Дело №***а-1662/19 05 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
с участием прокурора ФИО9,
с участием адвоката ФИО6,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-<адрес> об отмене регистрации кандидата
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском, указав следующее.
**.**.**** решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №*** зарегистрирована ФИО1 (дата рождения **.**.****; место рождения <адрес>; гражданство Российская Федерация; адрес места жительства: Санкт-Петербург, <адрес>; адрес регистрации по месту пребывания: <адрес>).
Вместе с тем, по мнению административного истца, регистрация указанного кандидата подлежит отмене по следующим основаниям.
Решением Муниципального Совета ВМО СПб МО <адрес> от **.**.****№*** объявлены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва.
Официальное наименование муниципального образования, закрепленное в Уставе МО - «Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес>».
Согласно пп. «в» п. 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы: решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
ФИО1 представлена выписка из протокола XVIII Конференции о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, согласно которой ФИО1 выдвинута в «Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный» по избирательному округу №***, что не соответствует официальному наименованию, указанному выше, а следовательно в представительный орган внутригородского муниципального образования, в который объявлены выборы и велся прием документов ИКМО <адрес>ФИО1 в качестве кандидата не выдвигалась.
К тому же, в представленной выписке указано, что ФИО1 выдвигается кандидатом в депутаты по избирательному округу №***, в то время как внутригородское муниципальное образование имеет 4 многомандатных избирательного округа, согласно утвержденной схеме избирательных округов. Законом определено 3 типа избирательных округов: единый, одномандатный и многомандатный. Истец считает, что не указание в округ какого типа выдвинута ФИО1, так же является нарушением при оформлении документов.
В связи с тем, что вышеуказанный документ является обязательным в числе первоначальных, представляемых в избирательную комиссию для уведомления и регистрации, из представленных ФИО1 документов усматривается существенное нарушение требований закона.
Так же ФИО1 в заявлении о согласии баллотироваться указала адрес регистрации, по которому снята с регистрации и сведения о месте жительства не уточнила.
В оспариваемом решении избирательной комиссии МО <адрес> отсутствует информация о правовых нормах, на которых основаны выводы комиссии о регистрации кандидата. В основу регистрации кандидата положены выводы Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии, которые не обладают нормативно правовыми признаками и не являются основанием для регистрации депутатом муниципального совета. Исчерпывающий перечень оснований для регистрации кандидатом в депутаты предусмотрен положениями Федерального закона № 67-ФЗ и Законом Санкт-Петербурга №***.
Таким образом, решение административного ответчика от **.**.****№*** о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №*** было принято с нарушением Закона, чем нарушены права административного истца как кандидата на справедливые и законные выборы.
Административный истец просит суд решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> от **.**.****№*** о регистрации кандидата в депутаты муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №***ФИО1 (дата рождения **.**.****; место рождения <адрес>; гражданство Российская Федерация; адрес места жительства: Санкт-Петербург, <адрес>; адрес регистрации по месту пребывания: <адрес>) отменить.
Представитель административного истца адвокат ФИО6 в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает по доводам, изложенным в административном иске. Считает, что указанные ФИО1 сведения о месте проживания вводят в заблуждение относительно места ее жительства, а протокол не подтверждает выдвижение ФИО1 в установленном законом порядке.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, административный иск признает, представила суду письменный отзыв на административное исковое заявление, из которых следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающая в должности уборщика служебных помещений в Государственном бюджетном образовательном учреждении Гимназия № <адрес>, выдвинутая Санкт-Петербургским Региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №*** в 15 часов 19 минут **.**.**** на основании выводов Санкт-Петербургской избирательной комиссии от **.**.****№***.
**.**.**** от ФИО1 в порядке, установленном ст. 22, 24 Закона Санкт-Петербурга в избирательную комиссию муниципального образования МО <адрес> поступило заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с приложенными к нему копиями документов. Документы рассмотрены рабочей группой, выявлена неполнота и неточность сведений о кандидате: заявление о согласии баллотироваться представлено не по форме, установленной решением избирательной комиссии муниципального образования, не указано наименование избирательного объединения, которое дает кандидату согласие на выдвижение, неправильно указано наименование представительного органа внутригородского муниципального образования, не подтверждены сведения о месте жительства, в связи с тем, что указанные в заявлении сведения на основании справки по форме-9 не соответствуют действительности, из представленных документов усматривается нарушение требований Федерального закона «О политических партиях» в части оформления представленной выписки из протокола XVIII Конференции о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, согласно которой ФИО1 выдвинута в иной представительный орган внутригородского муниципального образования и иной избирательный округ №***, чем тот, который утвержден решением Муниципального Совета МО МО <адрес> от **.**.****№*** «Об утверждении схемы избирательных округов на территории муниципального образования муниципального округа <адрес>». О выявленных недостатках ФИО1 была уведомлена.
**.**.**** решением ИКМО <адрес>№***ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> по многомандатному избирательному округу. После вынесения решения об отказе ФИО1, обратилась с жалобой на вышеуказанное решение в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, где решение ИКМО от **.**.****, несмотря на правовые доводы представителей избирательной комиссии муниципального образования МО <адрес>, было отменено, и рекомендовано рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 повторно, учитывая правовую позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии ИКМО <адрес> получено, после чего **.**.**** рассмотрен вопрос о регистрации ФИО1, принимая во внимание правовую позицию ГИКа, несмотря на то, что представленные изначально документы оформлены с нарушением требований закона, а решение о выдвижении ФИО1 кандидатом в депутаты в представительный орган «Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес>» не представлено.
По мнению ИКМО <адрес> порядок выдвижения кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> по многомандатному избирательному округу №***ФИО1 и представленные ею необходимые для регистрации кандидата документы не соответствуют требованиям статьи 22 - 29 Закона Санкт-Петербурга.
Решением Муниципального Совета ВМО СПб МО <адрес> от **.**.****№*** объявлены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва. Наименование муниципального образования соответствует требованиям Закона Санкт-Петербурга «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и имеет существенное значение при оформлении избирательных документов.
ФИО1 представлена выписка из протокола XVIII Конференции о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, согласно которой ФИО1 выдвинута в «внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный».
Так же ФИО1 выдвигается в избирательный округ №***, в то время как решением Муниципального Совета МО МО <адрес> от **.**.****№*** «Об утверждении схемы избирательных округов на территории муниципального образования муниципального округа <адрес>» утверждены многомандатные избирательные округа, и в российском избирательном праве известны следующие виды округов: единый, одномандатный и многомандатный.
Наименование представительного органа в таком виде не является опечаткой, поскольку членом ИКМО <адрес> с правом совещательного голоса ФИО2 на заседании при рассмотрении вопроса об отказе в регистрации ФИО1 сказано, что подобные выписки сделаны по всему городу и Политическая партия «ЯБЛОКО» не считает ошибкой неправильное наименование представительного органа и вида избирательного округа.
В связи с тем, что вышеуказанные документы являются обязательными в числе первоначальных, представляемых в избирательную комиссию для уведомления и регистрации, ИКМО <адрес> и до настоящего времени считает, что документ о выдвижении ФИО1 не представлен.
К тому же в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии указано, что отсутствуют все основания об отказе в регистрации, предусмотренные пунктом 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», однако, ИКМО <адрес> считает этот вывод неправомерным, поскольку к ФИО1 не могут быть применены, например, основания для отказа в регистрации, предусмотренные для отказа кандидатам, выдвигаемым в порядке самовыдвижения.
Принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия муниципального образования могла руководствоваться только выводами ГИКа, но никак не требованиями, установленными для регистрации кандидатов Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга. Таким образом, ИКМО согласна, что имеется явное нарушение прав равенства кандидатов, поскольку документы ФИО1, по мнению ИКМО, оформлены с нарушением, а, следовательно, кандидату должно быть отказано в регистрации, но иного решения не имела возможности принять.
Учитывая изложенное, ИКМО <адрес> признает административное исковое заявление ФИО3 об отмене решения от **.**.****№***.
Заинтересованное лицо ФИО1, представитель заинтересованного лица по заявлению в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ ФИО8 в судебное заседание явились, административный иск не признают. ФИО1 сообщила суду, что снята с регистрации по настоянию собственников <адрес> - ее родителей, но продолжает проживать в указанной квартире. Регистрация по месту пребывания на Кронверкском, оформлена некоей фирмой, в которую она обратилась, так как должна иметь регистрацию. К квартире по Кронверкскому она никакого отношения не имеет. О том, что она не имеет места жительства в Российской Федерации она в своем заявлении не указывала.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 считает, что указанные административным истцом обстоятельства не препятствовали регистрации ФИО1 в качестве депутата. Она указала место фактического жительства, и избирательная комиссия так ее запутала, что она указала, что не имеет места жительства, подразумевая, что не имеет постоянной регистрации. В протоколе содержится опечатка, поскольку в том же протоколе в другом месте округ указан правильно.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Прокурор ФИО9 в своем заключении указал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку ко всем кандидатам должны применяться одинаковые требования. Так, изменения в Устав муниципального образования изменения в части наименования были внесены еще в 2012 году, наименование указано на сайте муниципального образования. Политическая партия, выдвигая ФИО1, не была лишена возможности указать правильное наименование. Сведения о регистрации по месту пребывания, как сообщила в судебном заседании сама ФИО1, не соответствуют месту ее фактического проживания, что нуждается в проверке органами УВМ. Таким образом, ФИО1 нарушены нормы избирательного законодательства.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
**.**.****ФИО1 обратилась в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по пятимандатному избирательному округу №***.
В указанном заявлении ФИО1 указала место жительства – Санкт-Петербург, <адрес>.
**.**.****ФИО1 повторно подала заявление о согласии баллотироваться, указав в данном заявлении, что места жительства в пределах Российской Федерации не имеет.
**.**.**** решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес>ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии №*** от **.**.**** решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> от **.**.****№*** «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №***» отменено и на ИКМО МО <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №*** с учетом правовой позиции Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенной в настоящем решении.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> от **.**.****№***, которая руководствовалась выводами, изложенными в решении от **.**.****№***, ФИО1, выдвинутая Санкт-Петербургским Региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №***
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> от **.**.**** кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №*** зарегистрирована ФИО3
Административный истец считает, что при регистрации в качестве кандидата в депутаты ФИО1 избирательной комиссией был нарушен принцип равноправия, выразившийся в не предъявлении избирательной комиссией к ФИО1 требований о надлежащем оформлении представленных документов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола №*** к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от **.**.**** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от **.**.**** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") о выдвижении кандидата.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от **.**.**** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 14.5 данной статьи Федерального закона предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от **.**.**** N 67-ФЗ, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от **.**.**** N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" определено, что решение о выдвижении кандидата, указанное в пункте "в" пункта 7 настоящей статьи (решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу), оформляется протоколом (иным документом).
Таким образом, выдвижение кандидата производится по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Указанное опровергает довод представителя заинтересованного лица о том, что в решении о выдвижении кандидата не подлежит указанию вид округа.
ФИО1 представлена выписка из протокола третьего этапа ХVIII-ой Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», в которой отражено решение выдвинуть от избирательного объединения Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный по избирательному округу №***, в том числе ФИО1
Вместе с тем, согласно п. 1 Устава муниципального образования муниципального округа <адрес>, официальное наименование Муниципального образования – внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес>.
Решением Главы муниципального образования от **.**.**** утверждены схемы избирательных округов на территории муниципального образования муниципального округа <адрес>, в том числе и многомандатного избирательного округа №***.
Соответственно, вышеуказанное решение избирательного объединения не содержит указания на вид округа и не соответствующее Уставу муниципального образования его наименование.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что указанные опечатки не лишили Избирательную комиссию возможности зарегистрировать ФИО1 суд отклоняет, поскольку полагает, что при регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Избирательной комиссией были нарушены нормы действующего законодательства, повлекшие нарушение избирательных прав иных кандидатов в депутаты.
Кроме того, суд полагает, что при подаче заявления о согласии баллотироваться ФИО1 были предоставлены недостоверные сведения о месте ее жительства, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации ее кандидатом в депутаты.
Пункт "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона от **.**.**** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Пункт 5 статьи 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При определении понятия «адрес места жительства», суд полагает возможным применить также положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.**** N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", в соответствии с п. 30 которого, под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, адрес места жительства должен указываться в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства, месту пребывания.
ФИО1, как следует из справки формы 9 от **.**.****, с **.**.**** была зарегистрирована в качестве члена семьи собственника в <адрес>. **.**.**** она снята с регистрации по указанному адресу по личному заявлению.
С **.**.****ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> в Санкт-Петербурге, на срок по **.**.****, что подтверждается свидетельством 3529 о регистрации по месту пребывания от **.**.****.
Указанные сведения в заявлениях, поданных в избирательную комиссию, отражены не были.
При этом суд полагает, что ФИО1 не была лишена права и объективной возможности сообщить достоверные сведения об адресе ее места жительства, что не было сделано ею ни во время подачи заявления, ни в последующий период.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Суд полагает, что кандидатом ФИО1 не были соблюдены положения избирательного законодательства об указании в заявлении сведений об адресе места жительства, что повлекло искажение информации о кандидате и привело к нарушению избирательных прав кандидатов и других участников избирательного процесса.
Указанное подтверждает факт нарушения прав административного истца и является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В пользу истца, в соответствии с положениями ст. 111 КАС РФ, также надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при обращении в суд.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> от **.**.****№*** о регистрации кандидата в депутаты муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу №***ФИО1 (дата рождения: **.**.****; место рождения: <адрес>; гражданство: Российская Федерация; адрес места жительства: Санкт- Петербург, <адрес>; адрес регистрации по месту пребывания: Санкт-Петербург, <адрес>).
Взыскать с Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ <адрес> в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: Т.П. Матусяк