ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1666/18 от 18.05.2018 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№2а-1666/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2018 года гор. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Доржиевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения Администрации г.Улан-Удэ ... от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности привести Правила землепользования и застройки г.Улан-Удэ в части изменения вида территориальной зоны земельного участка в соответствие с Генеральным планом городского округа г.Улан-Удэ» и устранить нарушение прав ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в котором просила признать незаконным распоряжение Администрации г.Улан-Удэ ...-р от ДД.ММ.ГГГГ. и возложить на административного ответчика обязанность привести в соответствие с Генеральным планом городского округа г.Улан-Удэ Правила землепользования и застройки г.Улан-Удэ в части изменения вида территориальной зоны принадлежащего ей земельного участка - с зоны сельскохозяйственного использования на зону рекреационного значения, также просила возложить обязанность подготовить и направить в городской совет депутатов проект правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ в части изменения территориальной зоны земельного участка с зоны сельскохозяйственного использования на рекреационную зону, позволяющую использовать участок для ведения гостиничного обслуживания.

Административный иск мотивирован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ. в собственности ФИО2 находится земельный участок в СНТ «Сибиряк» категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства., кадастровый ..., на котором расположено два жилых дома, принадлежащих административному истцу на праве собственности. Указанные жилые дома переданы ФИО2 в аренду и используются как гостиничный комплекс.

На обращение истца Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ об изменении вида территориальной зоны земельного участка с зоны сельскохозяйственного использования на зону общественно-делового значения отказано, в связи с определением земельных участков СНТ «Сибиряк» под рекреационную зону.

По результатам заседания Комиссии по вопросам градостроительной деятельности (далее – комиссия) по обсуждению обращения истца в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ об изменении вида территориальной зоны земельного участка с зоны сельскохозяйственного использования на зону рекреационного значения подготовлено заключение с рекомендациями о принятии предложений об изменении вида территориальной зоны земельного участка с зоны сельскохозяйственного использования на зону рекреационного значения.

По результатам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ. постоянно действующей комиссии поручено рассмотреть и представить проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ, утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. .... Такой проект подготовлен и ДД.ММ.ГГГГ. Улан-Удэнским городским Советом депутатов вынесено решение ... о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ, однако в отношении земельного участка истца решение об изменении территориальной зоны не принято.

ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком издано распоряжение ... «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ, утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ..., в части изменения вида территориальной зоны принадлежащего истцу земельного участка в СНТ «Сибиряк», кадастровый ....

Ссылаясь на ч.1 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.8 ст.1, ч.2 ст.20, ст.33 Градостроительного кодекса РФ, полагает, что в настоящее время имеет место несоответствие Правил землепользования и застройки МО г.Улан-Удэ, утвержденных решением Городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ... и Генерального плана городского округа г.Улан-Удэ, что, в силу принципа первичности Генерального плана является основанием для рассмотрения вопроса о приведении Правил землепользования в соответствие Генеральным планом городского округа г.Улан-Удэ и изменения вида территориальной зоны земельного участка, принадлежащего ФИО2, с зоны сельскохозяйственного использования на зону рекреационного значения.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, извещена надлежаще, направила заявление рассмотрении в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца по ордеру адвокат Скидан А.А. на требованиях, с учетом уточнений, настаивала, просила административный иск удовлетворить по изложенным в нем доводам. Пояснила, что на земельном участке истца размещена и функционирует гостиница, и, поскольку вид территориальной зоны определен как зона сельскохозяйственного назначения, а категория земель – земли населенных пунктов – для садоводства, имеется риск привлечения истца к административной ответственности по результатам проверочных мероприятий. Полагала, что нарушений процедуры рассмотрения обращения ФИО2 административным ответчиком не допущено, но по существу обращения у административного ответчика оснований для его отклонения не имелось в силу ст.33 Градостроительного кодекса РФ, поскольку Правила землепользования и застройки в части определения территориальной зоны, в которой расположен земельный участок ФИО2 не соответствуют Генеральному плану городского округа г.Улан-Удэ.

Представитель административного ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО3 возражала, просила отказать в удовлетворении требований, полагая, что оспариваемый правовой акт принят в соответствии с полномочиями муниципалитета, порядок принятия соблюден. То обстоятельство, что по результатам публичных слушаний в Правилах землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ, утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ..., не изменен вид территориальной зоны земельного участка ФИО2 не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика. Процедура рассмотрения обращения ФИО2 была соблюдена. То обстоятельство, что истцом используется земельный участок, расположенный в СНТ Сибиряк под гостиницу, не свидетельствует о нарушении ее прав видом территориальной зоны, поскольку такой вид территориальной зоны – «сельскохозяйственного назначения» был определен до приобретения ФИО2 земельного участка и ведения гостиничного обслуживания на принадлежащем ей земельном участке, расположенном в садоводстве. Полагала, что вопросы, связанные возложением на административного ответчика обязанности привести в соответствие с Генпланом Правила землепользования и застройки, подготовить и направить в городской Совет проект изменений в Правила землепользования и застройки не могут быть рассмотрены в рамках настоящего административного дела, поскольку по существу представляют собой административную процедуру, суд в данном случае такими полномочиями не наделен.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С учетом положений статьи 208 КАС РФ, предметом проверки является распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. ...-р «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского Городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ...

В силу правил главы 21 КАС РФ для удовлетворения требований ФИО2 необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ею распоряжения Администрации г.Улан-Удэ нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этим распоряжением прав и свобод ФИО2. Между тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.

Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ, пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами),

Согласно статье 2 Устава городского округа город Улан-Удэ - г.Улан-Удэ является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.

Как следует из положений части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.

Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).

Частью 27 статьи 5 Устава городского округа город Улан-Удэ, утвержденного решением Городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 624-63, определено, что к вопросам местного значения относится, в том числе: утверждение Генерального плана городского округа, утверждение Правил землепользования и застройки.

Как следует из материалов дела, этапы процедуры подготовки проекта изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ и их утверждения соблюдены.

Постановление администрации г.Улан-Удэ от 13.10.2017г. N 43 о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки официально опубликовано 20.10.2017г. в бюллетене "Муниципальный вестник ..." N 41(246). Пунктом 1.3.2 проекта постановления главы МО – мэра ... от ДД.ММ.ГГГГ. ... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа ..., утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ... предусмотрено изменение вида территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером ... по адресу СНИ Сибиряк (Сибиряк-3) улица 1, участок 4а с зоны сельскохозяйственного использования на рекреационную зону, который также официально опубликован.

Публичные слушания по проектам изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки проведены ДД.ММ.ГГГГ. в 14.00 часов, составлен протокол.

По результатам проведения публичных слушаний принято решение постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности рассмотреть и представить проект внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ руководителю администрации г.Улан-Удэ.

Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. ...-р принято решение об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения вида территориальной зоны земельного участка ФИО2 в СНТ Сибиряк (Сибиряк – 3).

В качестве основания отклонения предложения ФИО2 явилось отсутствие примыкания земельного участка ФИО2 к зоне рекреационного назначения в соответствии с Правилами землепользования и застройки ....

Как следует из представленных материалов дела земельный участок ФИО2, согласно Генеральному плану расположен в территориальной зоне «рекреационная зона», согласно Правилам землепользования и застройки расположен в территориальной зоне «общественно- деловая зона».

В силу ст.33 ГрК РФ основанием для внесения изменений в Правила землепользования и застройки является, в том числе, несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в Генеральный план или схему территориального планирования муниципального района.

Вместе с тем, доказательств того, что такие изменений в Генеральный план городского округа г.Улан-Удэ с момента его принятия вносились, суду не представлено.

Следовательно, довод административного иска о приоритете Генерального плана и принципе его первичности по сравнению с Правилами землепользования и застройки, в силу которого правила подлежат приведению в соответствие Генеральным планом противоречит ст.33 ГрК РФ.

Таким образом, обжалуемым распоряжением права административного истца не нарушены, поскольку, в данном случае, руководитель администрации г.Улан-Удэ в пределах компетенции и полномочий, предусмотренных ст.32 Устава городского округа г.Улан-Удэ, и в соответствии со ст.33 ГрК РФ обосновано отклонил предложение ФИО2 об изменении вида территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий ей земельный участок.

Сторона административного истца в обоснование своих доводов о нарушении ее прав и интересов оспариваемым распоряжением указала, что в настоящее время сложилась ситуация, при которой осуществление гостиничной деятельности на принадлежащем ей земельном участке создает угрозу оценки ее действий как нарушений градостроительного законодательства со стороны Управления Росреестра по Республике Бурятия.

Суд не может согласиться с данными утверждениями административного истца, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, а приведенные доводы не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, на принадлежащем ФИО2 земельном участке расположено два жилых дома, кадастровые номера ... и ..., назначение – жилые, право собственности на которые подтверждается свидетельствами о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ., записи в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ... и от ДД.ММ.ГГГГ. .... Основания- договоры купли-продажи земельного участка и декларации об объектах недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, приобретая в 2013 году жилые дома и земельный участок в СНТ Сибиряк (Сибиряк-3) истец достоверно знала о том, что объекты недвижимости приобретаются в зоне сельскохозяйственного назначения, а не в рекреационной зоне.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками

свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории. Согласно этому принципу, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о ведении гостиничной деятельности на земельном участке, расположенном в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения принято ФИО1 самостоятельно, по собственному усмотрению, что подтверждается представленным суду договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому жилой дом по адресу ..., СНТ Сибиряк улица 1, участок 4а, передан в аренду ИП ФИО4 для осуществления деятельности гостевого дома.

Вышеказанное не позволяет суду прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов ФИО2

В материалы дела не представлено доказательств того, что ФИО2 не имеет возможности использовать свой земельный участок в соответствии с тем видом территориальной зоны, которая установлен для данного участка. В данном случае следует учитывать и то, что, на момент принятия оспариваемого решения административный истец сохраняла право собственности участком для садоводства, в соответствии в видом территориальной зоны «сельскохозяйственное назначение».

То обстоятельство, что ФИО2 отказано в смене вида территориальной зоны земельного участка не свидетельствует о несоответствии распоряжения руководителя администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. ...-р в оспариваемой части ст.33 ГрК РФ, на которую указывает административный истец.

Кроме того, фактическое размещение земельного участка на землях населенных пунктов, в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку согласно земельному и градостроительному законодательству Российской Федерации одним из основных принципов является деление категории земель на территориальные зоны, виды разрешенного использования которых определяются органом местного самоуправления исходя из территориального планирования городского округа.

Поскольку распоряжение Главы администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. ...-р в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Требование административного иска о возложении обязанности на административного ответчика привести в соответствие с Генеральным планом Правила землепользования и застройки городского округа г.Улан-Удэ, изменив вид территориальной зоны земельного участка ФИО2 и подготовить и направить в Городской совет депутатов проект изменений в Правила землепользования и застройки г.Улан-Удэ в части изменения вида территориальной зоны земельного участка взаимосвязаны с требованиями о признании недействительным распоряжения руководителя Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. .... Так как требования о признании обжалуемого распоряжения не подлежат удовлетворению, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в вышеуказанной части и применения положений ч. 4 ст. 216 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: подпись Власова И.К.

...

...

...

...

...