Дело № 2а-1666/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 27 ноября 2019 года по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование иска указано на то, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 сентября 2014 года по делу №2-8427/2014 на Администрацию возложена обязанность организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «Школа №37» по ул. Приморская в г.Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону п.Авача г.Петропавловска-Камчатского в соответствие с требованиями действующего законодательства. Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 11 декабря 2015 года Администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31 октября 2016 года. 16 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП. В 2016-2018 годах исполнить решение суда не представилось возможным ввиду отсутствия достаточных денежных средств на исполнение всего объема решений судов. Администрация неоднократно обращалась в органы исполнительное власти Камчатского края с просьбой об оказании дополнительной финансовой помощи бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа для продолжения выполнения работ по доведению улично-дорожной сети Петропавловск-Камчатского городского округа до нормального состояния, в том числе на исполнение решений судов. В 2019 году ввиду острого дефицита бюджета также сохраняется необходимость обращения Администрации в министерства Камчатского края за дополнительным финансированием на исполнение решений судов, что подтверждается неоднократными обращениями Администрации к Губернатору Камчатского края и в отраслевые органы исполнительной власти Камчатского края. 11 апреля 2019 года Администрацией и Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края заключены соглашение №19-2019/48-С о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета (подпрограмма «Формирование современной городской среды в Камчатском крае») и соглашение №19-2019/47-С о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета (подпрограмма «Формирование современной городской среды в Камчатском крае»). В Решении Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2018 №112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» утверждена расходная часть бюджета, в которой согласно статье «Дорожное хозяйство» запланированы расходы в размере 245 015 373 руб. 09 коп. Планирование и проведение мероприятий по ремонту асфальтобетонного покрытия и ремонту бортового камня участков дорог на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в 2019 году проводилось в рамках двух муниципальных программ: «Развитие транспортной системы Петропавловск-Камчатского городского округа» и «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2019 годы», что в совокупности позволило при утверждении перечня объектов на 2019 год включить в мероприятия первой очереди объект, указанный в решении суда. Другим основанием долгосрочной процедуры исполнения решения суда является обязательное проведение закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заключение муниципального контракта является одним из этапов организации проведения работ, начиная с формирования бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, включения мероприятий в муниципальную программу «Развитие транспортной системы Петропавловск-Камчатского городского округа», утверждения данной программы, размещения информации о проведении аукциона на заключение муниципального контракта, заканчивая заключением муниципального на проведение определенного вида работ. Таким образом, длительность процедуры по заключению муниципального контракта, с момента начала подготовки необходимой документации для проведения закупочных процедур, в том числе изыскания финансового обеспечения цены контракта до момента заключения муниципального контракта на выполнение работ, составляет от двух месяцев и более. По итогам проведения электронного аукциона между МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа» и <данные изъяты> 07 июня 2019 года был заключен муниципальный контракт №_259923 на выполнение работ по благоустройству остановки «Школа №37» по ул. Приморская по направлению п.Авача и пр.Победы. По результатам экспертного заключения о соответствии предъявленных к приемке работ требованиям и условиям исполнения указанного муниципального контракта нарушений его условий не выявлено. В связи с фактически исполнением решения суда по делу №2-8427/2014 25 октября 2019 года Администрация обратилась в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств с заявлением об окончании исполнительного производства №-ИП. 29 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 указанное исполнительное производство было окончено, и в этот же день было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. На основании статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации административный истец просил суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Исаева Л.Ю. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Камчатскому краю ФИО3, представитель административного ответчика УФССП России по Камчатскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо прокурор г.Петропавловска-Камчатского о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела №2-8427/2014, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец просит его освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 27 ноября 2019 года, с настоящим иском Администрация обратилась в суд 04 февраля 2020 года, таким образом, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не был пропущен.
Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 сентября 2014 года иск прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворен. На Администрацию возложена обязанность организовать в срок до 01 сентября 2015 года выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «Школа № 37» по ул.Приморская в городе Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону п.Авача г.Петропавловска-Камчатского в соответствие с требованиями п.п. 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52776-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, пунктов 1, 3.2, 3.3, 3.8 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р, путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основных полос проезжей части, длиной не менее 13м; обустройства данной остановки тротуаром шириной не менее 1,5 метров в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону проспекта Победы – на расстоянии 79 м, в сторону п. Авача – 24 м; поднятия посадочной площадки данной остановки на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки; а также организовать выполнение работ по приведению остановки общественного транспорта «Школа № 37» по ул. Приморская в городе Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону проспекта Победы г Петропавловска-Камчатского в соответствие с требованиями п.п. 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52776-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, пунктов 1, 3.3, 3.8 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р, путем обустройства данной остановки посадочной площадкой шириной не менее 1,5 м, длиной не менее 13м, приподнятой на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки; обустройства данной остановки тротуаром шириной не менее 1,5 метров в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону проспекта Победы на расстоянии 120 м.
Решение вступило в законную силу 07 ноября 2014 года.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 11 декабря 2015 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу №2-8427/2014 на срок до 31 октября 2016 года.
16 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу №2-8427/2014, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Поскольку в установленный срок требование, содержащееся в исполнительном документе, исполнено не было, 27 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление №41017/19/2687 о взыскании с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно частям 8, 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
На основании изложенного, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Из исследованных материалов следует, что 09 декабря 2016 Администрация обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 29 сентября 2014 года, указывая в обоснование на возбуждение в отношении должника исполнительного производства №-ИП от 16 ноября 2016 года и отсутствие возможности исполнить решение суда вследствие наступления холодного времени года.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 19 декабря 2016 года в удовлетворении заявления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказано, при этом суд исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, равно как и сведений о попытках исполнения решения суда.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным постановлением установлен факт виновного бездействия Администрации.
После истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в адрес должника неоднократно направлялись требования с установлением нового срока для исполнения решения суда – 21 апреля 2017 года, 30 июня 2017 года, 10 ноября 2017 года.
В сообщении судебному приставу-исполнителю от 09 ноября 2017 года Администрация, обосновывая причины неисполнения решения суда, вновь указывает на наступление в городе Петропавловске-Камчатском холодного времени года, препятствующего производству дорожных работ.
Новые требования направлены судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации 28 февраля 2018 года, 17 мая 2019 года, 27 августа 2019 года.
В материалы исполнительного производства представлены акты выполненных работ, согласно которым решение суда фактически исполнено в сентябре 2019 года.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается факт длительного неисполнения должником судебного решения, поэтому судебный пристав-исполнитель, руководствуясь положениями части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.
Наступление в отношении заявителя неблагоприятных последствий в виде взыскания с него исполнительского сбора, вследствие уклонения от добровольного исполнения требований исполнительного документа, является обоснованным.
При рассмотрении настоящего административного искового заявления Администрацией каких-либо новых доводов и доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин длительного неисполнения решения суда, или обосновывающих существование объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации, или иных заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе тяжелого имущественного положения должника, позволяющих применить часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и освободить Администрацию от уплаты исполнительского сбора, не представлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 27 ноября 2019 года по исполнительному производству №-ИП, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н. Степанова
Мотивированное решение составлено 17 марта 2020 года.
УИД: 41RS0001-01-2020-001059-79