ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1670/18 от 23.11.2018 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 г.

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Трухина А.П., при секретаре Соколовой Е.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

ФИО3 к Министерству строительства Нижегородской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти,

установил:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства Нижегородской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти. Просит признать незаконным решение от 07.08.2018 г. исх. 328-01-5883/18 Министерства строительства Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на строительство, а также бездействие административного ответчика, выраженное в ненаправлении запроса в компетентный орган, и неполучении от него градостроительного плана земельного участка. Просит обязать Министерство строительства Нижегородской области исполнить свои обязанности в соответствии с п. 9.1 ст. 51 ГрК РФ и вынести новое решение по вопросу выдачи разрешения на строительство на основании критериев и нормативов действующих Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом ДГДИРА Нижегородской области от 30.03.2018 N07-01-06/22.

Из текста административного искового заявления следует, что в июле 2018 г. ФИО3 обратился в Министерство строительства Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома (5 секций) на принадлежащем ему земельном участке площадью 765 кв.м. по адресу: ......., с кадастровым номером *. В августе 2018 г. (07.08.2018 г. исх. 328-01-5883/18) ФИО3 получил ответ из Министерства строительства Нижегородской области, в котором его уведомили о том, что по итогам рассмотрения вышеуказанного заявления Министерством принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство. С данным решением ФИО3 не согласен, считает его незаконными, необоснованным и подлежащем отмене. Незаконное решение и бездействие Министерства строительства, препятствует реализации права ФИО3 на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. По мнению административного истца, принятое решение противоречит п.9.1, п. 13 ст. 51 ГрК РФ и «Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода" утвержденным Приказом ДГДИРА Нижегородской области от 30.03.2018 N 07-01-06/22. В обоснование принятого решения Министерство ссылается на то, что пунктом 2.3 градостроительного плана земельного участка № RU523030006872, подготовленного департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода 22.02.2018 г. (далее - градостроительный план), установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительств, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок: Максимальная площадь земельного участка для размещения блокированного жилого дома -150 кв.м. на один блок. Согласно материалам проектной документации максимальная площадь земельного участка, для размещения блокированного жилого дома превышает 150 кв.м. на один блок, что противоречит вышеуказанным требованиям градостроительного плана. Однако при рассмотрении заявления, Министерство не приняло во внимание ряд существенных обстоятельств, а так же, в нарушении требований ГрК РФ, проявило бездействие что, по мнению административного истца, привело к принятию незаконного решения об отказе в выдаче разрешения на строительство. А именно, Градостроительный план земельного участка № RU523030006872, на основании которого было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, подготовлен Департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода 22.02.2018 г.. Данный градостроительный план составлялся по критериям и нормативам «Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде», утвержденным Постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 15.11.2005 N89.Вместе с тем, к моменту подачи заявления, и; соответственно, принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство (т.е. 30.07.2018 г.) вышеуказанные Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде утратили свою силу. В соответствии с п.2. Приказа Приказ ДГДИРА Нижегородской области от 30.03.2018 N 07-01-06/22 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода" - «Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденные постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15 ноября 2005 года N 89 не применяются к отношениям возникшим со дня вступления в силу настоящего Приказа.» Таким образом, при рассмотрении заявления и принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство Министерство строительства Нижегородской области использовало недействительный Градостроительный план земельного участка № RU523030006872, сведения и заключения которого не соответствовали действующим правилам землепользования. Согласно ст. 29.4. новых Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом ДГДИРА Нижегородской области от 30.03.2018 N 07-01-06/22, Градостроительный регламент зоны индивидуальной высокоплотной жилой застройки ТЖи-3, (к которому относится принадлежащий заявителю земельный участок), определят иные по сравнению с предыдущими предельные разрешенные параметры а именно: максимальная площадь для блокированной жилой застройки (п. 2.3 таблицы) составляет 200 кв.м. на один блок. Таким образом, новые правила землепользования, и соответствующий градостроительный регламент, позволяет строительство 5-ти блоков жилого дома в указанных проектной документации параметрах. Данное обстоятельство, в силу возложенных обязанностей, а так же последующей переписки с заявителем, не могло быть не известно работникам Министерства строительства уполномоченным рассматривать заявления о выдаче разрешения на строительство. Так же, в силу п. 9.1. ст. 51 ГрК РФ, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 (правоустанавливающие документы на земельный участок) и 2 части 9 (градостроительный план земельного участка) настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. В силу ряда независящих от него обстоятельств, застройщик (заявитель) не смог предоставить Министерству строительства обновленный градостроительный план своего земельного участка. Таким образом, в соответствии с п. 9.1 ст. 51 ГрК РФ Министерство строительства Нижегородской области должно было самостоятельно запросить и получить новый градостроительный план вышеуказанного земельного участка, чего сделано не было. Данное обстоятельство административный истец расценивает как незаконное бездействие Государственного органа. В соответствии с п. 13 ст. 51 ГрК РФ, неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил.

Представитель административного ответчика Министерства строительства Нижегородской области исковые требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с норами действующего законодательства, разрешение на строительство выдается на основании градостроительного плана, предоставляемого заявителем. При этом, получение (изготовление) градостроительного плана земельного участка имеет заявительный характер, вследствие чего такой план не может быть получен государственным органом в порядке межведомственного взаимодействия. В связи с принятием новых правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода административный истец может обратиться в уполномоченный орган – департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области для получения нового градостроительного плана. Вместе с тем, несмотря на принятие новых правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода градостроительный план, выданный ему ранее не утратил своего действия и принимая решение о выдаче разрешения на строительство, ответчик в соответствии с прямым указанием закона должен был руководствоваться градостроительным планом, а не правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода.

Кроме того, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство было несколько. Помимо оспариваемого истцом, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство было также и превышение площади строительной площадки и границ благоустройства территории в соответствии с представленными разделами проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», «Проект организации строительства» относительно площади (принадлежащего истцу) земельного участка, отведенного под строительство блокированного жилого дома (5 секций). Дополнительный земельный участок, необходимый для использования в качестве строительной площадки и благоустройства, не оформлен в соответствии с нормами действующего законодательства.

По утверждению представителя ответчика, у административного истца уже имеется разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070097:32, расположенного по адресу: ......., выданное администрацией города Нижнего Новгорода сроком на 10 лет.

В силу ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Административный истец, являясь собственником земельного участка, самостоятельно определил его судьбу, обратившись в администрацию города Нижнего Новгорода за градостроительным планом земельного участка и разрешением на строительство индивидуального жилого дома.

Наличие двух разрешений на строительство на различные виды использования земельного участка ведет к неоднозначному правовому статусу как земельного участка, так и объекта капитального строительства, расположенного на таком участке.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в судебное заседание не явился. В представленном суду письменном отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие. Административные требования ФИО3 полагает необоснованными. Указывает, что основанием для выдачи (подготовки) градостроительного плана является заявление правообладателя земельного участка. В случае, если ФИО3 не обращался за получением градостроительного плана земельного участка после вступления в силу приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода», архитектурно-строительное проектирование должно осуществляться на основании градостроительного плана от 22.02.2018 года, представленного в комплекте документов, и у министерства строительства Нижегородской области отсутствовали основания для запроса о подготовке градостроительного плана в соответствии с новой редакцией Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Указанный вывод основан на следующем.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть1).

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению (часть7).

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 9 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (часть 7.1).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки $ территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны: объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (часть 13).

Исходя из анализа вышеуказанной статьи, основополагающим документом для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства является градостроительный план земельного участка.

В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (чать1).

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости» федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2).

В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5)

Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (часть 6).

При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего Кодекса (часть 7).

В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки (часть 8).

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9).

Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10).

Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является самостоятельной процедурой, которая осуществляется на основании заявления правообладателя земельного участка в сроки, превышающие сроки принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

На территории Нижегородской области действует закон Нижегородской области Закон Нижегородской области от 23.12.2014 № 197-3 "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" в соответствии с которым, полномочия в сфере градостроительной деятельности перераспределены.

В соответствии с вышеуказанным законом сложился следующий порядок деятельности:

- подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство индивидуальных жилых домов (согласование уведомлений о начале строительных работ индивидуальных жилых домов, садовых домов) осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода;

- градостроительные планы земельных участков в отношении иных объектов капитального строительства (не являющихся объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами) готовятся и выдаются Правительством Нижегородской области в лице Департамента градостроительной деятельности развития агломераций Нижегородской области;

- принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство объектов капитального строительства (не являющихся объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами), разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов капитального строительства осуществляется Правительством Нижегородской области в лице Министерства строительства Нижегородской области.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, административный истец ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ......., с видом разрешенного использования «земли, занятые жилищным фондом».

На основании обращения административного истца от 05.02.2018, администрацией города Нижнего Новгорода был выдан градостроительный план земельного участка №RU523030006872 по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, действующими на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (л.д. 12-18).

На дату выдачи градостроительного плана на территории города Нижнего Новгорода действовали Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденные решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2005 № 89.

Приказом директора Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 № 07-01-06/22 на территорию города Нижнего Новгорода были утверждены «Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода».

27.03.2018 административный истец обратился в администрацию города Нижнего Новгорода по вопросу выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

03.04.2018 администрацией города Нижнего Новгорода административному истцу было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома сроком на 10 лет

В конце июля 2018 года административный истец обратился в Министерство строительства Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома (5 секций) на принадлежащем ему земельном участке площадью 765 кв.м. по адресу: ........ Указанное заявление, либо его копия сторонами суду представлены не были, вместе с тем факт существования данного заявления стороны по делу не оспаривают.

К заявлению истцом был приложен градостроительный план земельного участка, выданный администрацией города Нижнего Новгорода 22.02.2018 года.

Оспариваемым решением (ответом) от 07.08.2018г. исходящий № 328-01-5883/18 Министерством строительства Нижегородской области ФИО3 было отказано в выдаче разрешения на строительство блокированнного жилого дома ( 5 секций) на земельном участке по адресу: ........ Отказ мотивирован тем, что строительство блокированного жилого дома (5 секций) планируется осуществлять в границах земельного участка с кадастровым номером *, площадью 765 кв.м.. Пунктом 2.3 градостроительного плана земельного участка №RU523030006872, подготовленного департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода 22.02.2018 (далее - градостроительный план), установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок:

- максимальная площадь земельного участка для размещения блокированного жилого дома - 150 кв.м на один блок.

Согласно материалам проектной документации максимальная площадь земельного участка для размещения блокированного жилого дома превышает 150 кв.м на один блок, что противоречит вышеуказанным требованиям градостроительного плана.

В соответствии с представленными разделами проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», «Проект организации строительства» площадь строительной площадки и границы благоустройства территории превышают площадь земельного участка, отведенного под строительство блокированного жилого дома (5 секций). Таким образом, дополнительный земельный участок должен быть оформлен в соответствии с нормами действующего.законодательства.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ министерство отказало в выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома (5 секций) по адресу: ....... вернуло комплект документов в полном объеме.

Оценивая правомерность действий (бездействий) ответчика, суд находит их законными и обоснованными.

Действительно, правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, скорректированы градостроительные регламенты территориальных зон и в соответствии с новыми правилами, максимальная площадь земельного участка для размещения блокированного жилого дома составляет 200 кв.м. на один блок.

Вместе с тем, ч. 13 ст. 51 ГрК РФ предусмотрены два основания для отказа в выдаче разрешения на строительство:

1. отсутствие документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2. несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, уполномоченный орган принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на строительство на основании тех требований градостроительных регламентов, которые указаны в градостроительном плане земельного участка, представленном заявителем.

Следовательно, доводы административного истца о применении к его земельному участку новых градостроительных регламентов несостоятельны.

Административным истцом в уполномоченный орган был представлен градостроительный план, разработанный на основании градостроительных регламентов, предусматривающих норматив максимальной площади земельного участка для размещения блокированного жилого дома, в расчете 150 кв.м. на один блок. Исходя из указанных сведений, административным ответчиком в пределах представленных ему полномочий было принято законное решение об отказе в выдаче разрешение на строительство блокированного жилого дома, состоящего из 5 блоков на земельном участке площадью 765 кв.м., поскольку площадь этого земельного участка превышает установленную градостроительным планом норму максимальной площади земельного участка в расчете на один блок (765 / 5= 153 кв.м., вместо максимальных 150 кв.м., предусмотренных градостроительным планом).

Разрешая заявленное административным истцом требование о признании незаконным бездействия Министерства строительства Нижегородской области, выразившегося в ненаправлении запроса в компетентный орган, и неполучении от него градостроительного плана земельного участка, суд также не находит оснований для их удовлетворения.

Из прямого содержания ч.7.1 ст.51 ГрК РФ следует, что в порядке межведомственного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, запрашиваются только те документы, которые находятся в распоряжении этих органов и только в том случае, когда такие документы не были представлены заявителем самостоятельно.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что градостроительный план был предоставлен истом самостоятельно.

Новый (другой) градостроительный план, разработанный в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода утвержденными Приказом директора Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 № 07-01-06/22, не изготавливался и не выдавался, следовательно, не мог быть истребован в порядке межведомственного взаимодействия.

При этом, суд также учитывает, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является самостоятельная процедурой, предшествующей обращению за разрешением на строительство: имеет иные сроки оформления, чем принятие решения о выдаче разрешения на строительство, подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется исключительно на основании обращения правообладателя земельного участка.

Кроме того, помимо оспариваемого истцом, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство было также и превышение площади строительной площадки и границ благоустройства территории в соответствии с представленными разделами проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», «Проект организации строительства» относительно площади (принадлежащего истцу) земельного участка, отведенного под строительство блокированного жилого дома, состоящего из 5 секций (блоков). Дополнительный земельный участок, необходимый для использования в качестве строительной площадки и благоустройства, не оформлен в соответствии с нормами действующего законодательства.

Данное основание истцом не оспаривалось, вместе с тем оно является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения от 07.08.2018 года исх. 328-01-5883/18 Министерства строительства Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на строительство и признании незаконным бездействия Министерства строительства Нижегородской области, выраженное в ненаправлении запроса в компетентный орган, и неполучение от него Градостроительного плана земельного участка.

Требование о возложении на Министерство строительства Нижегородской области обязанности вынести новое решение по вопросу выдачи разрешения на строительство является производным от требования о признании действующего решения от 07.08.2018 года незаконным, поэтому оснований для его удовлетворения также нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

ФИО3 отказать в удовлетворении исковых требований: о признании незаконным решения от 07.08.2018 года исх. 328-01-5883/18 Министерства строительства Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на строительство;признании незаконным бездействия Министерства строительства Нижегородской области, выраженное в невыполнении п.9.1 ст.51 ГРК РФ, а именно в ненаправлении запроса в компетентный орган, и неполучение от него Градостроительного плана земельного участка; возложении на Министерство строительства Нижегородской области обязанности вынести новое решение по вопросу выдачи разрешения на строительство на основании критериев и нормативов действующих Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом ДГДИРА Нижегородской области от 30.03.2018 года № 07-01-06/22.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.

Мотивированное решение (в окончательной форме) изготовлено 28 ноября 2018 года.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин