Дело № 2а-166/2020
37RS0015-01-2020-000254-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи И.А. Шабаровой,
при секретаре Д.С. Смирнове,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Ивановской области к Ламакину А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ивановской области (далее по тексту – МИФНС № 4 по Ивановской области, налоговый орган) обратилась в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к Ламакину А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 5889,55 рублей и пени по транспортному налогу за период с 16.11.2017 по 16.12.2018 в сумме 631,57 руб., а всего – 6521,12 руб. Заявленные требования мотивированы тем, что по сведениям, полученным административным истцом от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, Ламакин А.А. владеет на праве собственности транспортным средством: Ниссан Навара 2.5 DL, рег. №, в связи с чем, является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом Ламакину А.А. был начислен транспортный налог за 2017 год в сумме 6091,00 руб., и через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 23.09.2018 № 59601039 (срок уплаты не позднее 02.12.2019). На основании судебного приказа МССУ № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от 15.06.2019 № частично взыскана недоимка за 2017 год по транспортному налогу в сумме 201,45 руб. 28.10.2019. Остаток недоимки 5889,55 руб. В сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, уплата налогов в полном объеме от Ламакина А.А. в бюджет не поступила. В связи с имеющейся у него недоимкой по транспортному налогу и в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику были начислены пени по транспортному налогу 631,57 руб. за период с 16.11.2017 по 04.09.2018 и с 04.12.2018 по 16.12.2018. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ должнику через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование об уплате налога и пени от 05.09.2018 № 6425, от 17.12.2018 №1047, с предложением добровольно уплатить задолженность по налогу и пени. Датой получения документов налогоплательщика считается день, следующий за днем размещения документов в личном кабинете налогоплательщика. В порядке приказного производства на основании ст. 48 НК РФ инспекция обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Ламакина А.А. На основании заявления-возражения Ламакина А.А. определением МССУ № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от 06.11.2019 судебный приказ от 15.06.2019 № отменен. До настоящего времени уплата недоимки по транспортному налогу за 2017 год от Ламакина А.А. в бюджет не поступала. Разногласия от налогоплательщика не поступили.
При рассмотрении дела административный истец неоднократно уточнял заявленные требования. В окончательной форме заявления об уточнении административных исковых требований от 16.07.2020 МИФНС № 4 по Ивановской области просит взыскать с Ламакина А.А. недоимку по транспортному налогу в сумме 1539,55 руб. за 2017 год, пени по транспортному налогу в сумме 631,57 руб. за период с 16.11.2017 по 16.12.2018, а всего 2171,12 руб. По уточненным требованиям пояснили, что 15.07.2020 налоговым органом произведено уточнение платежа за налоговой период 2017 год, так как налогоплательщик при перечислении денежных средств указал основание платежа как ЗД (задолженность), то есть добровольное погашение по истекшим налоговым периодам. По состоянию на 16.07.2020 сумма задолженности по транспортному налогу за 2017 составляет 1539,55 руб. (6091,00 - 201,45 - 4350,00) с учетом принудительного взыскания в порядке исполнительного производства в размере 201,45 руб. и поступлением 25.06.2020 денежных средств в порядке добровольного исполнения обязанностей по уплате транспортного налога в размере 4350,00 руб. В результате исполнительного производства на основании судебного № от 15.06.2019 (отменен 06.11.2019 определением мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района в Ивановской области) при рассмотрении дела в суде от административного ответчика поступила оплата в размере 4551,45 руб. Однако осталась неуплаченной сумма недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1539,55 (6091,00-4551,45), так как сумма исчисляемого налога установлена в размере 6091 руб. из расчета: 174Л.С. *35 руб. с каждой лошадиной силы.
Определением суда от 16.07.2020 прекращено производство по данному административному делу в части требований МИФНС России № 4 по Ивановской области к Ламакину А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4350,00 руб.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 4 по Ивановской области не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа. Инспекция поддерживает административные исковые требования в части взыскания с Ламакина А.А. недоимки по транспортному налогу в сумме 1539,55 руб. за 2017 год, пени по транспортному налогу в сумме 631,57 руб. за период с 16.11.2017 по 16.12.2018, а всего 2171,12 руб.
Административный ответчик Ламакин А.А. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Ранее, участвуя в судебном заседании 06.07.2020 административный ответчик Ламакин А.А. возражал против удовлетворения требований МИФНС России № 4 по Ивановской области по основаниям, изложенным в отзыве от 22.06.2020 на административное исковое заявление. Ссылался на то, что 25.09.2017 он был зарегистрирован по адресу: Ивановская обл., Приволжский р-н, <адрес> До этого был зарегистрирован в г. Иванове по <адрес> Автомобилем НИССАН НАВАРА, 2007 года выпуска, гос. номер №, владеет с марта 2015 года. Транспортный налог за 2015, 2016 годы начисляла ИФНС России по г. Иваново, исходя из ставки, установленной для грузовых автомобилей, поскольку согласно паспорту транспортного средства № автомобиль является грузовым-бортовым, мощность транспортного средства составляет 174 лошадиные силы. В соответствии с п.1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Ивановской области от 28.11.2002 N 88-03 «О транспортном налоге» налоговые ставки установлены в следующих размерах: грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 25 рублей. Таким образом, размер транспортного налога с принадлежащего Ламакину А.А. транспортного средства составляет 4 350 руб. (174 л.с. * 25 руб. = 4 350 руб.). В 2018 году от МИФНС № 4 по Ивановской области получены документы на уплату транспортного налога за 2017 год, рассчитанного по ставке для легковых автомобилей (35 рублей с 1 лошадиной силы), что на 1740 руб. больше размера налога, исчисленного по ставке для грузовых автомобилей (25 руб. с одной лошадиной силы). На личном приеме в МИФНС № 4 ответчиком был представлен паспорт транспортного средства, содержащий информацию о том, что автомобиль является грузовым, а также озвучена просьба предоставить квитанцию об оплате транспортного налога за 2017 год, рассчитанного с учетом типа транспортного средства. На эту просьбу работник инспекции, осуществлявший прием, сообщил, что налог нужно заплатить в размере, рассчитанном МИФНС № 4, а в следующем году он будет пересчитан и зачтен в счет оплаты транспортного налога за 2018 год, расчет в дальнейшем будет осуществляться с учетом типа транспортного средства. 22.06.2020 Ламакин А.А. самостоятельно рассчитал и уплатил транспортный налог за 2017 год в размере 4 350 рублей (174 л.с. * 25 руб. = 4 350 руб.). Считает, что исковые требования, основанные на незаконном расчете транспортного налога за 2017 год по ставке для легковых автомобилей, не подлежат удовлетворению. В части взыскания пени ответчик просит суд учесть ранее взысканные денежные средства, на которые указывает истец в административном иске, а также размер транспортного налога 4350 руб. (л.д.43-44).
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, о причине неявки суду не сообщено. В своем сообщении на запрос суда указали, что т/с Ниссан Навара 2.5 DL регистрировалось в МРЭО ГИБДД по Ивановской области 03.04.2015, там же можно получить всю необходимую информацию.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.ст. 31, 45-47 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
В силу абзацев 2, 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (пункт 2.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого пункт 2.1 ст. 52 НК РФ вступает в силу с 01.01.2019, обратной силы не имеет).
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
В соответствии со статьями 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
На основании пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 357, 358, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у административного ответчика Ламакина А.А. имеется в собственности автомобиль Ниссан Навара 2.5 DL, №
Согласно копии ответа ГИБДД МВД России от 02.07.2020, представленного в МИФНС России № 4 по Ивановской области, по данным регистрации от 03.04.2015 автомобиль Ниссан Навара 2.5 DL, гос. рег. знак № наименование типа ТС –легковые автомобили прочие, категория ТС – В, мощность двигателя – 174 л.с., первичный ПТС № (л.д. 70).
Ламакину А.А. через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 23.09.2018 № 59601039 об оплате не позднее 03.12.2018 транспортного налога в сумме 6091 руб. за а/м Ниссан Навара 2.5 DL, рег. № ОКТМО 24701000.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2017 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 6425 от 05.09.2018 на общую сумму недоимки 6701,77 руб., из которых сумма недоимки по транспортному налогу 6090,00 руб., пени 611,77 руб., установлен срок исполнения требования до 09.10.2018; требование №10471 от 17.12.2018 на общую сумму недоимки 6110,80 руб., из которых сумма недоимки по транспортному налогу 6091,00 руб., пени 19,80 руб., установлен срок исполнения требования до10.01.2019.
Указанные требования Ламакиным А.А. не исполнены в установленный срок.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из положений статей 45 - 47, 69, 70 НК РФ следует, что налоговым законодательством установлена последовательность осуществления налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов - процедура принудительного взыскания, первым этапом осуществления которой в любом случае является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), пеней, штрафов. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Ламакин А.А. не произвел уплату налога согласно выставленным требованиям, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась в порядке ст. 48 НК РФ с заявлением к мировому судье судебного участка № 2 Приволжского судебного района в Ивановской области о выдаче судебного приказа на общую сумму 6722,57 руб., из которых: недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 6091 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 631,57 руб. за период с 16.11.2017 по 16.12.2018.
Мировым судьей судебного участка № 2 Приволжского судебного района в Ивановской области был вынесен судебный приказ по делу № от 15.06.2019 о взыскании с Ламакина А.А. в пользу МИФНС России № 4 по Ивановской области недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 6091 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 631,57 руб. за период с 16.11.2017 по 16.12.2018, а всего 6722,57 руб., а также государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании вышеуказанного судебного приказа с Ламакина А.А. 28.10.2019 частично взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 года в сумме 201,45 руб., остаток недоимки 5889,55 руб.
01.11.2019 от должника Ламакина А.А. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в которых он ссылается на то, что основания возникновения задолженности ему неизвестны.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от 06.11.2019 вышеуказанный судебный приказ отменен на основании заявления должника Ламакина А.А.
В установленный законом шестимесячный срок (04.05.2020) административный истец обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к Ламакину А.А. о взыскании с него недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 5889,55 рублей и пени по транспортному налогу за период с 16.11.2017 по 16.12.2018 в сумме 631,57 руб., а всего – 6521,12 руб.
В связи с возражениями административного ответчика Ламакина А.А. по требованию о взыскании с него недоимки по транспортному налогу за 2017 в сумме 5889,55 руб. и пени по транспортному налогу за период с 16.11.2017 по 16.12.2018 в сумме 631,57 руб., судом установлены следующие обстоятельства.
С момента регистрации автомобиля Ниссан Навара 2.5 DL, гос. рег. знак № 03.04.2015 на имя Ламакина А.А., налогоплательщику Ламакину А.А. произведены начисления по транспортному налогу с физических лиц: за 2015 год (срок уплаты 01.12.2016) в сумме 4568,00 руб. – задолженность не оплачена; за 2016 год (срок уплаты 01.12.2017) в сумме 6090,00 руб. – взыскано службой судебных приставов 20.08.2018 в полном объеме; за 2017 год (срок уплаты 03.12.2018) в сумме 6091,00 руб. – взыскано службой судебных приставов 201,45 руб. 28.10.2019, оплачено 22.06.2020 в сумме 4350 руб. (л.д. 73).
Из ответа УМВД России по Ивановской области от 16.07.2020 № следует, что согласно сведениям Федеральной информационной системы Госавтоинспекции России автомобиль Ниссан Навара 2.5 DL,гос. рег. знак № относится к автомобилям повышенной проходимости с кузовом-пикапом. Категория транспортного средства – В (автомобили легковые и грузовые, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8). При проведении регистрационных действий по постановке на учёт автомобиля НИССАН НАВАРА 2.5D L, государственный регистрационный знак № на имя Ламакина А.А. 03.04.2015 года, в электронной карточке учета указанного автомобиля было внесено: тип ТС - легковой прочее; категория ТС - В; особые отметки - грузовой-бортовой. Изменений в данные регистрационного учета транспортных средств в части указания «код типа» сотрудниками ГИБДД не вносилось. Выгрузка сведений на данный автомобиль по формам и форматам в электронном виде произведена и направлена в Межрайонную ИФНС России по Ивановской области в 2015 году. (л.д. 74).
Доводы Ламакина А.А. о том, что транспортный налог за 2015, 2016 годы ИФНС России по г. Иваново начисляла ему исходя из ставки, установленной для грузовых автомобилей, не нашли своего подтверждения. Так, за налоговый период 2015 год, 9 месяцев владения, сумма исчисленного налога составила 4568,00 руб. (174 л.с. х 35 руб. / 12 мес. х 9 мес. = 4568,00 руб.), за налоговый период 2016 год, 12 месяцев владения, сумма исчисленного налога 6090,00 руб. (174 л.с. х 35 руб. = 6090,00 руб.), т.е. исходя из налоговой ставки 35 руб., установленной для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с.
Налоговый орган, ссылаясь на п.1 ст. 362 НК РФ, указал, что при начислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговым органом исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.
При рассмотрении данного дела Ламакин А.А. подтвердил, что не обжаловал в вышестоящий орган или в суд в установленном законом порядке действия сотрудников ГИБДД по регистрации принадлежащего ему автомобиля НИССАН НАВАРА 2.5D L, гос.рег.знак № в части указания: тип ТС –легковой прочее, категория ТС –В.
Оценка действий органа ГИБДД по постановке на регистрационный учет транспортного средства НИССАН НАВАРА 2.5D L, гос. рег. знак № (с указанием типа ТС – легковой прочее) не относится к предмету заявленных административных исковых требований.
Поскольку указанная административным истцом задолженность в сумме 2171,12 руб., в т.ч. недоимка по транспортному налогу в сумме 1539,55 руб. за 2017 год и пени по транспортному налогу в сумме 631,57 руб. за период с 16.11.2017 по 16.12.2018, до настоящего времени Ламакиным А.А. не уплачена, с иском в суд истец обратился в предусмотренные ст.48 НК РФ сроки, в связи с чем, исковые требования МИФНС России № 4 по Ивановской области подлежат удовлетворению в полном объеме в сумме 2171,12 руб.
Статья 333.19 НК РРФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку требования административного истца удовлетворены в сумме 2171,12 руб., с административного ответчика Ламакина А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Ивановской области к Ламакину А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Ламакина А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Ивановской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1539,55 руб., пени по транспортному налогу за период с 16.11.2017 по 16.12.2018 в сумме 631,57 руб., а всего 2171,12 руб.
Взыскать с Ламакина А.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Шабарова
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2020.