Дело № 2а-166/2019
Строка № 021а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Россошь 31 января 2019 г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Гладько Б.Н.,
при секретаре Литвиновой Т.А.,
с участием представителя административного истца /ФИО1 А.С./,
представителя административного ответчика /ФИО2./,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску /ФИО3./ к администрации Россошанского муниципального района Воронежской области о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка,
установил:
/ФИО3./ предъявил в суде административный иск к администрации Россошанского муниципального района Воронежской области о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, указывая в обоснование своих требований на то, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 111041 кв.м. с кадастровым номером №, относящийся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - растениеводство, расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, кадастровый квартал №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
02.10.2018 он обратился в администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области с заявлением о выдаче градостроительного плана данного земельного участка. Письмом № 128-11/4883 от 12.10.2018 ему было отказано в предоставлении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование: для растениеводства и расположен в территориальной зоне СХ1 (зона сельскохозяйственного использования на землях сельскохозяйственного назначения), согласно Правилам землепользования и застройки Евстратовского сельского поселения. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540, растениеводство - это осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, не предусматривающей строительство объектов капитального строительства.
Он (административный истец) не согласен с отказом администрации Россошанского муниципального района и считает, что данная информация не соответствует действительности, так как земельный участок с кадастровым номером № предоставлялся администрацией Россошанского муниципального района Воронежской области с аукциона, проводимого в форме открытых торгов. В аукционной документации по проведению данного аукциона, опубликованной на официальном сайте администрации, а также официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов не содержалось никаких запретов относительно строительства объектов капитального строительства на данном земельном участке. Напротив, в аукционной документации были указаны требования градостроительного регламента территориальной зоны СХ1 Правил землепользования и застройки Евстратовского сельского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Евстратовского сельского поселения от 27 декабря 2011 г. № 83, которые допускают размещение в данной зоне объектов капитального строительства. Прежде чем участвовать в аукционе он внимательно ознакомился с аукционной документацией, и был абсолютно убежден, что на данном земельном участке возможно возведение зданий и сооружений.
Полагая, что нормы градостроительного и земельного законодательства позволяют осуществлять строительство на данного земельном участке, а администрация Россошанского муниципального района Воронежской области лишает его права осуществлять освоение земельного участка и вести строительство на нем, со ссылками на нормы действующего законодательства административный истец /ФИО3./ просит: признать незаконным отказ администрации Россошанского муниципального района Воронежской области от 12.10.2018 № 128-11/4883 в выдаче ему, /ФИО3./, градостроительного плана земельного участка площадью 111041 кв.м. с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - растениеводство, расположенного по адресу: Воронежская область, район Россошанский, кадастровый квартал №; обязать администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области повторно рассмотреть его заявление о выдаче градостроительного плана вышеуказанного земельного участка (л.д. 5-8).
Административный истец /ФИО3./ в судебное заседание не явился, направил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил рассмотреть дело с участием его представителя (л.д. 37).
Представитель административного истца по доверенности /ФИО1 А.С./ в судебном заседании поддержал заявленные требования /ФИО3./, обосновав их аналогично тексту административного искового заявления, просил удовлетворить административный иск полностью.
Представитель административного ответчика /ФИО2./ в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска /ФИО3./ отказать по основаниям, изложенным в её письменном отзыве (л.д. 41-43), указала, кроме прочего, на то, что 20.03.2018 в администрацию Россошанского муниципального района обратился /С/ с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 111041 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: Воронежская область, Россошанский район, кадастровый квартал №, с целью осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур и строительством хозяйственных помещений площадью от 5000 кв.м.
В соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в связи с обращением /С/, администрацией Россошанского муниципального района Воронежской области было вынесено постановление от 03.04.2018 № 412 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Россошанский район, кадастровый квартал № Земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования является растениеводство.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» определены виды разрешенного использования земельных участков. Для вида разрешенного использования земельного участка «растениеводство» характерно следующее описание: осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.2 - 1.6. К коду 1.6. относится вид разрешенного использования «овощеводство». Описание вида: осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц.
По результатам аукциона с /ФИО3./ был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. 02.10.2018 в администрацию Россошанского муниципального района поступило заявление /ФИО3./ о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Россошанский район, кадастровый квартал №. К данному заявлению прилагался чертеж градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, на котором обозначен планируемый объект капитального строительства (склад), площадью 36 кв.м. Таким образом, данный чертеж градостроительного плана земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, и ему было отказано.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым административный иск удовлетворить по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания судом установлено, что спорный земельный участок площадью 111041 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, кадастровый квартал №, принадлежит /ФИО3./ на праве аренды, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 3.10.2018 (л.д. 13). Он предоставлялся администрацией Россошанского муниципального района Воронежской области с аукциона, проводимого в форме открытых торгов. В аукционной документации по проведению данного аукциона, опубликованной на официальном сайте администрации, а также официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов не содержалось никаких запретов относительно строительства объектов капитального строительства на данном земельном участке. В аукционной документации были указаны требования градостроительного регламента территориальной зоне СХ1 Правил землепользования и застройки Евстратовского сельского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Евстратовского сельского поселения от 27 декабря 2011 г. № 83, которые допускают размещение в данной зоне объектов капитального строительства.
В разделе «Предельные (минимальные) и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» указана предельная высота зданий, строений, сооружений - 15 метров, указан максимальный процент застройки в границах земельного участка - 75%, указаны минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - минимальный отступ от границ земельных участков - 3 метра. Также в аукционной документации указаны сведения о технических условиях для подключения планируемых к строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д. 17-21).
Из материалов дела следует, что 02.10.2018 /ФИО3./ обратился в администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области с заявлением о выдаче градостроительного плана. Однако письмом администрации Россошанского муниципального района Воронежской области № 128-11/4883 от 12.10.2018 ему было отказано в выдаче градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, так как данный земельный участок с кадастровым номером № согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования Евстратовского сельского поселения расположен в территориальной зоне СХ1 (зона сельскохозяйственного использования на землях сельскохозяйственного назначения), и был предоставлен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540, для растениеводства. По мнению административного ответчика, растениеводство - это осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, не предусматривающей строительство объектов капитального строительства (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Однако, согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 (далее - Классификатор).
Согласно Классификатору, содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции следует использовать земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодьем.
По смыслу действующего законодательства спорный земельный участок площадью 111041 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Воронежская область, район Россошанский, кадастровый квартал № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - растениеводство, не относится к сельскохозяйственным угодьям и доказательств, опровергающих этот вывод, суду не представлено. Кроме того, действующий Земельный кодекс Российской Федерации не содержит понятия «растениеводство», на которое ссылается представитель административного ответчика.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
В силу пункта 6 статьи 57. 3 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка является то обстоятельство, что заявитель не является правообладателем земельного участка.
Второе основание для такого отказа предусмотрено частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ, согласно которой, в случае, если в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории (далее - ДПТ), выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, а также для получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой ДПТ.
Таким образом, основаниями для отказа в выдаче ГПЗУ, согласно действующему законодательству, являются только: 1) обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем; 2) отсутствует утвержденная ДПТ, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации. Приведенный перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ на день рассмотрения дела – исчерпывающий.
Исходя из этого, представляется правильным, что оснований для отказа в выдаче /ФИО3./ градостроительного плана у администрации Россошанского муниципального района Воронежской области не имелось.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком споре является проверка решений, действия (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Таким образом, суд считает необходимым административный иск удовлетворить: признать отказ административного ответчика в выдаче градостроительного плана земельного участка не соответствующим нормативным правовым актам, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца /ФИО3./; обязать администрацию муниципального района повторно рассмотреть заявление /ФИО3./ о выдаче градостроительного плана земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск /ФИО3./ к администрации Россошанского муниципального района Воронежской области о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка удовлетворить.
Отказ администрации Россошанского муниципального района Воронежской области, выраженный в письме главы администрации от 12.10.2018 № 128-11/4883, в выдаче /ФИО3./ градостроительного плана земельного участка площадью 111041 кв.м. с кадастровым номером №, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - растениеводство, расположенного по адресу: Воронежская область, район Россошанский, кадастровый квартал №, признать не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца /ФИО3./.
Обязать администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области в срок, не позднее 20 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление /ФИО3./ о выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 111041 кв.м. с кадастровым номером №, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - растениеводство, расположенного по адресу: Воронежская область, район Россошанский, кадастровый квартал №
Об исполнении решения суда по административному делу должно быть сообщено административному истцу и в суд в течение месяца по истечении установленного судом срока для пересмотра вышеуказанного заявления /ФИО3./.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Б.Н. Гладько