Дело № 2а-1669/2022 (43RS0001-01-2022-001464-10)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2022 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Ершовой А.А.
при секретаре Савиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к негосударственному образовательному учреждению профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к негосударственному образовательному учреждению профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из ЕГРЮЛ.
В обоснование административного иска указало, что 26.02.2013 Управлением юстиции Кировской области было принято решение о государственной регистрации негосударственного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс». 05.03.2013 Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. В период с 01 по 28 сентября 2021 г. Управлением проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использования иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено, что Организация уставную деятельность не осуществляет. В то же время при правовом анализе документов учетного дела Организации установлены следующие неоднократные нарушения положений устава Организации и действующего законодательства Российской Федерации. В нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация не представила в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2020 год. В нарушение положений абзаца первого и абзаца второго пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» не размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо сообщение о продолжении деятельности Организации за 2020 год. Документы, подтверждающие опубликование отчетов по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо сообщения о продолжении деятельности Организации за 2020 год в средствах массовой информации, в Управление не представлены. На информационном портале Минюста России отчеты по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо сообщение о продолжении деятельности Организации за 2020 год не размещались. 18.08.2021 Управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 01214321-П за непредставление отчетов по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо заявления, подтверждающего соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2020 год. Срок устранения нарушений по предупреждению - 15.11.2021. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 18.08.2021 № 01214321-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. В соответствии с положениями пунктов 1.1, 1.2 устава и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Организация имеет следующее наименование: полное наименование: Негосударственное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс»; сокращенное наименование: НОУПП «Автошкола Клаксон Плюс». В соответствии с положениями части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В силу положений пункта 2.3 устава Организация реализует следующие типы и виды программ: профессиональная подготовка водителей категории «А», «В», «С», «ВС»; - переподготовка на категории «Д», «Е». Таким образом, в нарушение положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации не содержит указание на тип образовательной организации, к которому относится Организация в нарушение положений части 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 54 и пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование Организации не содержит указание на форму собственности («частная»). Организация действует на основании собственного устава, утвержденного учредителем 28.01.2013 (далее - устав). В результате правового анализа устава Организации было установлено, что отдельные положения устава Организации не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в том числе по следующим основаниям: 1) В соответствии с положениями пунктов 1.1, 1.2 устава и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Организация имеет следующее полное наименование: Негосударственное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс». Исходя из изложенного выше, установлено, что: в нарушение положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации не содержит указание на тип образовательной организации, к которому относится Организация; в нарушение положений части 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 54 и пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование Организации не содержит указание на форму собственности («частная»). 2) В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 4 статьи 52 и пункта 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт 1.4 устава содержит указание на юридический и фактический адрес Организации, тогда как в уставе должно определяться место нахождения юридического лица. 3) В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться информация о типе образовательной организации. В нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устав не содержит информации о типе образовательной организации, к которому относится Организация. 4) Пункт 1.6 устава, предусматривающий право Организации приобретать имущественные и личные неимущественные права, необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. 5) Пункт 1.8 устава в части указания на то, что Организация отвечает по своим обязательствам принадлежащей ей собственностью, противоречит пункту 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. 6) В соответствии с положениями пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 4 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» цели деятельности учреждения должны быть предусмотрены его уставом. В нарушение положений пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 4 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом не предусмотрены цели деятельности Организации. Исходя из наименования, Организация создана для осуществления образовательной деятельности. 7) В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав Организации не содержит положений о предмете деятельности Организации, то есть совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять Организация для достижения уставной цели, уставом Организации не определена. 8) В нарушение положений пункта 3 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устав не содержит информации о видах реализуемых образовательных программ (в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с указанием уровня образования и (или) направленности. 9) Пункт 4.2 устава в части самостоятельного распоряжения Организацией своим имуществом противоречит пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. 10) Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации должны быть предусмотрены исчерпывающим перечнем в ее уставе. Пункт 5.2 устава, предусматривающий вопросы исключительной компетенции учредителя Организации, необходимо привести в соответствие с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», дополнив недостающими положениями в части исключительной компетенции высшего органа управления Организации. 11) Согласно положениям пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уставом Организации не определен порядок принятия решений учредителем Организации и Директором Организации. 12) В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25 и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 и пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав не содержит информации о том, что Директор является единоличным исполнительным органом Организации. 13) Пунктами 5.3 и 6.4 устава предусмотрено заключение контрактов с Директором Организации и работниками Организации, однако, в силу положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт заключается только с гражданским служащим, то есть гражданином Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Трудовым кодексом Российской Федерации заключение контрактов не предусмотрено. Исходя из изложенного выше, пункты 5.3 и 6.4 устава необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. 14) В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления - общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25, частей 4 и 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав Организации не содержит информации относительно порядка формирования указанных выше коллегиальных органов управления, срока их полномочий, компетенции и порядка принятия ими решений. За несоответствие положений устава Организации и наименования Организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес Организации неоднократно выносились письменные предупреждения: 09.09.2016 Управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 02104316-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 03.04.2017. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 09.09.2016 № 02104316-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 05.04.2019 Управлением в адрес Организации вынесено повторное письменное предупреждение № 00314319-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 28.06.2019. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 05.04.2019 № 00314319-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 13.08.2019 Управлением в адрес Организации вынесено третье письменное предупреждение № 02864319-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 01.11.2019. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 13.08.2019 № 02864319-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 24.03.2020 Управлением в адрес Организации вынесено четвертое письменное предупреждение № 00154320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 01.06.2020. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 24.03.2020 № 00154320-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 29.06.2020 Управлением в адрес Организации вынесено пятое письменное предупреждение № 00434320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 01.10.2020. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 29.06.2020 № 00434320-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 14.10.2020 Управлением в адрес Организации вынесено шестое письменное предупреждение № 01344320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 11.01.2021. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 14.10.2020 № 01344320-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 01.08.2018 (вх. № 5573) в Управление были представлены документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в устав Организации, и в сведения о наименовании Организации. По результатам рассмотрения представленных документов 16.08.2018 Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в устав Организации, и в сведения о наименовании Организации. В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: об изменении адреса Организации в пределах места нахождения Организации, и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. За непредставление документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об адресе Организации в пределах места нахождения Организации, Управлением в адрес Организации неоднократно выносились письменные предупреждения: 24.03.2020 Управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 00154320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 01.06.2020. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 24.03.2020 № 00154320-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 29.06.2020 Управлением в адрес Организации вынесено повторное письменное предупреждение № 00434320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 01.10.2020. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 29.06.2020 № 00434320-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 14.10.2020 Управлением в адрес Организации вынесено третье письменное предупреждение № 01344320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 11.01.2021. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 14.10.2020 № 01344320-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. В нарушение положений части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Организации не сформированы коллегиальные органы управления - общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет). 28.09.2021 по результатам плановой документарной проверки в адрес Организации на основании положений подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было вынесено письменное предупреждение за № 01764321-П об устранении нарушений действующего законодательства со сроком исполнения до 15.11.2021 включительно. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 28.09.2021 № 01764321-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. Таким образом, в результате плановой документарной проверки установлено, что Организацией допущены в своей деятельности неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации. Организация в течение длительного времени (с сентября 2016 года по настоящее время) не предпринимает никаких мер к устранению выявленных неоднократных нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
На основании изложенного, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области просит ликвидировать негосударственное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс» и исключить сведения об учреждении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика – негосударственного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс», извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил, не просил о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Кирову в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина не явки не известна.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Принудительная ликвидация некоммерческой организации является реакцией государства на нарушение закона.
Основанием для ликвидации действующего юридического лица являются неустранимые нарушения им требований законодательных актов либо о невыполнения требований об устранении нарушений законодательства.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, в Кировской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области.
В судебном заседании установлено, что 26.02.2013 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области принято решение о государственной регистрации негосударственного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс» в качестве юридического лица.
05.03.2013 Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области сведения о негосударственном образовательном учреждении профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Организация действует на основании собственного устава, утвержденного учредителем 28.01.2013 (далее - устав).
В соответствии с положениями пунктов 5.3 и 5.4 устава без доверенности от имени Организации действует Директор, который назначается приказом учредителя на неопределенный срок, на основании срочного трудового договора - контакта.
Согласно материалам учетного дела Организации решению учредителя от 28.01.2013 Директором Организации была назначена ФИО1. Сведения о ФИО1, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, в Единый государственный реестр юридических лиц не вносились.
В ходе плановой документарной проверки в период с 01 по 28 сентября 2021 г. установлено, что Организация уставную деятельность не осуществляет. При правовом анализе документов учетного дела Организации установлены неоднократные нарушения положений устава Организации и действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Форма предоставления отчета определена приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в соответствии с которым формы отчетов - № ОН0001 и № ОН0002.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Срок представления указанных отчетов за 2020 год в 2021 году определен приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», в соответствии с которым срок представления отчетов по форме № ОН0001 и № ОН0002 перенесен на 15 июля 2021 г.
Однако Организация не представила в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2020 год.
В силу положений абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
В нарушение указанных положений не размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо сообщение о продолжении деятельности Организации за 2020 год.
Документы, подтверждающие опубликование отчетов по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо сообщения о продолжении деятельности Организации за 2020 год в средствах массовой информации, в Управление не представлены.
На информационном портале Минюста России (unro.minjust.ru) отчеты по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо сообщение о продолжении деятельности Организации за 2020 год не размещались.
18.08.2021 Управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 01214321-П за непредставление отчетов по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо заявления, подтверждающего соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2020 год. Срок устранения нарушений по предупреждению - 15.11.2021.
Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений, размещенной на официальном Интернет-сайте Почты России, предупреждение от 18.08.2021 № 01214321-П, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не было получено Организацией. 26.09.2021 Почтой России поставлена отметка «Возврат отправителю по иным обстоятельствам».
Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало, предупреждение до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены.
В соответствии с положениями пунктов 1.1, 1.2 устава и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Организация имеет следующее наименование: полное наименование: Негосударственное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс»; сокращенное наименование: НОУПП «Автошкола Клаксон Плюс».
В соответствии с положениями части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
В силу положений пункта 2.3 устава Организация реализует следующие типы и виды программ: профессиональная подготовка водителей категории «А», «В», «С», «ВС»; переподготовка на категории «Д», «Е».
Таким образом, в нарушение положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации не содержит указание на тип образовательной организации, к которому относится Организация.
Частью 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
Учитывая, что Организация создана физическим лицом, то по своему виду она относится к частному учреждению. Кроме того, такого вида учреждения как «негосударственное» действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В силу положений пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать, в том числе указание на характер ее деятельности. Форма собственности имеет существенное значение с точки зрения характера деятельности некоммерческой организации.
Таким образом, в нарушение положений закона наименование Организации не содержит указание на форму собственности («частная»).
В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 4 статьи 52 и пункта 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт 1.4 устава содержит указание на юридический и фактический адрес Организации, тогда как в уставе должно определяться место нахождения юридического лица.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться информация о типе образовательной организации.
Устав Организации не содержит информации о типе образовательной организации, к которому относится Организация.
Пункт 1.6 устава, предусматривающий право Организации приобретать имущественные и личные неимущественные права, необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права.
Пункт 1.8 устава в части указания на то, что Организация отвечает по своим обязательствам принадлежащей ей собственностью, противоречит пункту 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 4 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» цели деятельности учреждения должны быть предусмотрены его уставом. Однако уставом не предусмотрены цели деятельности Организации.
Исходя из наименования, Организация создана для осуществления образовательной деятельности.
В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав Организации не содержит положений о предмете деятельности Организации, то есть совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять Организация для достижения уставной цели, уставом Организации не определена.
В нарушение положений пункта 3 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устав не содержит информации о видах реализуемых образовательных программ (в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») с указанием уровня образования и (или) направленности.
Пункт 4.2 устава в части самостоятельного распоряжения Организацией своим имуществом противоречит пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации должны быть предусмотрены исчерпывающим перечнем в ее уставе.
Пункт 5.2 устава, предусматривающий вопросы исключительной компетенции учредителя Организации, необходимо привести в соответствие с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», дополнив недостающими положениями в части исключительной компетенции высшего органа управления Организации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. В нарушение указанных положений уставом Организации не определен порядок принятия решений учредителем Организации и Директором Организации.
В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25 и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 и пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав не содержит информации о том, что Директор является единоличным исполнительным органом Организации.
Пунктами 5.3 и 6.4 устава предусмотрено заключение контрактов с Директором Организации и работниками Организации, однако, в силу положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт заключается только с гражданским служащим, то есть гражданином Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Трудовым кодексом Российской Федерации заключение контрактов не предусмотрено.
Исходя из изложенного выше, пункты 5.3 и 6.4 устава необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления - общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).
В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25, частей 4 и 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав Организации не содержит информации относительно порядка формирования указанных выше коллегиальных органов управления, срока их полномочий, компетенции и порядка принятия ими решений.
За несоответствие положений устава Организации и наименования Организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес Организации неоднократно выносились письменные предупреждения: 09.09.2016 № 02104316-П, срок устранения нарушений 03.04.2017; 05.04.2019 № 00314319-П, срок устранения нарушений 28.06.2019; 13.08.2019 № 02864319-П, срок устранения нарушений 01.11.2019; 24.03.2020 № 00154320-П, срок устранения нарушений 01.06.2020; 29.06.2020 № 00434320-П, срок устранения нарушений 01.10.2020; 14.10.2020 № 01344320-П, срок устранения нарушений 11.01.2021.
Возражений по предупреждениям и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждений в Управление не поступало. Предупреждения до настоящего времени не исполнены, нарушения законодательства не устранены.
01.08.2018 (вх. № 5573) в Управление были представлены документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в устав Организации, и в сведения о наименовании Организации. По результатам рассмотрения представленных документов 16.08.2018 Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в устав Организации, и в сведения о наименовании Организации.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, является: {Адрес изъят}.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно ответу Управления по вопросам миграции УМВД России по Кировской области от 12.02.2021 (вх. № 832) адрес: {Адрес изъят} является адресом места жительства ФИО1
ФИО1 является учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации. Однако, согласно материалам учетного дела, Организацией не было получено письмо Управления от 17.08.2021 (исх. № 43/03-26-4475), направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. 19.09.2021 Почтой России поставлена отметка «Возврат отправителю по иным обстоятельствам».
Кроме того, согласно материалам учетного дела 11.03.2020 Организация разместила на информационном портале Минюста России (unro.minjust.ru) сообщение о продолжении деятельности Организации за 2019 год. В качестве адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, был указан следующий адрес: <...>.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Таким образом, в нарушение указанных положений Организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: об изменении адреса Организации в пределах места нахождения Организации, и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
За непредставление документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об адресе Организации в пределах места нахождения Организации, управлением в адрес Организации неоднократно выносились письменные предупреждения: 24.03.2020 № 00154320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению - 01.06.2020; 29.06.2020 № 00434320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению 01.10.2020; 14.10.2020 № 01344320-П. Срок устранения нарушений по предупреждению 11.01.2021. Возражений по предупреждениям и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждений в Управление не поступало. Предупреждения Управления до настоящего времени не исполнены, нарушения законодательства не устранены.
В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).
В нарушение указанных положений в Организации не сформированы коллегиальные органы управления - общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет).
28.09.2021 по результатам плановой документарной проверки в адрес Организации на основании положений подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было вынесено письменное предупреждение за № 01764321-П об устранении нарушений действующего законодательства со сроком исполнения до 15.11.2021 включительно. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления от 28.09.2021 № 01764321-П до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены.
Таким образом, в результате плановой документарной проверки установлено, что Организацией допущены в своей деятельности неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации Организация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (членами, участниками).
Невыполнение в установленный срок предупреждений Управления является грубым нарушением законодательства. Организация в течение длительного времени (с сентября 2016 года по настоящее время) не предпринимает никаких мер к устранению выявленных неоднократных нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Принимая во внимание изложенное, учитывая непредставление административным ответчиком в установленные сроки отчета о своей деятельности, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, не размещение неоднократно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не опубликование отчета о своей деятельности, не приведение наименования и Устава организации в соответствие с требованиями законодательства, не устранение данных нарушений по предупреждениям административного истца, с учетом положений п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, согласно которым юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов, суд считает, что НОУПП «Автошкола Клаксон Плюс» ОГРН <***>, место нахождения: {Адрес изъят} подлежит ликвидации.
Таким образом, в связи с изложенным суд считает необходимым настоящие требования административного истца удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.
Ликвидировать негосударственное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс» ОГРН <***>, место нахождения: {Адрес изъят}.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц негосударственное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Автошкола Клаксон Плюс».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Ершова
Решение30.03.2022