Дело № 2а-1673/2020 Мотивированное решение составлено 24 ноября 2020 года
УИД 76RS0023-01-2020-002352-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Гмырак Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН,
лица, участвующие в деле: представитель административного истца директор МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга» ФИО1, представитель заинтересованных лиц мэрии г.Ярославля и департамента образования мэрии г.Ярославля по доверенностям ФИО2 – участвовали в судебном заседании; административный ответчик Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области представил материалы оконченного исполнением исполнительного производства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, заинтересованное лицо УФССП России по Ярославской области представил письменные возражения на иск; заинтересованное лицо прокуратура Ленинского района города Ярославля представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без представителя прокуратуры; административный ответчик судебный пристав-исполнитель пояснений не представил, процессуальных ходатайства не заявил;
У с т а н о в и л:
Административный истец Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» (МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга») обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В обоснование требований указано о том, что решением Ленинского районного суда г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Ярославля: на мэрию города Ярославля, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт крыши образовательной организации - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» по адресу: <...>.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с бюджетным законодательством департамент образования мэрии выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, что не является аналогом «финансирования» муниципальных учреждений. Департамент образования осуществляет финансирование
подведомственных учреждений в рамках распределения бюджетных ассигнований бюджета города Ярославля на текущий и плановый периоды. Бюджет города Ярославля формируется с учетом поступления доходов. В первоочередном порядке обеспечиваются расходы на оплату труда и коммунальных услуг муниципальных учреждений. Финансирование отрасли «Образование» в целом является недостаточным, обеспечение других социально-значимых и прочих расходов осуществляется в пределах остатка финансовых ресурсов.
Определением Ленинского районного суда г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения сроком до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Указанное решение суда исполнено в полном объеме и в сроки, установленные указанным определением Ленинского районного суда г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается контрактом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, актом о приемке выполненных работ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга» уведомляло Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам об исполнении решения в полном объеме.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга» стало известно, что в Банке данных исполнительных производств содержится информация о наложении на него исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга» постановление судебного пристава-исполнителя ФИО3 о взыскании исполнительского сбора не получало.
Административный истец МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга», со ссылкой на статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей либо уменьшить его размер по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Все лица, участвующие в административном деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Административный истец в лице представителя директора МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга» ФИО1, заинтересованные лица мэрия г.Ярославля и департамент образования мэрии г.Ярославля в лице представителя по доверенностям ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям искового заявления.
Административный ответчик Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области представил материалы оконченного исполнением исполнительного производства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Административный ответчик судебный пристав-исполнитель пояснений не представил, процессуальных ходатайства не заявил.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Ярославской области представил письменные возражения на иск, в которых указал о том, что нет правовых оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Также указал о том, что основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы, к которым согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ не относится, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя УФССП.
Заинтересованное лицо прокуратура Ленинского района города Ярославля представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без представителя прокуратуры.
Суд в соответствии со статьей 150 КАС РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованных лиц, огласив возражения стороны ответчиков, исследовав письменные материалы административного дела, а также представленные копии материалов исполнительного производства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании исполнительного листа, выданного ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Ленинский районным судом г. Ярославля по делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА возбуждено исполнительное производство в отношении юридического лица – должника Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга».
Предмет исполнения: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт крыши образовательной организации - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» по адресу: <...> (то есть ремонт крыши здания должник должен произвести у себя самого; соответственно, решение суда принято и в интересах ответчика – должника по исполнительному производству. Иное не усматривается).
В постановлении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления. Вместе с тем, когда именно получена должником копия постановления - в отзыве в суд УФССП не указано, а в представленных Межрайонным отделом судебных приставов копиях материалов исполнительного производства представлена нечетко читаемая копия – выписка из почтового реестра (альтернативный оператор почтовой связи), из которой усматривается только то, что дата включения в почтовый реестр заказного письма с уведомлением по отправке должнику постановления о возбуждении исполнительного производства – ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Сведений о дате получения должником - административным истцом указанного постановления о возбуждении исполнительного производства не имеется.
По делу можно сделать вывод о том, что по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА должник знал о возбуждении исполнительного производства. Из вышеуказанного определения Ленинского районного суда г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА усматривается, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА должник Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Заявление определением суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА удовлетворено: должнику предоставлена отсрочка исполнения указанного решения сроком до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Однако постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ОИП УФССП России по ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с должника - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Таким образом, по делу усматривается, что исполнительский сбор с должника взыскан в период, когда должник уже обратился в суд за отсрочкой исполнения решения, и более того, должнику определением суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА предоставлена отсрочка исполнения решения суда, а на следующий день к должнику судебным приставом-исполнителем за неисполнения данного решения суда применена штрафная санкция в виде взыскания указанного исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 ст. 112 закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, судебный пристав обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Взыскание исполнительского сбора может быть отсрочено на срок, специально установленный судом (или должностным лицом), предоставившим отсрочку, если будет установлен факт тяжелого имущественного положения должника или иные существенные обстоятельства. При предоставлении отсрочки исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом (должностным лицом) (ч. 1, 2 ст. 37, ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 указанного Постановления от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах в совокупности, материалы настоящего дела и материалы исполнительного производства содержат сведения, дающие по данному делу основания для освобождения должника от исполнительского сбора. Доказательств для иного вывода по делу не представлено.
Руководствуясь статьями 6-15, 150, 152, 174, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р е ш и л:
Административные исковые требования удовлетворить:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославский юннатский центр «Радуга» освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства РФ в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.Г. Красноперова