карьер» в № от ДД.ММ.ГГГГ газете «<данные изъяты>» с участием ФИО4 с достоверностью указывает на отсутствие признаков предвыборной агитации, изложенная ФИО4 информация не нацелена на побуждение избирателей к голосованию за какого-то кандидата, не имеется упоминаний о предстоящих выборах, на участие в них ФИО4
Довод административного истца о нарушении ФИО4 положений ч. 2 ст. 61 Избирательного кодекса Хабаровского края суд находит необоснованным, поскольку отсутствуют признаки агитационной деятельности.
Кроме того, ст. 64 Избирательного кодекса Хабаровского края устанавливает условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях, тогда как информационный материал ГК <данные изъяты>», в том числе, опубликованный в № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» не является региональным государственным или муниципальным периодическим печатным изданием
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает доводы административного истца о том, что кандидат ФИО4 совершил действия, свидетельствующие о неоднократном использовании преимуществ своего должностного или служебного положения, им или с его ведома распространялся агитационный материал, велась предвыборная агитация, не нашедшими подтверждения и достаточными в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ для отмены регистрации кандидата. С учетом вышеизложенного, утверждения административного истца о нарушении кандидатом ФИО4 избирательного законодательства, являются несостоятельными, а требования, основанные на данных утверждениях необоснованными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174 - 180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № Хабаровского муниципального района Хабаровского края об отмене регистрации ФИО4 в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Кузьминов М.Ю.