ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1663/2021 от 20.01.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 20 января 2022 года

Дело № 2а-173/2022

УИД 76RS0021-01-2021-002513-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года

г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,

при секретаре Борисовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области к Администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании нормативного правового акта недействующим,

у с т а н о в и л :

Тутаевский межрайонный прокурор Ярославской области в пределах своей компетенции, установленной ст.ст.39, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области и просил признать недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу «Порядок и условия предоставления имущества, находящегося в собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный постановлением Главы Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11.09.2018 № 222.

Требования мотивированы тем, что данный Порядок и условия предоставления имущества, находящегося в собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского района Ярославской области, приняты неуполномоченным лицом, поскольку согласно Уставу Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Муниципального совета Константиновского сельского поселения.

Участвующий в деле прокурор Серенко Е.А. в судебном заседании исковые требования и доводы административного иска поддержала в полном объеме.

Административный ответчик, Администрация Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей, признав исковые требования прокурора.

Суд, выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, считает, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Статья 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает систему муниципальных правовых актов, в которую входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть первая статьи 43).

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) ( часть вторая статьи 43).

В соответствии с ч.3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пп.5 п.1 ст. 21 Устава Константиновского сельского поселения, принятого Муниципальным советом Константиновского сельского поселения от 28.04.2009 года, установлено, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Муниципального совета Константиновского сельского поселения.

«Порядок и условия предоставления имущества, находящегося в собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утверждены постановлением Главы Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11.09.2018 № 222, а не Муниципальным советом Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, как предусматривает Устав Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, т.е. неуполномоченным на то органом, ввиду чего данный нормативно-правовой акт подлежит отмене.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 215 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу «Порядок и условия предоставления имущества, находящегося в собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный постановлением Главы Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11.09.2018 № 222.

Сообщение о принятом судебном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию согласно порядку обнародования муниципальных правовых актов Константиновского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ларионова Т.Ю.