Дело № 2а-166/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кулунда 09 июня 2020 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Клименко О.А.,
при секретаре Сафоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 г и налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы,
У С Т А Н О В И Л:
МРИ ФНС России № 9 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 г и налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы, указав, что на имя ответчика в 2017 году в ЕГРН были зарегистрированы земельные участки: №№№ расположенный по ---------, площадью 1472 кв.м., кадастровой стоимостью 217664 рубля ; №№№ расположенный ---------, площадью 198 кв.м., кадастровой стоимостью 178237 рублей; №№№ расположенный ---------, площадью 3875 кв.м., кадастровой стоимостью 3488236 рублей. На указанные объекты за 2017 год был начислен налог в размере 316 рублей, 1328 рублей и 17940 рублей соответственно. С учетом частичной оплаты налога /////// в размере 316 рублей и /////// в размере 229 рублей, задолженность по земельному налогу составляет 19039 рублей. За несвоевременную уплату налога начислена пеня за период с /////// по /////// в размере 283,21 рубля. Кроме того, у ФИО1 в 2015-2017 г в собственности находилось недвижимое имущество: иные здания, строения, сооружения №№№ расположенное ---------, площадью 160,9 кв.м.; гараж №№№ расположенный по --------- площадью 160,9 кв.м.. С учетом предоставленной ФИО1 налоговой льготы на гараж в размере 1713 рублей, инвентаризационной стоимости указанных объектов, недоимка по налогу на имущество физических лиц составила 276 рублей. В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку и пени в указанных выше размерах.
В судебное заседание представитель административного истца ФИО2 не явилась. Представила суду заявление, в котором настаивала на удовлетворении заявленных требований и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. До судебного заседания представила суду возражения в которых указала, что не согласна с размером налога на земельный участок по ---------, кадастровая стоимость которого в налоговом уведомлении указана 3488236 рублей, поскольку приобретала она его по договору купли-продажи за 20180 рублей, исходя из кадастровой стоимости одного кв.м. земли 43,69 рублей. Административным истцом не указано на каком основании стоимость спорного земельного участка значительно выросла. Соответственно, не согласна с суммой пени. Кроме того, доначислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 г. в размере 277 рублей, но не указано на каком основании. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности в этой части заявленных требований. Учитывая изложенное, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вместе с тем ч. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 ст. 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктами 4, 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
/////// ФИО1 административным истцом почтовым отправлением направлено налоговое уведомление №№№ от /////// с расчетом имущественных налогов за 2017 год, перерасчет за 2016 г. (л.д.14-17). Получено налоговое уведомление ФИО1 /////// (л.д. 18).
/////// в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление №№№ от /////// о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2015 год.
Поскольку ФИО1 не произвела в установленные законом сроки, то есть до /////// уплату имущественных налогов за 2017 год, ей налоговым органом направлено требование №№№ от /////// об уплате налогов в срок до ///////, которое осталось неисполненным.
По причине неисполнения административным ответчиком требования налогового органа об уплате налогов и пеней представитель МРИ ФНС России N 9 по Алтайскому краю обратился к мировому судье судебного участка N 1 Кулундинского района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 налогов и пеней.
В связи с поступившими от ФИО1 возражениями, определением мирового судьи судебного участка N 1 Кулундинского района Алтайского края от ///////, отменен ранее выданный судебный приказ от /////// по делу N 2а-850/2019 о взыскании с ФИО1 недоимки по имущественным налогам и пени, истцу предложено обратиться в суд в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
С административным иском в Кулундинский районный суд Алтайского края МРИФНС России N 9 по Алтайскому краю обратилась ///////, то есть с соблюдением установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Установленные законом сроки обращения в суд административным истцом соблюдены.
Согласно ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст.388 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст.389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст.390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (ст.391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст.393 НК РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи (ст.396 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст.397 НК РФ).
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется п.1 ст.402 НК РФ исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (далее - решение субъекта Российской Федерации).
Установленный статьей 404 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до ///////.
Единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения была установлена Законом Алтайского края от 13.12.2018 N 97-ЗС "Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", то есть за пределами срока действия спорных правоотношений.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в спорные периоды имела в собственности (по ? доле) объекты недвижимого имущества: земельные участки: №№№ расположенный по ---------, площадью 1472 кв.м., кадастровой стоимостью 217664 рубля ; №№№ расположенный ---------, площадью 198 кв.м., кадастровой стоимостью 178237 рублей; №№№ расположенный по ---------, площадью 3875 кв.м., кадастровой стоимостью 3488236 рублей. иные здания, строения, сооружения №№№, новый кадастровый №№№, расположенное по ---------, площадью 160,9 кв.м., инвентаризационной стоимостью 113216,32 рублей; гараж №№№ расположенный по ---------, площадью 522,4 кв.м., инвентаризационной стоимостью 367583,63 рубля.
При рассмотрении настоящего спора было установлено соответствие кадастровой и инвентаризационной стоимости имущества, за исключением земельного участка №№№ расположенного по ---------, площадью 3875 кв.м.
Согласно сведений, содержащихся в ЕГРН его кадастровая стоимость 3488236 рублей, однако, согласно п.3029 Таблица 23 Постановления Администрации Алтайского края от 23.11.2015 г № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» его стоимость по состоянию на 2015 год составляла 883887,5 рублей, и в последующем не изменялась.
На основании чего в ЕГРН были внесены сведения о другой стоимости суду административным истцом доказательств представлено не было, в связи с чем, суд принимает кадастровую стоимость земельного участка, установленную законом в размере 883887,5 рублей, и производит перерасчет земельного налога за 2017 год.
В целях снижения налоговой нагрузки на граждан, являющихся, в частности, пенсионерами, на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка.
Как следует из налогового уведомления №№№ от /////// ФИО3 предоставляется такая льгота на земельный участок по ---------, с учетом чего размер налога составляет 5565,36 рублей: 883887,5 р. /1/2 долю/ 3875 кв.м.=114.05 р х 600 кв.м.= 68430 рублей.; 883887,5 р / ? долю – 68430 р= 373513,75 р х 1,49 % = 5565,36 рублей.
1,49 % - налоговая ставка земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, установленная Решением № 165 Собрания депутатов Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края 18.09.2014 г.
На остальные, указанные выше, земельные участки налог начислен верно и составляет 316 рублей и 1328 рублей соответственно.
С учетом частичной оплаты налога /////// в размере 316 рублей и /////// в размере 229 рублей, задолженность по земельному налогу составляет 6664,36 рубля.
В соответствие со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Административный истец за несвоевременную уплату земельного налога просит взыскать пени, которая в связи с перерасчетом земельного налога за период с /////// по /////// составляет 99,13 рублей.
ФИО1 на гараж, расположенный по ---------, предоставлена льгота в сумме 1713 рублей.
На здание по ул.50 лет СССР,232А, ---------, начислен за 2015-2016 годы налог в размере 276 рублей исходя из его инвентаризационной стоимости 113216,32 рублей, коэффициента-дефлятора 1, 114///////, 1,3///////, 1,14/////// и налоговой ставки 0,09 %. За 2015-2016 год налог составляет 276 рублей. За 2017 год – 0 рублей.
Доводы административного ответчика в части того, что к отношениям по перерасчету налога на имущество должны применятся положения о применении сроков исковой давности несостоятельны, поскольку в соответствии с п.2.1 ст.52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 (земельный налог и налог на имущество физических лиц) настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Учитывая изложенное выше, требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
В соответствие с ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина за обращение в суд с административным исковым заявлением МРИ ФНС №№№ в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 г и налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 проживающей ---------, в доход соответствующего бюджета: земельный налог за 2017 год в размере 6664,36 (шесть тысяч шестьсот шестьдесят четыре руб. 36 коп) рубля и пени в размере 99,13 (девяносто девять руб. 13 коп) рублей за период с /////// по ///////; налог на имущество физических лиц за 2015-2016 год в размере 276 (двести семьдесят шесть) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований МРИ ФНС России № 9 по Алтайскому краю отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину за обращение в суд с исковым заявлением МРИ ФНС России № 9 в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.А. Клименко