Дело №2а-1669/2022 КОПИЯ
59RS0044-01-2022-002240-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чусовой 21 сентября 2022 года
Чусовской городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Куренных Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сараевой О.М.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом в помещении суда с использованием средств аудиопротоколирования видеоконференцсвязи административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании компенсации в размере 100 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении связанного с невручением почтовой корреспонденции,
установил:
19 августа 2022 года ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее – ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю») о взыскании компенсации в размере 100 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении связанного с невручением почтовой корреспонденции,
Определением от 22.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. При этом ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю регулярно нарушает его право на переписку.
Ответчик несвоевременно, с нарушением п. 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ..., выдавал поступившее в его адрес из Нытвенского районного суда Пермского края постановление о назначении судебного разбирательства по уголовному делу, чем было нарушено его право на защиту. Также ему не было вручены копии документов, направленные ответчиком ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю по административному делу, рассматривавшемуся в Соликамском городском суде Пермского края.
... был этапирован в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, несмотря на это, почтовая корреспонденция в его адрес в указанное исправительное учреждение ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю не направлялась, ему не вручалась. Находясь в СИЗО-1, ожидал, что ему поступят извещение из суда о назначении рассмотрения гражданского дела, ответы из Верховного суда Российской Федерации, Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных упреждениях, данные документы ему вручены не были.
За допущенные нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений просит взыскать компенсацию в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании административный истец на иске настаивал, пояснил, что при рассмотрении дела об оспаривании наложенных взысканий Соликамским городским судом Пермского края, на ответчика была возложена обязанность направить в его адрес копии оспариваемых постановлений, данные копии он не получал по вине ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. Также он не был ознакомлен с постановлением о назначении к рассмотрению уголовного дела в Нытвенском районном суде Пермского края, что повлекло отложение рассмотрения дела. В период нахождения в СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю с ... никакая почтовая корреспонденция в его адрес исправительным учреждением не направлюсь, с поступившими письмами не знакомился, что нарушало его право на переписку.
Представитель административных ответчиков ФИО2 с иском был не согласен. Не оспаривая нахождения истца в следственном изоляторе, в своих возражениях указал, что истец не доказал факты нарушений, оснований для признания бездействия незаконным, взыскания компенсации, не имеется.
Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, отсутствие представителя не препятствует рассмотрению дела по существу.
Суд, заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, материалы личного дела Осужденного ФИО1, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N47 следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Согласно части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно части 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), действовавшие по 16.07.2022 включительно.
В силу пункта 13 Правил, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации - в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека.
Согласно п. 55 Правил, письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ (п. 58 Правил).
В силу пункта 62 Правил, каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (п. 67 Правил).
Письма, поступившие на имя осужденного после освобождения или перевода его в другое исправительное учреждение, не позднее трех суток отправляются по новому месту его нахождения за счет средств федерального бюджета (п. 57 Правил).
Статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Судом установлено и из материалов дела, а также материалов личного дела осужденного, следует, что ФИО1 осужден к лишению свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, следуют из существа административного искового заявления.
Сторонами также не оспаривается, что ФИО1 в период с ... содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, что подтверждается сведениями по личному делу осужденного на ... (л.д. 32), сообщением №60/43/9-1369 от ... требованием Нытвенского районного суда Пермского края по делу №... (ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Судом установлено, что в отношении ФИО1 Нытвенским районным судом Пермского края ... возбуждено производство по уголовному делу №... по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Копия постановления от ... о назначении судебного заседания вместе с постановлением об этапировании, постановлением о переводе, поступили в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю ...
В нарушение пункта 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №295, которым предусмотрено вручение ответов осужденным по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после их поступления под роспись, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю не ознакомило ФИО1 с указанными документам, несмотря на прямое указание об этом в сопроводительном письме №...
В результате чего ... рассмотрение уголовного дела было отложено в связи с необходимостью вручения ФИО1 копии постановления о назначении судебного заседания от ... для реализации его права на защиту. Данные обстоятельства помимо объяснений административного истца подтверждены копией протокола судебного заседания от ..., копией расписки о вручении копии постановления от ... ФИО1 лишь ...
Кроме того, из копии справки по переписке ФИО1 от ... (л.д. 56-57) следует, что в адрес истца в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, поступала следующая корреспонденция:
Копия постановления Верховного Суда РФ, вх. ..., поступило ...
Копия письма о возврате жалобы Верховного Суда РФ, вх. ..., поступило ...;
Копия извещения, требования о ВКС, расписки Соликамского городского суда Пермского края, вх. №..., поступило ...
Копия решения Чусовского городского суда Пермского края, вх. №6/6889, поступило 19.08.2022.
Судом истребовались у административного ответчика доказательства соблюдения пункта 57 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №295 (пункта 134 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №...) о пересылке по новому месту нахождения писем, поступивших на имя осужденного ФИО1 после его перевода в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, не позднее, чем в трехсуточный срок. Таких доказательств ответчиком представлено не было.
Объяснения истца ФИО1 о том, что указанная почтовая корреспонденция ему до сих пор не вручена, ничем не опровергнуты.
Суд приходит к выводу, что администрацией ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в нарушение части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пунктов 57, 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16.12.2016 №295, пункта 134 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ... допускались случаи нарушения трехдневного после поступления срока для вручения ответов осужденному ФИО1, а также срока пересылки поступившей почтовой корреспонденции по новому месту содержания, что, безусловно, ущемляло его право на переписку с органами государственной власти.
При оценке доводов административного истца ФИО1 о невручении ему копий документов, в рамках административного дела, рассматривавшегося Соликамским городским судом Пермского края, суд исходит из следующего.
Наличие судебного спора, на который ссылался истец, следует из копии решения от ... по делу №..., которым были разрешены требования административного истца ФИО1 от признании незаконными взысканий, наложенных ФКУ ИК-9 ГУФСН России по Пермскому краю, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания (л.д. 47-54).
При этом из справки по переписке от ... не следует, что с ... в адрес ФИО1 поступала какая-либо корреспонденция от ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю.
По запросу суда от ... (л.д. 15, 47) какие-либо доказательства направления ФИО1 копий документов со стороны ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю также не были представлены.
Учитывая изложенное у суда отсутствуют основания для признания неправомерным бездействия ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю по невручению почтовой корреспонденции, поступившей от ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, поскольку факт отправки и получения исправительным учреждением такой корреспонденции в ходе рассмотрения настоящего дела не доказан.
С учетом данных обстоятельств суд считает, что бездействие административного ответчика, выразившееся в не ознакомлении ФИО1 с поступившим в его адрес постановлением Нытвенского районного суда Пермского края от ... по ..., не пересылке в его адрес четырех почтовых отправлений, поступивших в период с ..., является противоправным, т.к. оно не соответствует части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пунктам 57, 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ..., пункту 134 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 04.07.2022 №110.
Допущенное бездействие создало препятствие для ФИО1 реализовать свое право на обращение с заявлениями и жалобами в органы прокуратуры, судебные органы, для защиты своих прав и законных интересов, Доводы истца в этой части подтверждены справкой по переписке осужденного ФИО1, из которой следует, что с ... ФИО1 направлял 15 обращений в различные органы государственной власти, в том числе в суды, а также копиями ответов на обращения ФИО1, судебных извещений (л.д. 33-45).
Нарушение сроков вручения почтовой корреспонденции, не направление ее по месту отбывания наказания, безусловно, ущемляло права и законные интересы истца при переписке с органами государственной власти, лишало его возможность контролировать своевременность рассмотрения обращений, участия в судебных заседаниях.
Невручение постановления от ... повлекло отложение разбирательства по уголовному делу №..., нарушение процессуальных прав ФИО1 как подсудимого (ч. 4 ст. 231 УПК РФ).
Таким образом, административный истец доказал факт нарушения его прав и законных интересов в результате совершения оспариваемого бездействия административным ответчиком (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Учитывая требования части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, признавая в поведении административного ответчика наличие нарушений условий содержания в исправительном учреждении, суд разрешает вопрос о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Поскольку наличие либо отсутствие вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, не является обязательным условием для присуждения компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении, суд, установив факт нарушения условий содержания в исправительном учреждении, лица, осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении, удовлетворяет его требование за счет казны Российской Федерации с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий (статья 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Размер компенсации определяется судом с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, не изменивших существенным образом предоставляемые истцу права в рамках режима содержания, количества выявленных нарушений, их систематичности и продолжительности в течение почти 4 месяцев с ... отсутствия тяжких последствий для истца, в связи с чем считает возможным взыскать в пользу административного истца сумму 7 000 рублей, считая данную сумму разумной.
Указанная компенсация взыскивается судом с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации учитывая положения статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Определением от 22.08.20222 административный истец ФИО1 освобожден от уплаты государственной пошлины (л.д. 2). Поскольку решение вынесено в пользу административного истца, государственная пошлина с него не взыскивается.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, как организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ФИО1 с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7 000 (семь тысяч) рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано, подано апелляционное представление в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда по рассмотренному административному делу составляется в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства.
Судья подпись Е.В. Куренных
Копия верна: судья