ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1669/2023 от 22.08.2023 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1669/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 22 августа 2023 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при помощнике судьи Сидневой Е.К. и секретаре Лисюкове С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1669/2023 по административному иску прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий о возложении обязанности включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, по принятию мер к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

прокуратура Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, по принятию мер к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны.

Требования мотивировали тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска выявлены нарушения при содержании объекта гражданской защиты, требующие прокурорского вмешательства.

15 октября 2001 г. между ЗАО «Ульяновский авторемонтный завод № 2» и Департаментом имущественных отношений Ульяновской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также выполнения мероприятий гражданской обороны, согласно которому ЗАО «УАРЗ-2» принимает по акту на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны инв. № 40-73 по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73.

При приватизации Ульяновского авторемонтного завода по пр-ту. Гая, 73 в г. Ульяновске убежище в порядке приватизации не передавалось, ЗАО «УАРЗ-2» собственником убежища не является.

По сведениям МТУ Росимущества в реестре федерального имущества сведения в отношении указанного ЗС ГО отсутствуют.

Таким образом, данное защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено.

Вместе с тем, из указанного следует, что убежище, расположенное по пр-ту. Гая, 73 относится к защитному сооружению гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, в связи с чем МТУ Росимущества обязано обеспечить учет указанного убежища, как объекта федеральной собственности.

Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 г. № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружения гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Также Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Установлено, что в период с 12 августа 2019 г. по 15 августа 2019 г. Главным управлением МЧС России по Ульяновской области на основании распоряжения от 09 июля 2019 г. № 17 проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных (установленных) требований в области гражданской обороны ЗАО «УАРЗ-2» по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, 73. По результатам проверки составлен акт проверки № 17 от 15 августа 2019 г. 15 августа 2019 г. ГУ МЧС России по Ульяновской области ЗАО «УАРЗ-2» выдано предписание № 17 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения, в том числе – нарушение гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны: во всех помещениях защитного сооружения на полу и стенах имеются следы разводов (подтеков) от воды.

Не согласившись с указанным предписанием, ЗАО «УАРЗ-2» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о признании незаконным указанного предписания МЧС и его отмене.

В ходе рассмотрения дела Арбитражным судом Ульяновской области установлено, что защитное сооружение гражданской обороны не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и не готово к приему укрываемых, а приведение защитного сооружения гражданской обороны в необходимое состояние требует очень больших финансовых затрат.

Более того гидрогеологическое заключение АО «УльяновскТИСИЗ» от 03 октября 2019 г. содержит следующие выводы: в соответствии с п. 5.4.8 СП 22.13330.2016 участок подземного защитного сооружения ГО начиная с 1978 года является подтопленным грунтовыми водами; подтопление подземного защитного сооружения вызвано общим подъемом уровня грунтовых вод территории южной части г. Ульяновска в результате промышленного ее освоения начиная с 70-х годов прошлого столетия и по настоящее время; при существующей отметке пола подземное защитное сооружение, с учетом амплитуды сезонного колебания уровня, периодически затапливается грунтовыми водами. Указанные выводы также были подтверждены показаниями свидетелей.

12 декабря 2019 г. решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-14631/2019 предписание Главного управления МЧС России по Ульяновской области признано не исполнимым и незаконным.

Проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками Главного управления МЧС России по Ульяновской области 22 мая 2023 г. осмотром объекта гражданской обороны установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены.

Проверкой установлена невозможность восстановления защитных свойств убежища по пр-ту. Гая, 73 в виду его технического состояния, что является основанием для снятия с учета ЗС ГО.

При возникновении чрезвычайной ситуации защитное сооружение гражданской обороны (убежище) по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73 будет числиться как действующее СЗ ГО, тогда, как фактически принять укрываемых по причине своего состояния не сможет.

Ссылаясь на ст. 210 ГК РФ, Положение «Об учете федерального имущества», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447, Приказ МЧС РФ от 21 июля 2005 г. № 575 об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружения гражданской обороны в мирное время, Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 об утверждении Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны просит обязать МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73.

Возложить на МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по принятию мер к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Тихонов С.Е. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась по доводами, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, согласно которым объект гражданской обороны не относится к собственности Российской Федерации.

В соответствии с п.2.6 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружение гражданской обороны» в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица.

Таким образом, снятие с учета ЗС ГО осуществляется совместно с МЧС России и невозможно без согласования МЧС России. В удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Представитель привлеченных в качестве административных ответчиков Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления МЧС России по Ульяновской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главное управление МЧС России по Ульяновской области являются ненадлежащими ответчиками по делу, в полномочие указанных организаций не входит снятие с учета ЗС ГО., представитель МЧС присутствует в составе комиссии, которая в соответствии с действующим законодательством должна быть создана МТУ Росимущества по Ульяновской области и в Р. Татарстан.

Представители заинтересованных лиц Правительства Ульяновской области, ЗАО «Ульяновский авторемонтный завод № 2» в судебное заседание не явились, извещены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25 марта 2003 года N 4317 (далее по тексту - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны), при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.

Пунктом 1.2 Правил установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта такого сооружения.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в приложениях 1 - 3 к указанному постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления они стали относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Исходя из приведенных нормативно-правовых актов, а также положений, регламентирующих порядок учета федерального имущества, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447, суд приходит к выводу, что в отношении защитного сооружения гражданской обороны, не числившихся ко времени рассмотрения дела в реестре федерального имущества, должен быть произведен учет, следовательно, со стороны административного ответчика усматривается бездействие, на него подлежит возложению обязанность принять меры для учета защитного сооружения.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что 15 октября 2001 г. между ЗАО «Ульяновский авторемонтный завод № 2» и Департаментом имущественных отношений Ульяновской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также выполнения мероприятий гражданской обороны, согласно которому ЗАО «УАРЗ-2» принимает по акту на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны инв. по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73.

По сведениям МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области указанный объект гражданской обороны в реестре федерального имущества не включен, данный факт также установлен прокуратурой в ходе проведенной проверки.

Исходя из приведенных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что защитное сооружение гражданской обороны, не числившееся ко времени рассмотрения дела в реестре федерального имущества, должен быть включен в реестр федерального имущества.

При таких обстоятельствах на Управление МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области подлежит возложению обязанность по включению в реестр федеральной собственности защитного сооружения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73.

Также по делу установлено, что в период с 12 августа 2019 г. по 15 августа 2019 г. Главным управлением МЧС России по Ульяновской области на основании распоряжения от 09 июля 2019 г. № 17 проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных (установленных) требований в области гражданской обороны ЗАО «УАРЗ-2» по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, 73. По результатам проверки составлен акт проверки № 17 от 15 августа 2019 г. 15 августа 2019 г. ГУ МЧС России по Ульяновской области ЗАО «УАРЗ-2» выдано предписание № 17 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения, в том числе – нарушение гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны: во всех помещениях защитного сооружения на полу и стенах имеются следу разводов (подтеков) от воды.

Вышеуказанное предписание было оспорено ЗАО «Ульяновский авторемонтный завод № 2» в Арбитражный суд Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу от 12 декабря 2019 г. предписание Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 15 августа 2019 г. № 17 признано незаконным.

На Главное управление МЧС России по Ульяновской области возложена обязанность принять меры по восстановлению прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении данного дела Было установлено, что 21 мая 2018 г. было проведено комиссионное обследование защитного сооружения о чем был составлен акт № 40-73. Комиссией было установлено, в том числе, что поверхность стен, потолков, полов в неудовлетворительном состоянии, имеются протечки, герметичность отсутствует. Защитное сооружение гражданской обороны требует ремонта, не готово к приему укрываемых.

АО «УльяновскТИСИз» от 03 октября 2019 г. составлено гидрогеологическое заключение, из которого следует, что в соответствии с пунктом 5.4.8 СП 22.13330.2016 участок подземного защитного сооружения ГО начиная с 1978 года является подтопленным грунтовыми водами; подтопление подземного защитного сооружения вызвано большим подъемом уровня грунтовых вод территории южной части г. Ульяновска в результате промышленного ее освоения начиная с 70-х годов прошлого столетия и по настоящее время; при существующей отметке пола подземное защитное сооружение, с учетом амплитуды колебания уровня, периодически затапливается грунтовыми водами.

Также в судебном заседании Арбитражного суда Ульяновской области были допрошены свидетели: ФИО3 – директора ООО «Симбирск –проект ИЦ» и ФИО4 – геолог-гидрогеолог АО «УльяновскТИСИз», которые пояснили, что защитное сооружение затоплено грунтовыми водами, что привело к коррозии бетона и стали. Железобетонные конструкции потеряли 80% прочности. Сооружение не пригодно для восприятия каких-либо нагрузок, ударную волну это убежище не выдержит. Гидроизоляцию объекта провести невозможно, поскольку при откачке воды рядом стоящие здания будут повреждены. Основное назначение убежища утрачено. Реконструкцию объекта провести невозможно. Сооружение по назначению использовать нельзя.

Допрошенные в настоящем судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО6 пояснили, что снятие с учета защитного сооружения должно быть произведено в соответствии Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». При этом сотрудники МЧС России входят в состав комиссии, которая должна быть создана МТУ Росимущества, по результатам рассмотрения представленных документов подписывается соответствующий акт.

Порядок и процедура снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 - 2.12 Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Из п. 2.5 указанных Правил следует, что с учета снимаются ЗС ГО при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Согласно п.2.6 Правил в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

В п.2.7 Правил указано, что в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО

В п.2.8 Правил указано, что комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).

При этом, материалами дела подтверждено, что защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73 утратило расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно и экономически нецелесообразно.

С учетом указанных выше Правил и в силу того, что суд пришел к выводу о том, что на Управление МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области подлежит возложению обязанность по включению в реестр федеральной собственности защитного сооружения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Гая, д.73, соответственно, на Управление МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области должна быть возложена обязанность по созданию комиссии в целях подготовки документов для снятия с учета спорного защитного сооружения гражданской обороны.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области, в удовлетворении административных исковых требований прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, следует отказать.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанность включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, расположенное по адресу: <...>.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанность по созданию комиссии в целях подготовки документов для снятия с учета защитного сооружения, расположенного по адресу: <...> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, в остальной части, отказать.

В удовлетворении исковых требований прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова

Срок изготовления мотивированного решения суда – 29 августа 2023 г.