ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-166/2016 от 03.02.2016 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

№ 2а-166/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«03» февраля 2016 года ст. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Заяц Р.Н.,

при секретаре Поповой И.А.,

с участием помощника прокурора Боковской межрайонной прокуратуры Брель Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Краснокутское сельское поселение» о признании бездействия незаконным, обязании опубликовать сведения об исполнении бюджета и затрат на денежное содержание муниципальных служащих,

У С Т А Н О В И Л:

Боковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Краснокутское сельское поселение», в котором просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года, а также о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года.

Обязать в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу администрацию муниципального образования «Краснокутское сельское поселение» опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета Краснокутского сельского поселения за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года, а также о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года.

Сослался на то, что Боковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции администрацией Краснокутского сельского поселения Боковского района Ростовской области, в ходе которой выявлены нарушения вышеназванного законодательства в части не опубликования в СМИ и сети Интернет ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета, а также о численности муниципальных служащих администрации Краснокутского сельского поселения, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их содержание.

Статья 24 часть 2 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в РФ основывается на принципах, к числу которых отнесены публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления. При этом согласно п. 7 ст. 7 этого же Закона одним из основных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (вступил в силу 1 января 2010 г.) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (пункты 1 и 2 ст.4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа, устанавливается федеральным законом.

Пункт 5 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы предусматривает доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода) (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право на получение информации и право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание (с указанием фактических расходов на оплату их труда – в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ) подлежат официальному опубликованию.

Согласно пунктам 3, 5 ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19693) утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно которой (п.п. 2, 3) бюджетная отчетность составляется на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Однако, до настоящего времени в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией Краснокутского сельского поселения Боковского муниципального района за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета Краснокутского сельского поселения, а также сведения о численности муниципальных служащих администрации Краснокутского сельского поселения, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года до настоящего времени не опубликованы, что является недопустимым.

Указанное бездействие администрации Краснокутского сельского поселения по официальному опубликованию снижает возможности общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности администрации поселения, нарушает основные принципы и нормы законодательства о противодействии коррупции, а также нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями.

Выявленные нарушения ущемляют права граждан на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления и являются недопустимыми.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Брель Е.С. поддержал иск.

Представитель административного ответчика администрации МО «Краснокутское сельское поселение» в суд не явился, о дне слушания дела был надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении представитель административного ответчика иск прокурора признал.

Судом принято признание иска представителем административного ответчика, так как такое признание не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание (с указанием фактических расходов на оплату их труда в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ) подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Согласно пунктам 3, 5 ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19693) утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно которой (п.п. 2, 3) бюджетная отчетность составляется на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (вступил в силу 1 января 2010 г.) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (пункты 1 и 2 ст.4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа, устанавливается федеральным законом.

Пункт 5 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы предусматривает доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода) (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право на получение информации и право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Краснокутского сельского поселения Боковского муниципального района за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета Краснокутского сельского поселения, а также сведения о численности муниципальных служащих администрации Краснокутского сельского поселения, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года до настоящего времени не опубликованы для всеобщего сведения.

Допущенное административным ответчиком нарушение подтверждается актом проверки администрации Краснокутского сельского поселения от 18 января 2016 года и письменным объяснением Главы Краснокутского сельского поселения (л.д. 6-8).

В соответствии с нормами действующего законодательства сведения об исполнении бюджетов муниципальных образований должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации. Возможность иным образом обнародовать указанные акты предусматривается только в исключительных случаях, когда не имеется возможности их опубликования. В данном случае суд такого исключительного случая не установил.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Боковского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Краснокутское сельское поселение», выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года, а также о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года.

Обязать администрацию муниципального образования «Краснокутское сельское поселение» в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета Краснокутского сельского поселения за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года, а также о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года,

а также сообщить в суд и прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 03 февраля 2016 года.

Председательствующая: подпись.