Дело № 2а-1662/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 21 октября 2019 года по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование иска указано на то, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 21 августа 2014 года по делу № на Администрацию возложена обязанность организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «АО Невод» по ул. Приморская в г.Петропавловске-Камчатском в соответствии с требованиями действующего законодательства. 16 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП. В 2016-2018 годах исполнить решение суда Администрации не представилось возможным ввиду отсутствия достаточных денежных средств на исполнение всего объема решений судов. Администрация неоднократно обращалась в органы исполнительное власти Камчатского края с просьбой оказания дополнительной финансовой помощи бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа для продолжения выполнения работ по доведению улично-дорожной сети Петропавловск-Камчатского городского округа до нормального состояния, в том числе на исполнение решений судов. В 2019 году ввиду острого дефицита бюджета также сохраняется необходимость обращения Администрации в министерства Камчатского края за дополнительным финансированием на исполнение решений судов, что подтверждается неоднократными обращениями Администрации к Губернатору Камчатского края и в отраслевые органы исполнительной власти Камчатского края. 11 апреля 2019 года Администрацией и Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края заключены соглашение №-С о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета (подпрограмма «Формирование современной городской среды в Камчатском крае») и соглашение №-С о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета (подпрограмма «Формирование современной городской среды в Камчатском крае»). В Решении Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2018 №112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» утверждена расходная часть бюджета, в которой согласно статье «Дорожное хозяйство» запланированы расходы в размере 245015373 руб. 09 коп. Планирование и проведение мероприятий по ремонту асфальтобетонного покрытия и ремонту бортового камня участков дорог на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в 2019 году проводилось в рамках двух муниципальных программ: «Развитие транспортной системы Петропавловск-Камчатского городского округа» и «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2019 годы», что в совокупности позволило при утверждении перечня объектов на 2019 год включить в мероприятия первой очереди объект, указанный в решении суда. Другим основанием долгосрочной процедуры исполнения решения суда является обязательное проведение закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заключение муниципального контракта является одним из этапов организации проведения работ, начиная с формирования бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, включения мероприятий в муниципальную программу «Развитие транспортной системы Петропавловск-Камчатского городского округа», утверждения данной программы, размещения информации о проведении аукциона на заключение муниципального контракта, заканчивая заключением муниципального на проведение определенного вида работ. Таким образом, длительность процедуры по заключению муниципального контракта, с момента начала подготовки необходимой документации для проведения закупочных процедур, в том числе изыскания финансового обеспечения цены контракта до момента заключения муниципального контракта на выполнение работ составляет от двух месяцев и более. По итогам проведения электронного аукциона между МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа» и ООО «Сервис-Т» 07 июня 2019 года был заключен муниципальный контракт №_259923 на выполнение работ по благоустройству остановки «АО Невод» по ул. Приморская по направлению п.Авача и пр.Победы. По результатам экспертного заключения о соответствии предъявленных к приемке работ требованиям и условиям исполнения указанного муниципального контракта нарушений его условий не выявлено. В связи с фактически исполнением решения суда по делу № 24 октября 2019 года Администрация обратилась в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств с заявлением об окончании исполнительного производства №34905/16/41017-ИП. 21 октября 2019 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО3 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. На основании статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации административный истец просил суд уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Исаева Л.Ю. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Камчатскому краю ФИО3, представитель административного ответчика УФССП России по Камчатскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо прокурор г.Петропавловска-Камчатского о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела №, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 7, 8 статьи 219 КАС РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств соблюдения сроков обращения в суд.
Согласно штампу входящей корреспонденции, постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес административного истца 22 октября 2019 года, с настоящим иском Администрация обратилась в суд 04 февраля 2020 года, таким образом, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом был пропущен.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года №2494-О, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации) (определения Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 года № 2599-О и от 28 февраля 2017 года № 360-О).
Учитывая отсутствие ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд не рассматривает вопрос о его восстановлении по собственной инициативе, в связи с чем полагает срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенным без уважительных причин.
Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 21 августа 2014 года иск прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворен. На Администрацию возложена обязанность в срок до 1 сентября 2015 года организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «АО Невод» по ул. Приморская в г. Петропавловске-Камчатском в соответствие с требованиями п.п. 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта Российской Федерации и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 3.10 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», а также п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в частности, путем обустройства данной остановки
– по направлению движения в сторону п. Авача: закрытым автопавильоном, который должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон, размером с учетом количества одновременно находящихся в час пик на автобусной остановке пассажиров из расчета 4 человека на 1 кв.м, ближайшая грань которого должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки; площадкой ожидания, размещенной за посадочной площадкой, размеры которой будут обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 человека на 1 кв.м; остановочной площадкой длиной не менее 13 м; посадочной площадкой шириной не менее 1,5 м, длиной не менее 13 м, приподнятой на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки; тротуаром шириной не менее 1,5 м, длиной 210 м, в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки указанной остановки на расстоянии боковой видимости в сторону п. Авача;
– по направлению движения в сторону пр. Победы: площадкой ожидания, размещенной за посадочной площадкой, размеры которой будут обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 человека на 1 кв.м; посадочной площадкой шириной не менее 1,5 м, длиной не менее 13 м, приподнятой на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки, а также организовать работы по очистке асфальтобетонного покрытия остановочной площадки от песка.
Решение суда вступило в законную силу 27 сентября 2014 года.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 11 декабря 2015 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № на срок до 31 октября 2016 года.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 10 февраля 2017 года в удовлетворении заявления Администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано, поскольку заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для исполнения судебного решения, равно как указывающих на объективную невозможность его исполнения.
16 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю на основании исполнительного листа серии ВС №, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Администрацией 06 декабря 2016 года.
Поскольку в установленный срок требование, содержащееся в исполнительном документе, исполнено не было, 21 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление №41017/17/100131 о взыскании с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно частям 8, 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
На основании изложенного, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Как следует из материалов дела, вопрос об освобождении Администрации от уплаты исполнительского сбора был предметом рассмотрения Петропавловск-Камчатского городского суда. Определением от 19 ноября 2019 года заявление Администрации к УФССП России по Камчатскому краю и судебному приставу-исполнителю ФИО3 об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению от 21 октября 2019 года по исполнительному производству №-ИП оставлено без удовлетворения. При этом судом установлено, что доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших исполнению требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, административным истцом не представлено, равно как и сведений о попытках исполнения решения суда после вступления его в законную силу.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным постановлением установлен факт виновного бездействия Администрации. При рассмотрении настоящего административного искового заявления Администрацией каких-либо новых доводов и доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин длительного неисполнения решения суда, или обосновывающих существование объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации, или иных заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе тяжелого имущественного положения должника, позволяющих применить часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и снизить размер исполнительского сбора, не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Администрации об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 21 октября 2019 года по исполнительному производству №-ИП.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 21 октября 2019 года по исполнительному производству №-ИП, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н. Степанова
Мотивированное решение составлено 17 марта 2020 года.
УИД: 41RS0001-01-2020-001061-73