ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1669/2021 от 11.11.2021 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

УИД 70RS0001-01-2021-002506-73

№2а-1669/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Порохнюк Е.Н.

при секретаре Назиной Е.В.,

помощник судьи Сафиулина И.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-1669/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о признании незаконным бездействия, действий, возложении обязанности совершить действия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, в котором с учетом уточнения просит:

- признать незаконными бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении объективной, всесторонней проверки доводов, изложенных в обращении от 12.05.2021, и уклонении от проверки достоверности содержания итоговых протоколов первенств Томской области по каратэ 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2017, 06.05.2017 и регионального соревнования «Сибирский тигр» 22.12.2019 не соответствующими п.1 ст.10, ст.14 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

- признать действия административного ответчика, выразившееся в перенаправлении в Областное государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» (далее – ОГАУ «ЦСП СК ТО») не соответствующими п.3 ст.8, п.1 ст.9, п.1, 3, 4 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

- обязать административного ответчика провести проверку достоверности представленных итоговых протоколов по первенствам Томской области по каратэ 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2017, 06.05.2017 и регионального соревнования «Сибирский тигр» 20.12.2019 и вынести заключения о соответствии или несоответствии проведенных первенств Томской области по каратэ статусу официальных, проверив комплект спортивной документации по каждому спортивному мероприятию на соответствие состава судейских коллегий приказу Минспорта РФ №617 от 02.07.2018.

В обоснование указано, что 12.05.2021 ФИО1 направлена досудебная претензия в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, содержащая сведения о систематических нарушениях закона на протяжении многих лет, допущенных Региональной общественной организацией «Томская областная Федерация каратэ», /________/. Согласно п.3.5.1 «г», «д», «ж» Приказа Министерства спорта Российской Федерации №565 от 22.06.2017 на всех соревнованиях по виду спорта каратэ должен вестись протокол соревнований, содержащий сведения о том, какие спортсмены, какие матчи провели, и какие призовые места были заняты, а также поименный список спортивных судей, обслуживающих соревнования. Состав судейских коллегий для каждого уровня спортивных мероприятий утвержден приказом Минспорта РФ №617 от 02.07.2018. Право на включение в календарный план официальных спортивных мероприятий в Томской области принадлежит ТОФК, аккредитованной по виду спорта каратэ в регионе. На территории субъекта РФ по одному виду спорта может иметь государственную аккредитацию только одна региональная спортивная федерация. Департамент выделяет финансирование аккредитованным федерациям на проведение официальных спортивных мероприятий, чем выполняет государственную функцию по развитию спорта. В соответствии с п.3.4.16 Правил каратэ итоговый отчет и полный комплект спортивной документации сдается главным судьей в организацию, проводившую соревнования, в течение трех дней. Главным секретарем для включения в итоговый отчет ведутся протоколы соревнований и оформляются протоколы схваток. В обращении административного истца в Департамент от 12.05.2021 проанализированы официальные первенства по каратэ в Томской области за последние 5 лет с 2017 по 2021 годы. Выделены, отмечены и приведены подтверждения грубейших нарушений отраслевых приказов Министерства спорта РФ №617 от 02.06.2018, №565 от 22.06.2017 по недостаточной численности судей. Однако, в оспариваемом ответе /________/ от 21.05.2021 Департамент уклоняется от своих обязанностей по контролю за деятельностью организаций, проводящих официальные спортивные чемпионаты и первенства. Данным бездействием Департамента ФИО1 созданы препятствия для осуществления его профессиональной деятельности в области спорта, поскольку фальсификация итогового отчета и протоколов соревнований делает бессмысленной спортивную деятельность граждан. Полагает, что восстановление нарушенного права возможно лишь при принятии мер, направленных на пресечение систематических грубых нарушений закона со стороны Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ», а именно лишение статуса аккредитованной организации ввиду неспособности исполнять возложенные функции в строгом соответствии с законом. Департамент не обеспечил всестороннего рассмотрения обращения административного истца, не принял меры на восстановление прав, не дал письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Его обращение переадресовано в ОГАУ «ЦСП СК ТО», что нарушает ч.3 и ч.4 ст.8, ч.1 ст.9, ч.ч.1, 3, 4 ст.10 ФЗ /________/, поскольку организация в форме ОГАУ не является государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом.

В судебном заседании 05.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГАУ «ЦСП СК ТО».

Определением Кировского районного суда г. Томска от 14.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Региональная общественная организация «Томская областная Федерация каратэ».

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что Департамент уклонился от обязанности всесторонне рассмотреть его обращение, в связи с чем часть доводов осталась не рассмотренной. Обращение было перенаправлено в ОГАУ «ЦСП СК ТО».

Ранее представитель административного истца ФИО3, действующая по устному ходатайству, позицию доверителя поддержала в полном объеме. Поясняла, что департамент возложил свои обязанности по проверке фактов, изложенных в обращении ФИО1, на другое лицо ОГАУ «ЦСП СК ТО», которое было не компетентно отвечать на обращение. Так как Департамент не делегировал свои полномочия, то он не мог передавать обращение ОГАУ «ЦСП СК ТО». Департамент должен был провести проверку.Центром спортивной подготовки пояснено, что согласно распоряжению департамента /________/ на них не возложена обязанность проверки количественного состава судей. Департамент должен рассмотреть обращение объективно и своевременно с участием гражданина. Административный истец не пытается признать протоколы соревнований недействительными.

Административный ответчик Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщено.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от 30.06.2021 сроком на 1 год, в судебном заседании 02.08.2021 отзыв на административный иск поддержала. Пояснила, что ответ на обращение ФИО1 был предоставлен, в котором было указано, что заявление было переадресовано ОГАУ «ЦСП СК ТО». Центр обеспечивает реализацию полномочий департамента, при осуществлении публичных функций заключает контракт, договор, контролирует соревнования, критерии качества проведения соревнования. У Департамента отсутствуют полномочия проверять достоверность протоколов. ОГАУ «ЦСП СК ТО» является подведомственным учреждением Департамента, это самостоятельное юридическое лицо. В момент проведения соревнований протестов не было.

Представитель заинтересованного лица Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ» ФИО2, действующий на основании доверенности от 03.07.2020 сроком на 3 года, в судебном заседании полагал, что требования не подлежат удовлетворению. Пояснил суду, что из административного иска не следует, что права ФИО1 нарушены, так как ответ ему дан. Есть все основания говорить о том, что ФИО1 обратился в суд с целью оказать давление на Департамент, тем самым причинив репутационный вред Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ». Суд не может в порядке главы 22 КАС РФ, применительно к обстоятельствам, поименованным в ст.226 КАС РФ, проверить оспариваемое ФИО1 как бездействие Департамента в вопросе, относящемся к его полномочиям, и возложить на орган государственной власти обязанность по проведению проверки достоверности представленных итоговых протоколов и вынесению заключения о соответствии первенств статусу официальных, поскольку такие требования не подлежат рассмотрению в судах. Кроме того, в иске ФИО1 для отсчета трехмесячного срока для обращения в суд указывает на 21.05.2021, т.е. когда он получил ответ из Департамента, однако, для требований, связанных с признанием действий (бездействия) Департамента, срок должен отсчитываться с момента возникновения основания проверки протоколов первенств по каратэ. Таким образом, срок пропущен.

Заинтересованное лицо ОГАУ «ЦСП СК ТО» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. Представлен отзыв на иск, в котором также изложена позиция, из которой следует, что в удовлетворении иска надлежит отказать. Указано, что региональные физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по виду спорта каратэ проводятся Региональной общественной организацией «Томская областная Федерация каратэ», аккредитованной распоряжением Департамента от 15.06.2015 /________/ в соответствии с Календарным планом официальных физкультурных и спортивных мероприятий Томской области, утвержденным распоряжением Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области на соответствующий год. Соревнования проводились на основании Положений об официальных региональных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях по каратэ за 2017, 2018, 2019 годы, согласно которым условия проведения соревнований и условия их финансирования определяют Департамент и Федерация. Учет спортивной судейской деятельности спортивных судей первой, второй, третьей категорий и категории «Юный спортивный судья», как и формирование судейских коллегий спортивных соревнований, осуществляется региональными спортивными федерациями по видам спорта. Досудебная претензия была направлена Департаментом в ОГАУ «ЦСП СК ТО», которое, не имея полномочий по принятию решений согласно действий, указанных автором в просительной части досудебной претензии, направило заявителю ответ с доводами и разъяснениями его права обратиться для решения вопросов в соответствующие ведомства Управления Минюста РФ, в УМВД России по Томской области. Таким образом, бездействие Департамента не подтверждено.

Определив на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело при настоящей явке, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Одной из задач КАС административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как неоднократно указывал в судебном заседании административный истец, нарушение его права обусловлено тем, что Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области не рассмотрено по существу его обращение; доводы, изложенные в нем, не получили соответствующей оценки.

С данным утверждением суд соглашается, при этом исходит из следующего.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1).

В силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

12.05.2021 ФИО1 направил обращение, именуемое досудебной претензией, в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, в котором указано о проведении официальных первенств Томской области по каратэ 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и региональных соревнований по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019. Указывает на то, что данные соревнования не могут соответствовать статусу официальных в связи с тем, что состав судейской коллегии, указанный Региональной общественной организацией «Томская областная Федерация каратэ» в итоговых протоколах соревнований, сданных в Департамент, не соответствует требованиям приказа Минспорта РФ №617 от 02.07.2018. Около 1/3 перечисленных в протоколах судей реально отсутствовали на данных соревнованиях (служили в армии, были в командировке, переехали в другой город, умерли), что является прямым подлогом и противоправным влиянием на результаты соревнований. Грубыми нарушениями Правил каратэ и подтасовками итоговых протоколов нарушены права спортсменов. Итоговые протоколы утверждены Департаментом. Бездействие Департамента дискредитирует смысл спортивной деятельности по данному виду спорта, нарушает права спортсменов на честную спортивную конкуренцию.

В данном обращении ФИО1 просил:

- признать факт противоправного влияния на результат соревнований;

- недействительными протоколы первенств Томской области по каратэ от 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2018, 06.05.2017 и регионального соревнования по каратэ «Сибирский тигр» 22.12.2019;

- отменить все связанные с этими результатами приказы присвоения спортивных разрядов спортсменам;

- потребовать у Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ» вернуть в бюджет Томской области денежные средства, потраченные на спортсменов, попавшими в состав сборных команд Томской области вследствие нарушений присвоения спортивных разрядов по итогам проведения неофициальных соревнований, а также средства на проведение соревнований;

- применить меру, предусмотренную ст.26.2 Федеральным законом №329, а именно лишить аккредитации Региональную общественную организацию «Томская областная Федерация каратэ» по виду спорта «каратэ».

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ).

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ).

21.05.2021 Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области дан ответ /________/ на обращение ФИО1, в соответствии с которым Департамент согласно Положению об официальных региональных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях по каратэ не утверждает Протоколы соревнований, не осуществляет их прием и хранение. При формировании протокола Федерация лишь использует бланк с наименованием Департамента, что является ее инициативой. Утверждение протокола подразумевает визу начальника Департамента, что в указанных протоколах отсутствует, т.к. визирование протоколов соревнований находится вне компетенции Департамента. Департамент осуществляет контроль за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки, иными контрольно-надзорными функциями в соответствии с ФЗ №329-ФЗ от 04.12.2007 Департамент не наделен. Ситуация, изложенная в обращении ФИО1, не может быть урегулирована распорядительными функциями Департамента как органа исполнительной власти. Рассмотрение доводов о противоправных действиях, указанных в обращении, относится к компетенции правоохранительных органов.

Как ясно следует из данного ответа, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ по существу поставленных в обращении вопросов ответ не дан.

Более того, из ответа следует (со ссылкой на ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ), что обращение ФИО1 направлено для рассмотрения в ОГАУ «ЦСП СК ТО», так как Учреждение в соответствии с Положением об официальных региональных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях по каратэ является организацией, обеспечивающей проведение соревнований в рамках государственного задания, а также принимающей официальные итоговые результаты соревнований (протоколы).

Однако, в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, обращение может быть направлено только в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ определено, что должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Как видно из Устава ОГАУ «ЦСП СК ТО», учреждение является некоммерческой организацией, созданной путем изменения типа существующего областного государственного учреждения «Центр спортивной подготовки Томской области» на основании распоряжения Администрации Томской области от 02.07.2010 /________/ «»О создании областного государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области».

Таким образом, учитывая, что ОГАУ «ЦСП СК ТО» не является государственным органом, органом местного самоуправления, требование о признании незаконными действий Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области по направлению обращения ФИО1 от 12.05.2021, именуемого как досудебная претензия, для рассмотрения и ответа в рамках компетенции в ОГАУ «ЦСП СК ТО» является обоснованным и полежит удовлетворению.

В связи с тем, что Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области не выполнена обязанность дать ответ по существу поставленных в обращении ФИО1 вопросов, соответственно по его обращению не было всестороннего рассмотрения, а потому суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении всесторонней проверки доводов, изложенных в обращении от 12.05.2021.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Так как суд пришел к выводу о бездействии административного ответчика, выразившегося в необеспечении всесторонней проверки доводов, изложенных в обращении ФИО1 от 12.05.2021, на стороне административного ответчика возникает обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного его рассмотрения. В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований о возложении обязанности провести проверку достоверности представленных итоговых протоколов по первенствам Томской области по каратэ 20.10.2019, 04.05.2019, 14.10.2018, 09.05.2017, 06.05.2017 и регионального соревнования «Сибирский тигр» 20.12.2019 и вынести заключения о соответствии или несоответствии проведенных первенств Томской области по каратэ статусу официальных, проверив комплект спортивной документации по каждому спортивному мероприятию на соответствие состава судейских коллегий приказу Минспорта РФ №617 от 02.07.2018.

Что касается довода представителя заинтересованного лица Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ» о пропуске срока административного истца в суд, то он отклоняется.

Так, ответ Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, по результатам которого ему стало известно о том, что его доводы не рассмотрены, дан 21.05.2021.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный иск подан в суд ФИО1 18.06.2021, в связи с чем срок обращения с административным исковым заявлением не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.174, 176-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, выразившееся в необеспечении всестороннего рассмотрения обращения ФИО1 от 12.05.2021, именуемого как досудебная претензия.

Признать незаконными действия Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области по направлению обращения ФИО1 от 12.05.2021, именуемого как досудебная претензия, для рассмотрения и ответа в рамках компетенции Областное государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области».

Возложить обязанность на Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области повторно рассмотреть обращение ФИО1 от 12.05.2021, именуемое как досудебная претензия.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк

Решение в окончательной форме изготовлено 25.11.2021.

Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк

Копия верна.

Председательствующий Е.Н.Порохнюк

Секретарь Е.В.Назина