ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1667/18Г от 01.03.2018 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-1667/18г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 марта 2018 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Казани, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Казани, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой.

В обоснование заявленных требований указано, что через прокуратуру Республики Татарстан в прокуратуру города Казани поступил протокол исследования информации в сети «Интернет» от 14.04.2017, исследование было проведено оперуполномоченным Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан в присутствии двух незаинтересованных лиц. Согласно данному протоколу, оперуполномоченным в браузере в адресной строке был набран электронный адрес «<данные изъяты>», в результате чего была загружена интернет-страница «Исламский Онлайн университет», на которой размещены ссылки «Образовательный план», «Приемная комиссия», «Стоимость услуг», «ЧАВО», «Аккредитация», «Инструкторы Исламского Онлайн Университета».

Во вкладке данного сайта «Часто задаваемые вопросы» указано, что «Исламский Онлайн Университет» представляет собой интернет-образовательное учреждение. Вся программа преподается в режиме онлайн через сеть «Интернет». Исламский Онлайн Университет глобально аккредитован. Тем не менее, учреждения могут иметь список колледжей и университетов, которые они считают приемлемыми».

При нажатии на ссылку об аккредитации «<данные изъяты>», на сайте размещен отсканированный Сертификат от 03.08.2013 Министерства образования и культуры Сомалийской Республики на английском языке, выданный Исламскому Онлайн Университету, сроком действия на 2 года.

В ходе проведенной прокуратурой города Казани проверки, был сделан запрос в Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Республики Татарстан для дачи заключения, о наличии признаков образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом. Согласно ответу руководителя Департамента от 02.10.2017 за №2419/17-Д, изучение информации, содержащейся в свободном доступе на сайте «<данные изъяты> показало наличие у Исламского Онлайн Университета признаков образовательной деятельности. Об этом свидетельствует: учебный план, содержание получаемого образования (знание о религии), определенные сроки обучения, наличие признаков промежуточной и итоговой аттестации, планируемое присвоение квалификации «бакалавр искусств в исламских науках».

В рамках пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» старшим оперуполномоченным Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан были опрошены М.К.Ф., К.Г.Р., Ф.А.А., М.Г.Р., Х.Э.Р., проживающие на территории Республики Татарстан, которые подтвердили факт прохождения обучения в Исламском Онлайн Университете посредством сети «Интернет», а также пояснили, что обучение в Университете позиционируется как бесплатное, однако предусмотрены обязательные регистрационные сборы за семестр (6 семестров по 5 месяцев) в размере 60-150 долларов США.

Таким образом, в ходе проведенной проверки с участием сотрудников Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан было установлено, что неустановленными лицами, посредством сайта «<данные изъяты>» дистанционным способом осуществляется образовательная деятельность неопределенного круга лиц, в том числе проживающих на территории Российской Федерации, без специального разрешения – лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования в Российской Федерации. Права на осуществление образовательной деятельности на территории Российской Федерации Исламский Онлайн Университет не имеет, поскольку у него отсутствует соответствующая лицензия и аккредитация, преподавание ведется лицами, чья квалификация не проверена и достоверно не установлена. Таким образом, граждане Российской Федерации передают свои денежные средства лицам, которые обманом и злоупотреблением доверия просят перечислить денежные средства за осуществление незаконной образовательной деятельности, чем причиняют им материальный ущерб.

Предоставление возможности пройти дистанционное обучение и получить религиозное образование, без соответствующей лицензии и за определённую сумму, фактически свидетельствует о совершении в отношении граждан Российской Федерации мошеннических действий со стороны неустановленных лиц.

В ходе проверки было установлено, что доступ к интернет-странице «<данные изъяты>» не ограничен, записи об указанной интернет-странице в Едином реестре запрещенной информации не имеется.

С учётом изложенного, административный истец просит признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, содержащуюся на интернет-сайте «https://iou-russia.com» об осуществлении образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом.

Представитель административного истца Прокурора города Казани – помощник прокурора г.Казани в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 90-93).

Выслушав объяснения представителя административного истца Прокурора города Казани, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив фактические обстоятельства дела, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований по следующим мотивам.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города Казани проверки по информации, поступившей из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, было выявлено наличие в сети «Интернет» на интернет-сайте с адресом «https://iou-russia.com», информации об осуществлении образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом без специального разрешения – лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования в Российской Федерации.

Из ответа, выданного 02.10.2017 за исх. № 2419/17-Д заместителем министра-руководителя Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Республики Татарстан на запрос прокурора города Казани, следует, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Изучение информации, содержащейся в свободном доступе на сайте с наименованием «<данные изъяты>» показало наличие у Исламского Онлайн Университета признаков образовательной деятельности. Об этом свидетельствуют: учебный план, содержание получаемого образования (знание о религии), определённые сроки обучения, наличие признаков промежуточной и итоговой аттестации, планируемое присвоение квалификации «Бакалавр искусств в исламских науках» (л.д. 36).

Также, Прокуратурой города Казани через поисковые сервисы «<данные изъяты>» был осуществлен поиск ip-адреса сайта с целью установления его собственника. Согласно информации поисковой системы, адрес собственника сайта указан как: <адрес>. В то же время, согласно сведениям поисковой системы «www.nic.ru» этот же ip-адрес уже зарегистрирован в городе Амстердам.

Таким образом, собственник сайта не установлен.

Указанные в административном исковом заявлении обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела:

-протоколом исследования предметов и документов от 14.04.2017, согласно которому оперуполномоченным Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан в присутствии двух незаинтересованных лиц, в браузере, в адресной строке был набран электронный адрес «<данные изъяты>», в результате чего была загружена интернет-страница «Исламский Онлайн университет», на которой размещены ссылки «Образовательный план», «Приемная комиссия», «Стоимость услуг», «ЧАВО», «Аккредитация», «Инструкторы Исламского Онлайн Университета» (л.д.24-25);

-протоколом опроса М.К.Ф., произведенным оперуполномоченным Управления ФСБ России по Республике Татарстан 5.09.2017 года в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому ФИО1 подтверждает факт того, что она обучается в Исламском Онлайн Университете. А также пояснила, что насколько ей известно, доменный адрес «<данные изъяты>» зарегистрирован в г. Доха (Катар). Программа обучения является дистанционной, лицензии на осуществление образовательной деятельности в Российской Федерации не имеет. Задания, их проверка, лекционная и экзаменационная работа в Исламском Онлайн Университете осуществляется посредством переписки и видеоконференций. Учебный план основан на программах Мединского исламского университета (КСА), Омдурского исламского университета (Судан) и университета «Аль-Азхар» (Египет). Профессорско-преподавательский состав учебного заведения представлен выпускниками религиозных центров КСА, Малайзии, Катара. Обучение в ВУЗе позиционируется как бесплатное, однако предусмотрены обязательные регистрационные сборы за семестр (6 семестров по 5 месяцев) в размере 60-150 долларов США. По итогам учебы присуждается степень бакалавра исламских наук (л.д. 26-27);

-протоколами опроса К.Г.Р., Ф.А.А., М.Г.Р. и Х.Э.Р., опрошенных сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым К.Г.Р., Ф.А.А., М.Г.Р. и Х.Э.Р. дали аналогичные пояснения по поводу образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом (л.д. 28-29, 30-31, 32-33, 34);

-скриншотом интернет-страницы с адресом «<данные изъяты>», содержащим информацию об осуществлении образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом (л.д.37-78).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 25.11.2017) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, в том числе, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 40 статьи 12 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 4.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 4.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Частями 1, 3 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Из материалов дела следует, что у Исламского Онлайн Университета права на осуществление образовательной деятельности на территории Российской Федерации не имеется, поскольку у него отсутствует соответствующая лицензия и аккредитация. Таким образом, граждане Российской Федерации передают свои денежные средства лицам, которые обманом и злоупотреблением их доверием просят перечислить их за осуществление незаконной образовательной деятельности, чем причиняют гражданам Российской Федерации имущественный ущерб.

Статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Таким образом, предоставление возможности пройти дистанционное обучение и получить религиозное образование без соответствующей лицензии и за определённую сумму, фактически свидетельствует о совершении в отношении граждан Российской Федерации мошеннических действий со стороны неустановленных лиц.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пункту 3 Правил принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Данная статья предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе проверки, проведенной Прокуратурой города Казани также было установлено, что доступ к интернет-странице «<данные изъяты>» не ограничен, запись об указанной интернет-странице в Едином реестре запрещенной информации отсутствует.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте с адресом «<данные изъяты>», информации об осуществлении образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом, нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг. Указанная выше информация может быть использована в целях совершения преступлений и должна быть внесена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с доменным именем: «<данные изъяты>», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию об осуществлении образовательной деятельности Исламским Онлайн Университетом, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с доменным именем: «<данные изъяты>», запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

По вступлению решения в законную силу направить копию решения суда для исполнения в Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан, для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова