Елизовский районный суд Камчатского края, 684010, город Елизово Камчатского края, улица 40 лет Октября, дом 7А, www.elizovsky.kam.sudrf.ru
Дело № 2а-1666/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Калугиной М.В.,
при секретаре судебного заседания Ли В.Р.,
с участием представителя административного ответчика Дерешевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Негосударственному образовательному учреждению «Елизовский гуманитарный колледж» о ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Негосударственному образовательному учреждению «Елизовский гуманитарный колледж» (далее по тексту Учреждение или ответчик) о ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчик внесен в Единый государственный реестр юридических лиц МИФНС № 3 по Камчатскому краю 31.03.2003 года, за основным государственным регистрационным номером 1034100943843. По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридический адрес ответчика: Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Рябикова, д. 38, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Учреждения, является Дерешева Татьяна Сергеевна. В результате анализа материалов учетного дела Негосударственное образовательное учреждение «Елизовский гуманитарный колледж» установлено, что на основании решения собрания учредителей от 26.03.2003 года № 1 Организация находится в стадии ликвидации. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сведения о начале процедуры ликвидации внесены в ЕГРЮЛ 25.04.2006. До настоящего времени, в нарушении положений ст. 19 ФЗ от 12.01.1996 № ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 63 ГК РФ, порядок ликвидации юридического лица учредителями не соблюден, меры направленные на завершение процедуры ликвидации юридического лица учредителями и ликвидационной комиссией не приняты. Организация значится в ЕГРЮЛ со статусом «действующая» в течение одиннадцати лет с момента принятия решения о начале процедуры ликвидации.
В нарушение действующего законодательства ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению в Управление в срок до 15 апреля года следующего за отчетным, указанных форм отчетности за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы, что подтверждается информацией из базы автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих и религиозных организаций» «сведения о продолжении деятельности».
С целью осуществления контрольных функций за деятельностью Организации Управление неоднократно принимались меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Управлением в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, были направлены предупреждения с указанием выявленных нарушений, которые административным ответчиком по юридическому адресу не получены.
Административный истец о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Дерешева Т.С. в судебном заседании административные исковые требования признала и пояснила, что действительно длительное время процедура ликвидации не завешена, несмотря на то, что они в течение этого периода никакую деятельность не осуществляют, дохода не имеют. Срок действия лицензии давно истек.
Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, уважительности причин неявки суду не сообщило, не просило отложить рассмотрение дела, мнение относительно предъявленных административных исковых требований суду не сообщило.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю является тем государственным органом, которому право требовать ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность, предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно части 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами административного дела, что Негосударственное образовательное учреждение «Елизовский гуманитарный колледж» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю 31.03.2003 за основным государственным регистрационным номером 1034100943843.
По сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, юридическим адресом Учреждения указан: Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Рябикова, д. 38, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Учреждения, является, Дерешева Татьяна Сергеевна (исполняющий обязанности директора).
Учреждение действует на основании Устава в редакции от 20.08.1996 с последующими изменениями от 23.12.1996.
На основании решения собрания учредителей от 26.03.2003 № 1 Учреждение находится в стадии ликвидации. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сведения о начале процедуры ликвидации внесены в ЕГРЮЛ 25.04.2006.
07.04.2003 вынесен Приказ № 1 от 07.04.2003 «О ликвидации негосударственного образовательного учреждения «Елизовский гуманитарный колледж» в связи с истечением срока действия лицензии - 24.09.2002.
До настоящего времени, в нарушение положений ст. 19 ФЗ от 12.01.1996 № ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 63 ГК РФ, порядок ликвидации юридического лица учредителями не соблюден, меры направленные на завершение процедуры ликвидации юридического лица учредителями и ликвидационной комиссией не приняты. Организация значится в ЕГРЮЛ со статусом «действующая» в течение одиннадцати лет с момента принятия решения о начале процедуры ликвидации.
Управлением в адрес ответчика направлялись предупреждения № 3-22/914 от 16.03.2009, № 3-23/1217 от 19.04.2010, № 41/03-23/3808 от 13.11.2015, № 41/03-23/3867 от 02.11.2016, о том, что Учреждением в нарушение п.3 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполнена обязанность по предоставлению в уполномоченный орган (Управление) отчетности по форме ОН0001, ОН0002 за 2006-2016 годы.
Направленные административному ответчику предупреждения до настоящего времени не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Учреждение, деятельность, соответствующую ее уставным целям, не осуществляет, обязанности, возложенные на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ не исполняет, ликвидация юридического лица, на основании решения собрания учредителей, не завершена, при этом Учреждением допущены нарушения, которые имеют существенный и неустранимый характер, что является основанием для принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административным ответчиком, установленные судом обстоятельства не опровергнуты, напротив, подтверждены его объяснениями в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд считает, что иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Негосударственному образовательному учреждению «Елизовский гуманитарный колледж» о ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение «Елизовский гуманитарный колледж».
Исключить сведения о Негосударственном образовательном учреждении «Елизовский гуманитарный колледж» (основной государственный регистрационный номер № 1034100943843) из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Обратить в собственность Российской Федерации имущество Негосударственного образовательного учреждения «Елизовский гуманитарный колледж», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов.
Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения «Елизовский гуманитарный колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Елизовский районный суд Камчатского края в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Калугина