Дело № 2а-166/2023
УИД 91OS0000-01-2023-000183-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 12 июля 2023 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Колоцей М.В.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО10 к Керченскому городскому Совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
ФИО10, в лице своего представителя по доверенности ФИО4 обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором просило признать недействующим Приложение № «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденному решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв. м./год – З min 141.40 (строка 69 столбец 5).
Исковые требования обоснованы тем, что административный истец является арендатором земельного участка КН №, категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - рынки, общественное питание, площадь ЗУ - 5 569 кв.м., кадастровая стоимость - <данные изъяты> руб., договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма годовой арендной платы по договору аренды земельного участка №б/н от ДД.ММ.ГГГГ в 2023 году составляет <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка КН № была изменена и составила <данные изъяты> руб., тогда как на дату заключения договора аренды земельного участка КН № она составляла <данные изъяты> руб., в виду чего Общество обратилось в Администрацию <адрес> с письмом, в котором просило пересчитать годовую арендную плату. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Общества был направлен ответ от Администрации <адрес> РК, согласно которого, Администрация <адрес> не находит оснований для уменьшения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб. 10 сессией Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым». Приложением № к Решению утверждены ставки арендной платы, в частности пунктом 69 для вида разрешенного использования - «Рынки» установлен коэффициент 2,4 %, а также минимальный и максимальный пороги стоимости за 1 кв. м. земли <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно. В результате применения формулы, установленной оспариваемым решением, ответчик пришел к стоимости 1 кв. м. аренды земельного участка в сумме <данные изъяты> руб. за 1 кв. м., то есть годовая стоимость арендной платы должна составлять <данные изъяты><данные изъяты> руб. В связи с тем, что пунктом 2,2 Порядка, утвержденного оспариваемым решением предусмотрено, что в случае, если значение, полученное в результате применения формулы меньше минимального значения арендной платы за 1 кв. м., применяется значение, предусмотренное пунктом 69 порядка в частности <данные изъяты> руб. за 1 кв.м. В свою очередь, полагает, что значение формулы 3 min по своему содержанию нивелирует такое понятие как кадастровая стоимость и установлено в нарушение принципов определения арендной платы. Так, произведя расчет исключив 3 min, <данные изъяты> х 2.4% / 5569 кв. м. = <данные изъяты> руб. за 1 кв. м. или <данные изъяты> руб. в год, тогда как по договору сумма составляет <данные изъяты> руб. Принятие оспариваемого решения без проведения многофакторного анализа и установление для вида разрешенного использования Бытовое обслуживание ставок, значительно превышающих установленные договором суммы арендной платы, существенно повлияли на экономическое состояние заявителя и противоречат нормативно правовым актам, имеющим высшую юридическую силу. Кроме того, включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя, как минимальное значение, не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений.
В ходе производства по делу к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица Администрация <адрес>.
В судебное заседание представители сторон и заинтересованные лица, прокурор не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От представителя административного истца и представителя административного ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В адрес Верховного Суда Республики Крым от Керченского городского совета Республики Крым поступили возражения на административное исковое заявление, в котором просят в удовлетворении административного искового заявления отказать. Также в возражениях указано о том, что финансово-экономическое обоснование значений, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа Керчь Республики Крым, а также каких-либо иных сведений и документов, пояснительных записок, содержащих расчеты размера определения арендной ставки за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, при направлении ДД.ММ.ГГГГ в Керченский городской совет проекта решения «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», администрацией <адрес> Республики Крым в адрес Керченского городского совета Республики Крым не предоставлялось.
Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитал возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из подпункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, устанавливается: 1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; 2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Устав муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в силу пункта 5 части 1 статьи 37 которого в компетенции Керченского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
На основании частей 1, 4 статьи 62 Устава, органы местного самоуправления от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными актами Республики Крым, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация <адрес> в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Частью 2 статьи 57 Устава предусмотрено, что решения, принятые на местном референдуме, решения о назначении муниципальных выборов, о назначении местного референдума, по вопросам изменения границ, преобразования городского округа, об избрании председателя Керченского городского совета, назначении главы администрации, его заместителей, решения Керченского городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.
Частью 8 статьи 57 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Керченским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.
В случае отсутствия в городском округе периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в городском округе, официальным опубликованием может признаваться соответствующая публикация в ином печатном издании, которое обеспечивает населению городского округа и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на сайте Керченского городского совета (часть 9 статьи 57 Устава).
Планирование работы Керченского городского совета и порядок подготовки его заседаний, порядок созыва заседаний (сессий) Керченского городского совета, порядок проведения заседаний Керченского городского совета и порядок принятия решений, документирования хода заседания Керченского городского совета и его итогов, порядок избрания должностных лиц Керченского городского совета, порядок проведения депутатских слушаний, права и обязанности депутатов Керченского городского совета и иные вопросы организации работы Керченского городского совета, связанные с осуществлением Керченским городским советом и депутатами Керченского городского совета своих полномочий определяется Регламентом Керченского городского совета, утвержденным решением 16 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д. 115-163).
Согласно статье 14 Регламента, проекты муниципальных правовых актов, вносимые на рассмотрение Керченского городского совета (далее - Городской совет), представляются в Городской совет в виде проектов решений Городского совета. Право внесения проектов решений принадлежит Председателю городского совета, депутатам Городского совета, главе Администрации <адрес>, прокурору <адрес>, органам территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан, Контрольно-счетной комиссии <адрес> Республики Крым, а также иным лицам в случаях, установленных действующим законодательством.
На основании части 1, 2 статьи 16 Регламента, необходимым условием внесения проекта решения Городского совета является представление в отдел организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета следующих документов: 1) текста проекта решения в бумажном и электронном виде; 2) наличие согласовывающих подписей (виз) на первом экземпляре проекта решения: а) при внесении проекта главой администрации <адрес>: - начальника отраслевого органа администрации <адрес>, готовившего проект решения; - руководителя юридической службы администрации <адрес>; - заместителя главы администрации <адрес>, курирующего отраслевой орган администрации <адрес>, подготовивший проект; - главы администрации <адрес>; - руководителя юридической службы аппарата Городского совета.
Управлением по правовым вопросам Администрации <адрес> Республики Крым проведена экспертиза проекта решения Керченского городского совета «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (т.1 л.д.180), и согласно информации прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об изучении проекта решения Керченского городского совета Республики Крым «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым», в представленном проекте решения коррупционные факторы не выявлены (т.1 л.д.179).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации <адрес> Республики Крым в адрес председателя Керченского городского совета направлен согласованный в установленном Регламентом порядке проект решения «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» для включения в повестку дня 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва (исх. №) (т.1 л.д. 111-112).
К данному проекту решения прилагались заключение управления по правовым вопросам администрации <адрес> Республики Крым о проведении экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта от ДД.ММ.ГГГГ№, информация прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и лист согласования указанного проекта (т.1 л.д.180).
В соответствии со статьёй 15 Регламента, проекты решений с необходимыми приложениями и сопроводительным письмом на имя Председателя городского совета или его заместителя не менее чем за 10 дней до дня проведения очередного заседания Городского совета представляются в отдел организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета, где регистрируются. Проекты правовых актов, представленные в нарушение сроков и порядка определенного Регламентом, рассматриваются на последующей сессии Городского совета. Зарегистрированные проекты решений в течение двух дней после их поступления в Городской совет с соответствующей резолюцией Председателя Городского совета направляются заместителю председателя городского совета, который направляет их для дальнейшей работы в комиссии: - в профильную постоянную комиссию, являющуюся ответственной за проект решения, - для рассмотрения, обобщения замечаний и предложений, вынесения заключения; - во все постоянные комиссии - для предложений и замечаний, которые направляются в профильную постоянную комиссию.
Решением Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о постоянных комиссиях Керченского городского совета в новой редакции (далее - Положение о постоянных комиссиях), согласно пунктам 2.1.1, 2.1.7 и 2.1.8 которого, Комиссия вносит проекты решений на заседания Керченского городского совета; изучает и обобщает замечания, предложения, рекомендации, представленные комиссиями Керченского городского совета, депутатами, специалистами, к проектам решений Керченского городского совета или по направлению деятельности Керченского городского совета, отнесенному к ведению комиссии; выносит заключение по проектам решений Керченского городского совета по вопросам, отнесенным к ведению комиссии (т.1 л.д.97-98, 99-110).
Пунктами 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 и 6.3.4 Положения о постоянных комиссиях установлено, что Комиссия по градостроительству, имущественным вопросам и земельным отношениям осуществляет рассмотрение проектов решений, внесенных в Керченский городской совет; разработку проектов решений по вопросам, отнесенным к ведению комиссии; рассмотрение вопросов управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым; обсуждение и внесение предложений по вопросам приватизации, продажи или аренды муниципального имущества.
В соответствии с заключением постоянной комиссии по градостроительству, имущественным вопросам и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия рассмотрела вопросы, включенные в повестку 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва. Предложений и замечаний не имела (т. 1 л.д. 96).
В соответствии с частью 4 статьи 27 Устава, Керченский городской совет состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.
Согласно статьям 58, 63, 67 Регламента, решение Городского совета считается принятым, если за него проголосовало большинство, наделенное в соответствии с Уставом городского округа, правом решающего голоса.
Согласно протоколу пленарного заседания очередной десятой сессии Керченского городского совета 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ всего депутатских мандатов - 28, избрано депутатов - 28, присутствовало на сессии – 18, присутствовали приглашенные - 17. В процессе проведения сессии депутат Керченского городского совета 2 созыва ФИО5 удалился из зала заседания по производственной необходимости (т.1 л.д. 86-94).
В повестку дня под № включён вопрос «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым». По данному вопросу докладывал председатель Керченского городского совета ФИО6 Голосовали о принятии проекта решения в целом: «за» - 17, «против» - нет, «воздержавшихся» - нет. Решение принято единогласно.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Керченским городским советом Республики Крым на 10-й сессии 2 созыва принято решение № «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (далее – Решение №), которым утверждён Порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (приложение 1) (далее - Порядок определения размера арендной платы).
Пунктом 2 вышеуказанного решения постановлено: «Считать утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ решение 56 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О плате за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым»».
Пунктом 3 Решения № установлено, что расчёт арендной платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков производится на основании действующей кадастровой оценки земельного участка.
Размер платы, указанный в договорах аренды земельных участков, соглашениях о плате за сервитут, заключенных до вступления в силу настоящего Порядка, с ДД.ММ.ГГГГ подлежат перерасчёту согласно приложению № (Пункт 4 Решения №).
Согласно пункту 7 Решения №, настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования и применяется с ДД.ММ.ГГГГ.
Приложением № к Порядку определения размера годовой арендной платы за земельные участки установлены «Ставки арендной платы».
Указанное решение опубликовано в спецвыпуске газеты «Керченский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ№ и размещено ДД.ММ.ГГГГ на сайте Керченского совета Республики Крым (т. 1 л.д. 78-85).
Таким образом, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что решение Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение административным истцом.
Проверкой оспариваемого решения Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято постановление № «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как указано в данном постановлении, определяется исходя из ряда основополагающих принципов.
Так, установленный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - порядок определения размера арендной платы) предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы (далее - ставки арендной платы).
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта об определении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Согласно строке 69 столбцу 5 Приложения № «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Приложение №), установлено следующее минимальное значение арендной платы за 1 кв.м./год – Зmin при расчёте размера арендной ставки в отношении земельного участка с видом разрешенного использования:
- «Рынки» (код 4.3) – 141.40 (т.1 л.д.203-209).
Однако административным ответчиком не представлено суду доказательств проведения каких-либо расчетов в целях обоснованности введения оспариваемых значений в зависимости от вида целевого использования земельного участка, учёта экономических и иных факторов при установлении механизма установления такой составляющей размера ставки арендной платы.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что установление оспариваемого значения в размере ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает установленному принципу экономической обоснованности арендной платы земельных участков, следовательно, не соответствует требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы: положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Более того, в рамках административного дела №а-33/2022 оспариваемый акт уже был предметом рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым и решением от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим в части установления в Приложении минимального значения арендной платы за 1 кв. м./год – Зmin по строке 41; а также в рамках административного дела №а-188/2022 признан недействующим в части установления в Приложении минимального значения арендной платы за 1 кв. м./год – Зmin по строке 101,105,111.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> Республики Крым и ФИО7 заключён договор аренды земельного участка, по которому административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым № площадью 5569 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №и; вид разрешенного использования: рынки (код 4.3) на срок установленный пунктом 8 данного договора (т.1 л.д. 31-36).
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок составляет <данные изъяты> руб. без учёта НДС, в соответствии с расчетом, установленным Порядком определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утверждённым решением Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым».
Пунктом 8.1 Договора установлено, что настоящий договор заключён сроком до ДД.ММ.ГГГГ
Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере <данные изъяты> рублей (т.1 л.д. 37).
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор переуступки права аренды вышеуказанного земельного участка между ФИО7 и ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор переуступки права аренды вышеуказанного земельного участка между ФИО8и ФИО10».
Расчёт годовой арендной платы на земельный участок с кадастровым номером №, вид разрешённого использования – рынки (код 4.3) приведен в приложении № к Договору от ДД.ММ.ГГГГ, который является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Согласно приведенному расчёту значение арендной платы в год за 1 кв.м. земельного участка составляет:
<данные изъяты> рублей (кадастровая стоимость земельного участка) х 2,4 % (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 Порядка) / 5569 кв.м. (площадь земельного участка) = <данные изъяты> руб. за 1 кв.м.
Поскольку значение арендной платы за 1 кв.м. земельного участка меньше минимального значения арендной платы за 1 кв.м. (Зmin), расчёт годовой арендной платы произведён в соответствии с подпунктом 2.2.2 Порядка:
141,40 (Зmin) х 5569 кв.м. (площадь земельного участка) = <данные изъяты> руб.
Таким образом, арендная плата за земельный участок в год составила <данные изъяты> руб.
При этом, из расчёта годовой арендной платы за земельный участок усматривается, что значение арендной платы при применении формулы, предусмотренной вышеуказанным Порядком составляет <данные изъяты> руб. за 1 кв.м., при применении которого арендная плата для административного истца составила бы меньший размер, а именно: <данные изъяты>63 руб. (т.1 л.д. 38).
Таким образом, административный истец является субъектом применения оспариваемого акта в оспариваемой части.
При вышеизложенных установленных обстоятельствах, является очевидным, что оспариваемым актом, принятым в оспариваемой части без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, нарушаются права административного истца, как арендатора земельного участка муниципальной собственности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск ФИО10» подлежит удовлетворению.
Признавая недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу, суд выходит из разъяснений абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
административное исковое заявление ФИО10» к Керченскому городскому Совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение № «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв. м./год 3 min по наименованию вида разрешенного использования земельного участка: строка 69 «Рынки» столбец 5 - 141.40.
Взыскать с Керченского городского совета Республики Крым в пользу ФИО10» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере № рублей.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Керченского городского совета Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым М.В.Колоцей
В окончательной форме решение суда принято 26 июля 2023 года.
Судья Верховного Суда
Республики Крым М.В.Колоцей