ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1671/2023 от 18.01.2024 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-188/2024

УИД 68RS0015-01-2023-001981-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года г.Моршанск

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Крыловой А.Е.,

при секретаре Ионовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Моршанска в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Моршанска в защиту интересов Российской Федерации лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обосновании которого указано, что в соответствии с абз. 3 п. 2.1 Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой органичен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «ГОСТ РВ 15.110-2003» отобразился список ресурсов (Интернет — сайтов). В поиске по данному запросу отобразилась, в частности, страница Интернет-сайта, расположенная по URL-адресу: <данные изъяты> на которой размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.110-2003 «Военная техника. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы», инв. № отсутствует.

Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате WORD может любой Интернет-пользователь.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

Содержание документа, размещенного на сайте - ГОСТ РВ 15.110-2003

«Военная техника. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы», идентично тексту находящегося в распоряжении ПАО «НПО «Стрела» и зарегистрированного на предприятии за номером № в качестве документа, содержащего служебную тайну, военного стандарта ГОСТ РВ 15.110-2003 «Военная техника. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы»,

зарегистрированного за номером СП-1190.

При этом из текста ГОСТ РВ 15.110-2003 следует, что последний не

может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России.

В свою очередь, на странице Интернет-сайта по URL-адресу:

<данные изъяты> отсутствует информация о наличии у владельца сайта разрешения от Госстандарта России на размещение указанного выше ГОСТ РВ 15.110-2003.

На момент проверки адрес указанной страницы в сети «Интернет», на котором размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.

Установить владельца сайта с использованием возможностей сервиса для проверки доменов (http://www.reg.ru/whois) не представилось возможным.

Просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, содержащую текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.110-2003 «Военная техника. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы», инв. № отсутствует, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г.Моршанска Чеботарева Ю.А. административные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель заинтересованного лица-Управления Роскомнадзора по Тамбовской области в суд не явился.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации-действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в ч.1 ст.9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу ч.1 ст.15 Закона об информации на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

При этом, согласно ч.6 ст.10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти в области безопасности определяются Федеральным законом от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности».

Согласно статье 2 названного Закона основными принципами обеспечения безопасности в числе прочего являются законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, организационных, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее - Положение №1233) установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (п.1.2 Положения №1233).

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.4 Положения №1233).

На основании ч.1 ст.6 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 1 62-ФЗ) порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается

Правительством Российской Федерации.

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4 Закона № 162-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 №1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» утверждено Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (далее Положение), согласно которому Росстандарт определяет головные организации по стандартизации оборонной продукции, уполномоченные на выполнение работ (оказание услуг) по стандартизации оборонной продукции. Официальное издание и распространение документов по стандартизации оборонной продукции, а также изменений данных документов осуществляется в порядке, установленном основополагающими государственными военными стандартами.

Как следует из раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 №1567 (далее Положение № 1567), на том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией по государственному оборонному заказу.

Государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции (подп. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения №1567).

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации обороной продукции, распространение указанных документов осуществляется Министерством обороны России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (подп. «л» раздела I и п.34 раздела VII Положения N1567).

Порядок информационного обеспечения и распространения документов по стандартизации оборонной продукции установлен ГОСТ РВ 0001-004-2015.

Приказом Федерального агентства техническому регулированию и метрологии от 05.03.2020 N479 «Об определении головных организаций по стандартизации оборонной продукции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ») определено головной организацией по стандартизации оборонной продукции с закреплением за ним следующих объектов стандартизации в соответствии с классификатором стандартов на оборонную продукцию: Общетехнические и организационно-методические системы и комплекс стандартов (группа 00, кроме классов 0001, 0008, 0009, 0015, 0020, 0022, 0024, 0027, 0028, 0029, 0030, 0033, 0034, 0045, 0046), Терминология (стандарты, словари) (группа 01, только класс 0100, 0122, 0131, 0134, 0136, 0140, 0151, 0152), Метод обработки, формообразования, сборки и контроля (группа 02, только классы 0222, 0231, 0234, 0236, 0240, 0251, 0252).

Таким образом, Росстандарт уполномочил ФГБУ «Российский институт стандартизации» в соответствии с Положением на выполнение работ (оказание услуг) по стандартизации оборонной продукции в качестве головной организации Росстандарта.

ФГБУ «Российский институт стандартизации» осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности, связанные со сведениями, составляющими государственную тайну: на право осуществления мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны 4 отделу 23 Военного представительства Минобороны России: на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

ФГБУ «Российский институт стандартизации» осуществляет распространение документов по стандартизации оборонной продукции в соответствии с ГОСТ РВ 0001-004-2015.

ГОСТ РВ 15.110-2003 входит в фонд документов по стандартизации оборонной продукции, который является государственным информационным ресурсом. ФГБУ «Российский институт стандартизации» согласно Положения предоставляет в установленном порядке информацию о таком документе, его копии, включая издание и распространение.

При этом проведенная прокуратурой города проверка показала, что ФГБУ «Российский институт стандартизации» разрешение на распространение данного документа интернет-сайту <данные изъяты> не выдавалось.

Ввиду этого страница интернет-сайта <данные изъяты> содержит информацию, запрещенную к размещению законодательством Российской Федерации без разрешения Госстандарта России.

Ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональны обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

Результаты проведенной прокуратурой города проверки свидетельствуют также о том, что информация, содержащаяся в ссылке <данные изъяты>, распространение которой запрещено в силу требований вышеуказанного законодательства, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Согласно ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ информация посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

На основании ч.2 ст.15.1 Закона №149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 Закона №149-ФЗ).

На основании ч.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства на электронной странице по адресу: <данные изъяты> распространяется информация для неопределенного круга лиц, направленная на побуждение совершать противоправные действия, преступления и правонарушения, вовлечение данных лиц в совершение антиобщественных действия, влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей.

Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая, что информация носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайте с URL-адресом: <данные изъяты>, признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Закона №149-ФЗ.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: <данные изъяты>, следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В связи с чем, административный иск прокурора г.Моршанска подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора г.Моршанска в защиту неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: <данные изъяты>, содержащую текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.110-2003 «Военная техника. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы» инв. № отсутствует, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области для включения указателя сайта с URL адресом: <данные изъяты>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Решение в соответствии с положениями ч.4 ст.265.5 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Крылова

Решение составлено судом в окончательной форме 18 января 2024 года.

Судья А.Е. Крылова