Дело № 2а- 1662/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2016 года г.Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе :
председательствующего судьи - Наговицыной О.Н.,
секретаря-Кирилловой В.В.,
административного истца ФИО1
представителя административного истца- адвоката Носкова Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ...ному отделу судебных приставов УФССП России по ..., УФССП по ... о признании незаконными действий и бездействий судебных приставов-исполнителей ... отдела судебных приставов УФССП России по тамбовской области по исполнительному производству,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к ...ному отделу судебных приставов УФССП России по ..., УФССП по ... о признании незаконными действий и бездействий судебных приставов-исполнителей ... отдела судебных приставов УФССП России по тамбовской области по исполнительному производству.
В обоснование своих требований указала, что ... Липецким районным судом ... было вынесено решение, согласно которому с ИП С.Ю,В. в пользу ФИО1 были взысканы денежные средства в сумме ... рублей по расторгнутому договору, пени в размере ... рублей, компенсация морального вреда в размере ... рублей и штраф в размере ... рублей, а всего ... рублей. По данному делу был выписан исполнительный лист ...-... от .... Данный исполнительный лист был передан на исполнение в ... ОСП УФССП по .... В марте 2014 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство. ... судебным приставом-исполнителем было вынесено исполнительное постановление об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным ч.3 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», а исполнительный лист якобы возвращен. Однако, по настоящее время ни исполнительный лист, ни постановление в адрес административного истца не поступал, документы выбыли в неизвестном направлении и местонахождения их неизвестно. О прекращении исполнительного производства ФИО1 узнала только ..., когда обратилась за консультацией по данному вопросу к адвокату. Через официальный сайт ФССП России были найдены сведения об исполнительном производстве, в том числе о его прекращении. Каких-либо официальных документов от судебного пристава исполнителя в ее адрес не поступало на протяжении полутора лет. Таким образом, никакие действия по исполнительному листу судебным приставом-исполнителем не производились, что привело к нарушению законных прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Просила признать действия, а также бездействия судебных приставов- исполнителей ... ОСП УФССП по ... незаконными. Уточнив в порядке ст. 46 КАС РФ требования просит: признать действия, а также бездействия судебных приставов- исполнителей незаконными; обязать ... ОСП УФССП по ... восстановить исполнительное производство и возобновить исполнительные действия по исполнению исполнительного листа Липецкого районного суда ...-... от ...; взыскать с ответчика моральный вред в сумме ... рублей.
Административный ответчик старший судебный пристав ... ОСП УФССП по ...П.Е.Н. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, суду представлены письменные возражения по иску.
Административный ответчик представитель УФССП по ... надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
В судебном заседании административный истец ФИО1 просила административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца адвокат Носкова Л.Н. уточненные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила суду, что на протяжении полутора лет ФИО1 по телефону общалась с судебным приставом- исполнителем К.В.А., который все это время вводил истицу в заблуждение, что исполнительный лист находится на исполнении. На самом деле исполнительное производство было прекращено еще в ноябре 2014 года, но эта информация скрывалась. Постановление об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя не направлялось, исполнительный лист не был возвращен. Полагала, что срок обжалования не пропущен, так как ФИО1 стало известно об этих обстоятельствах ..., когда она обратилась за правовой помощью к адвокату, необходимые сведения были получены через сайт ФССП в Интернете. Она была вынуждена обратиться в суд, так как иного способа защитить свои права не может. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что исполнительное производство утеряно, подлинники отсутствуют. Полагает, что никакие действия по исполнению решения суда не производились, меры к розыску должника и имущества не принимались.
Выслушав стороны, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативно-правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. На принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативно-правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 5 Федерального закона от ...... - ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов, и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов- исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В ... ОСП УФССП по ... поступил исполнительный лист ...-... от ..., выданный Липецким районным судом ... о взыскании с С.Ю,В. в пользу ФИО1 задолженности в сумме ... рублей.
... постановлением судебного пристава-исполнителя ... ОСП УФССП по ... возбуждено исполнительное производство ....
Постановлением судебного пристава исполнителя ... ОСП УФССП по ...К.В.А. от ... исполнительное производство было окончено.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ... №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 68 Федерального закона от ... №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом -исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом -исполнителем после возбуждения исполнительного производства.
Перечень исполнительных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, определен статьей 64 Федерального закона от ... №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и не является исчерпывающим. Исходя из содержания вышеприведенных норм, судебный пристав -исполнитель обязан принимать все необходимые эффективные меры для своевременного и правильного исполнения требований исполнительных документов.
В возражениях административного ответчика ... ОСП УФССП по ... указано, что судебный пристав- исполнитель К.В.А., является процессуально независимым лицом, на которого в соответствии с п.3 ст. 5 Федерального закона от ... № 118-ФЗ «О судебных приставах» возложены полномочия на проведение необходимых исполнительных действий. Данный исполнитель принял законное и обоснованное решение в части окончания исполнительного производства. По поводу возвращения исполнительного листа пояснения не даны, так как К.В.А. уволен ( приказ ...-к от ...). В архив данное производство от судебного пристава не поступало. Журналы исходящей заказной корреспонденции представлена быть не может, так как они ведутся в электроном виде, отметки о направлении ФИО1 исполнительного листа- отсутствуют. Все почтовые направления судебный пристав- исполнитель осуществляет самостоятельно.
В материалы дела ... ОСП УФССП по ... представлены: электронная копия постановления о возбуждении исполнительного производства ... от ... вынесенное судебным приставом- исполнителем К.В.А. ( л.д. 15-18); электронная копия постановления от ... об окончании исполнительного производства, в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей на счетах, вкладах или на хранении ( л.д. 19-20). Данные копии не содержат подписи К.В.А., надлежащим образом не заверены, подлинники постановлений суду не представлены, как не представлено и подлинное исполнительное производство.
В подтверждение отправки взыскателю копий данных документов не представлены списки корреспонденции, направляемых почтовой связью или иной связью, которые содержат перечень корреспонденции и подпись лица сдавшего. Сведений о лице принявшем данную корреспонденцию нет, подтверждения о получении данной корреспонденции заявителем не представлено.
В соответствии с приказом от ......-к К.В.А. уволен с должности судебного пристава исполнителя ... ОСП с ... (л.д.27).
Оценивая представленные административным ответчиком доказательства, судприходит к следующему.
Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него ( ч.2 ст. 72 КАС РФ).
В силу ст. 84 КАС РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд выясняет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его подлинником, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его подлинника, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд подлинник документа, а представленные лицами, участвующими в деле, копии этого документа не тождественны между собой и невозможно установить содержание подлинника документа с помощью других доказательств.
Постановлением Правительства РФ от ... N 477 утверждены «Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти", которые определяют порядок работы с электронными документами, а именно:
40. Электронные документы, направляемые в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи"
41. В системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых используются иные виды электронных подписей в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".
42. Получение и отправка электронных документов осуществляются службой делопроизводства.
43. После получения электронных документов, подписанных электронной подписью, служба делопроизводства осуществляет проверку действительности электронной подписи.
44. После включения электронных документов в систему электронного документооборота формируются регистрационно-учетные данные о документе, обеспечивающие управление документом, в том числе его поиск, доступ к документу, контроль, хранение, использование и другие данные.
45. Документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти и (или) поступившие в федеральный орган исполнительной власти на бумажном носителе, регистрируются в системе электронного документооборота с созданием в ней электронной копии такого документа.
46. Регистрация и учет электронных документов осуществляются в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти.
47. Электронные документы формируются в электронные дела в соответствии с номенклатурой дел.
В номенклатуре дел указывается, что дело ведется в электронной форме, что отмечается в заголовке дела или в графе "Примечание".
48. Электронные документы после их исполнения или отправки подлежат хранению в установленном порядке в информационных системах федерального органа исполнительной власти в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Так как не представлено подлинное исполнительное производство с подлинными постановлениями о возбуждении исполнительного производства и его окончании, имеются не заверенные электронные копии этих постановлений, суд приходит к выводу, что в отсутствие подлинных документов исполнительного производства невозможно установить совершение исполнительных действий и окончание исполнительного производства.
Доводы административного истца об отсутствии совершения исполнительных действий по исполнению судебного решения не опровергнуты.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава -исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю.
Однако, доказательств отправления и получения исполнительного листа и постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства ФИО1 не представлено.
Исследованными доказательствами подтверждается, что судебный пристав- исполнитель с момента возбуждения исполнительного производства никаких мер по взысканию задолженности с С.Ю,В. в пользу ФИО1 и исполнению судебного акта не предпринимал, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Более того, в настоящее время исполнительное производство утеряно. Когда именно было утеряно исполнительное производство, какие действия по исполнительному производству совершены суду не представлено. Исполнительное производство не восстановлено, несмотря на то, что порядок восстановления утраченных исполнительных производств регламентирован приказом ФССП России от 28.10. 2015 N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств". Утеря исполнительного производства также свидетельствует о бездействии пристава исполнителя за период с момента возбуждения исполнительного производства с ... по настоящее время.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано наличие совершения исполнительных действий и окончание исполнительного производства по исполнению решения суда в указанный период.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку судом установлено, что после возбуждения исполнительного производства исполнительные действий не производились, К.В.А. в настоящее время не работает в ...ном ОСП УФССП по ..., отсутствуют сведения о нахождении исполнительного производства у какого-либо конкретного судебного пристава -исполнителя в ...ном ОСП УФССП по ..., сведений о месте нахождении подлинного исполнительного производства и исполнительного документа не представлено, после обращения ФИО1 с исковым заявлением о защите нарушенного права, никаких действий к восстановлению утраченного исполнительного производства и получению дубликата исполнительного листа административным ответчиком не принималось, суд приходит к выводу, что фактическое неисполнение судебного решения происходит в связи с бездействием отдела судебных приставов-исполнителей, а поэтому обязанность по устранению нарушения прав заявителя следует возложить на отдел судебных приставов -исполнителей ... ОСС по ..., а именно: обязать восстановить исполнительное производство, возобновить по нему исполнительные действия.
При этом суд принимает во внимание, что в данной правовой ситуации конкретное лицо, виновное в неисполнении решения суда, не установлено, а нарушение прав заявителя связано с бездействием конкретного структурного подразделения, являющегося государственным органом, к участию в деле УФССП по ... привлечено, а в соответствии со ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу ст. 1099 ГК РФ моральный сред, причиненный действием (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Моральный вред затрагивает нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. В результате морального вреда могут нарушаться личные неимущественные либо имущественные права гражданина. В таких случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В данном случае доказательств наличия нравственных, физических страданий, которые неразрывно связаны с личностью административного истца ФИО1, суду в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено. В этой связи, оснований для компенсации морального вреда за счет государства в лице казны не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180,360,227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ФИО1 к ...ному отделу судебных приставов УФССП России по ..., УФССП по ... о признании незаконными действий и бездействий судебных приставов-исполнителей ... отдела Судебных приставов УФССП России по тамбовской области по исполнительному производству удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебных приставов - исполнителей ... отдела судебных приставов УФССП России по ... по исполнению исполнительного листа Липецкого районного суда ...-... от ....
... отдел судебных приставов УФССП России по ... восстановить исполнительное производство ... и возобновить по нему исполнительные действия.
В удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с ... отдела судебных приставов УФССП России по ... морального вреда в сумме ... рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ....
Судья Наговицына О.Н.